Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Тихоня и молчун

Учительская газета, №1 от 12 января 2010. Читать номер
Автор:

Грамотное письмо в школе – редкость. В нашем Дворце творчества детей (юношества) создана студия «Родничок», которая помогает детям стать грамотными. Студии уже 15 лет. Ежегодно со 150 малышами от 4 до 7 лет занимаются 10 педагогов. Ни одно из занятий по родной речи не повторяет другое. У каждого педагога свои наработки – слово «методика» они не любят, сухое слишком.

Досье «УГ»Слышала такое выражение – Большое яблоко. Что оно означает?Служба русского языкаБольшое яблоко – самое распространенное неофициальное название американского города Нью-Йорк. Так его стали называть в 1920-е годы прошлого века. В то время этот город был местом паломничества многих джазовых музыкантов. Именно его хотели завоевать джазмены, так как получить признание в Нью-Йорке равнялось восхождению на музыкальный Олимп. По одной из версий это образное название пошло именно из среды джазовых исполнителей, которые говорили: «На дереве успеха много яблок; если тебе удалось завоевать Нью-Йорк, значит, ты откусил самое большое яблоко». Возможно, по аналогии с Нью-Йорком образные наименования появились и у наших городов – Санкт-Петербурга и Москвы. Санкт-Петербург называют Северным яблоком, видимо, по аналогии с другими названиями – Северная Пальмира и Северная столица. Москву – Дорогим яблоком: возможно, влияние оказал статус Москвы как самого дорогого города мира.

Татьяне Орловой больше нравится «игра» – этот вид работы наиболее близок и понятен ее маленьким ученикам. В 4 года у детей появляется интерес к словам, который нужно всячески поощрять. Родители начинают серьезно учить ребенка азбуке, а он упрямо желает играть. Татьяна Афанасьевна советует играть в лингвистические игры.

Как известно, в основе русской орфографии лежат три основных принципа: фонетический – это как слышится, так и пишется; традиционный – так называемые словарные слова, правописание которых нужно запомнить; морфологический, который предполагает использование различных грамматических правил. Изучение этих правил начнется в школе, а поймет и усвоит их ребенок в том случае, если к школьному обучению он полностью овладеет речью. Это значит, что будущий школьник различает и называет все звуки родного языка, имеет богатый словарный запас, употребляет все виды предложений, владеет грамматикой, то есть говорит в соответствии с нормами родного языка.

В дошкольном возрасте есть небольшие отклонения в речевом развитии ребенка, речь в целом вполне понятна и не вызывает трудностей в общении, но наблюдается запаздывание фразовой речи, трудность в освоении звуков. Это родители даже не всегда замечают. Но в школе, когда к речи детей предъявляются повышенные требования, эти дети сразу выделяются, программа для них трудна. Начать помогать им лучше в дошкольном возрасте, чтобы сгладить наметившееся отставание в речевом развитии ребенка. Пристрастие к лингвистическим играм нужно всячески поощрять.

Взрослые, поиграйте с детьми! Не ведите ученые разговоры, а создайте хотя бы минимальную игровую условность: закройте глаза и «перенеситесь» на кухню, создайте «Звуковой аукцион» – найдите предметы, в названии которых есть звук «С» – сковородка, кастрюля, миска, стакан. На даче поищите вкусное со звуком «Р» – морковь, огурец, помидор, картофель. Превратитесь в «хирургов» и «сшейте» или «разрежьте» слово на звуки, слоги. Посмотрите, что получится, если у «бус», «крота», «хлева» отрезать первый звук, а у «столба» и «рыбака» – последний.

Играя в такие игры, вы развиваете у ребенка слуховое внимание, фонематический слух, готовите его к овладению письменной речью. Поразмышляйте вместе с детьми, почему так назвали ежевику, облепиху, чернику, мухомор, опенок, снегиря, зяблика, мухоловку, трясогузку. Поиграйте в «Какой? Чей?» – образуйте однокоренные прилагательные из существительных: варенье из клюквы – клюквенное, из крыжовника – крыжовенное; хвост коня – конский, петуха – петушиный; веник из полыни – полынный, из крапивы – крапивный. Спросите, как называют тихого (тихоня), молчаливого (молчун), доброго (добряк) человека. Чем лучше будет понимать ребенок, от какого слова образовалось другое, тем грамотнее он будет писать.

Поиграйте всей семьей в «Наборщика» – поучите составлять новые слова из букв какого-нибудь слова. Например, из «транспорта» можно составить более 100 существительных: спорт, нос, порт, наст и т. д. Эта игра замечательно развивает звукобуквенный анализ, память, формирует словарный запас. Умению классифицировать по какому-либо признаку учат игры «Четвертое лишнее слово». Ребенок сам ищет основание для классификации, доказывает, почему три слова можно объединить.

Нина РАЗУМОВА, директор Омского городского Дворца творчества детей (юношества)


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту