Грамотное письмо в школе – редкость. В нашем Дворце творчества детей (юношества) создана студия «Родничок», которая помогает детям стать грамотными. Студии уже 15 лет. Ежегодно со 150 малышами от 4 до 7 лет занимаются 10 педагогов. Ни одно из занятий по родной речи не повторяет другое. У каждого педагога свои наработки – слово «методика» они не любят, сухое слишком.
Досье «УГ»Слышала такое выражение – Большое яблоко. Что оно означает?Служба русского языкаБольшое яблоко – самое распространенное неофициальное название американского города Нью-Йорк. Так его стали называть в 1920-е годы прошлого века. В то время этот город был местом паломничества многих джазовых музыкантов. Именно его хотели завоевать джазмены, так как получить признание в Нью-Йорке равнялось восхождению на музыкальный Олимп. По одной из версий это образное название пошло именно из среды джазовых исполнителей, которые говорили: «На дереве успеха много яблок; если тебе удалось завоевать Нью-Йорк, значит, ты откусил самое большое яблоко». Возможно, по аналогии с Нью-Йорком образные наименования появились и у наших городов – Санкт-Петербурга и Москвы. Санкт-Петербург называют Северным яблоком, видимо, по аналогии с другими названиями – Северная Пальмира и Северная столица. Москву – Дорогим яблоком: возможно, влияние оказал статус Москвы как самого дорогого города мира.
Татьяне Орловой больше нравится «игра» – этот вид работы наиболее близок и понятен ее маленьким ученикам. В 4 года у детей появляется интерес к словам, который нужно всячески поощрять. Родители начинают серьезно учить ребенка азбуке, а он упрямо желает играть. Татьяна Афанасьевна советует играть в лингвистические игры.
Как известно, в основе русской орфографии лежат три основных принципа: фонетический – это как слышится, так и пишется; традиционный – так называемые словарные слова, правописание которых нужно запомнить; морфологический, который предполагает использование различных грамматических правил. Изучение этих правил начнется в школе, а поймет и усвоит их ребенок в том случае, если к школьному обучению он полностью овладеет речью. Это значит, что будущий школьник различает и называет все звуки родного языка, имеет богатый словарный запас, употребляет все виды предложений, владеет грамматикой, то есть говорит в соответствии с нормами родного языка.
В дошкольном возрасте есть небольшие отклонения в речевом развитии ребенка, речь в целом вполне понятна и не вызывает трудностей в общении, но наблюдается запаздывание фразовой речи, трудность в освоении звуков. Это родители даже не всегда замечают. Но в школе, когда к речи детей предъявляются повышенные требования, эти дети сразу выделяются, программа для них трудна. Начать помогать им лучше в дошкольном возрасте, чтобы сгладить наметившееся отставание в речевом развитии ребенка. Пристрастие к лингвистическим играм нужно всячески поощрять.
Взрослые, поиграйте с детьми! Не ведите ученые разговоры, а создайте хотя бы минимальную игровую условность: закройте глаза и «перенеситесь» на кухню, создайте «Звуковой аукцион» – найдите предметы, в названии которых есть звук «С» – сковородка, кастрюля, миска, стакан. На даче поищите вкусное со звуком «Р» – морковь, огурец, помидор, картофель. Превратитесь в «хирургов» и «сшейте» или «разрежьте» слово на звуки, слоги. Посмотрите, что получится, если у «бус», «крота», «хлева» отрезать первый звук, а у «столба» и «рыбака» – последний.
Играя в такие игры, вы развиваете у ребенка слуховое внимание, фонематический слух, готовите его к овладению письменной речью. Поразмышляйте вместе с детьми, почему так назвали ежевику, облепиху, чернику, мухомор, опенок, снегиря, зяблика, мухоловку, трясогузку. Поиграйте в «Какой? Чей?» – образуйте однокоренные прилагательные из существительных: варенье из клюквы – клюквенное, из крыжовника – крыжовенное; хвост коня – конский, петуха – петушиный; веник из полыни – полынный, из крапивы – крапивный. Спросите, как называют тихого (тихоня), молчаливого (молчун), доброго (добряк) человека. Чем лучше будет понимать ребенок, от какого слова образовалось другое, тем грамотнее он будет писать.
Поиграйте всей семьей в «Наборщика» – поучите составлять новые слова из букв какого-нибудь слова. Например, из «транспорта» можно составить более 100 существительных: спорт, нос, порт, наст и т. д. Эта игра замечательно развивает звукобуквенный анализ, память, формирует словарный запас. Умению классифицировать по какому-либо признаку учат игры «Четвертое лишнее слово». Ребенок сам ищет основание для классификации, доказывает, почему три слова можно объединить.
Нина РАЗУМОВА, директор Омского городского Дворца творчества детей (юношества)
Комментарии