search
main
0

Тихий Дон на Черном море. Как поселок Лазаревское стал лабораторией конкурсного движения

Осень для педагогов время напряженное. Первая четверть. Учебный год в разгаре. Но приятная перемена – первые каникулы обязательно наступают. И хотя сегодня нет для них жестких дат, многие школы сами определяют логику чередования учебы и отдыха, традиционно первые дни ноября для большинства школьников и педагогов страны – время сменить деятельность. Каждый это делает по-своему, выбирая для себя, как заметил поэт, «женщину, религию, дорогу…». Дорогу в поселок Лазаревское в Краснодарском крае вот уже несколько лет подряд выбирают для себя педагоги и управленцы, без преувеличения сказать, одержимые конкурсом «Учитель года» и влюбленные в творчество, в педагогические инновации. Здесь их собирают ростовские управленцы: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области и Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, сокращенно РИПКиППРО, а также ассоциация учреждений, реализующая программы дополнительного профобразования Южного федерального округа.

Почему санаторий «Тихий Дон», расположенный в центре курорта на высоте 65 метров над уровнем моря, стал своеобразной педагогической Меккой, куда съезжаются учителя из многих регионов России? В этом году, к примеру, приехали 220 человек из 20 регионов страны. Сюда их зовет перспектива знакомства с учителями, финалистами, лауреатами, победителями традиционно завершающегося в октябре Всероссийского конкурса «Учитель года России». Для участников и организаторов еще свежи впечатления, и можно, переведя дух, поделиться ими с коллегами из разных регионов, встретиться с вновь обретенными друзьями, порадоваться общению с родственными душами. A для тех, кто пока в поиске и еще не понял смысла участия в профессиональных конкурсах, это возможность увидеть вживую мастер-классы тех, для кого уже позади конкурсная стихия, приоткрывать для себя тайны их педагогического мастерства. Но и неплохо застать поздней осенью южное солнце и, если повезет с погодой, искупаться в море.Понять природу успеха учителей и организаторов (это, как известно, обоюдный процесс) не только на конкурсах, но и в ежедневной работе учителя и управленца – такова сверхзадача, которую поставили восемь лет назад ростовчане. Пальма первенства здесь принадлежит Галине Нестеренко, тогда работнику Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, ныне методисту РИПКиППРО. С присущей ей энергией и упорством она начала создание этой «лаборатории» конкурсного движения в поселке Лазаревское, где санаторий «Тихий Дон» на пять каникулярных дней становится ростовским образовательным «посольством» на территории Черноморского побережья. Сегодня для Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проведение межрегиональных семинаров «Развитие творческого потенциала учителя в условиях профессиональных конкурсов» – неотъемлемая составляющая долгосрочной научно-методической программы. И это не случайно, ведь институт – крупнейший научно-методический центр, на базе которого создана ассоциация учреждений дополнительного образования юга России, – располагает эффективными ресурсами для анализа, обобщения и трансляции модулей продуктивного педагогического и управленческого опыта. Личный авторитет его ректора Сарры Хлебуновой, доктора педагогических наук, профессора кафедры управления образованием, и ее коллектива стали основанием для выбора Минобрнауки РФ этого института в качестве стажировочной площадки. Произошло это, по мнению Сарры Федоровны, благодаря высокому уровню качества и востребованности образовательных программ института педагогическим сообществом региона.- Стать базой для стажировочной площадки, – считает ректор, – позволили также ежегодный охват повышением квалификации более 11000 педагогических работников, современная учебно-материальная ресурсная база повышения квалификации, наличие сертифицированной системы менеджмента качества, соответствующей требованиям международного стандарта, высокая результативность участия в федеральных экспериментах по модернизации структуры и содержания общего образования, эффективный опыт апробации ФГОС, инновационных учебных методических комплектов, наличие современной издательской базы, позволяющей осуществлять выпуск лицензированных методических журналов «Региональная школа управления» и «Практические советы учителю», монографий, учебных и учебно-методических пособий в объеме более 700 печатных листов ежегодно, качество и результативность выполнения государственного задания на повышение квалификации работников образования области.Важный фактор – уровень сопровождения профессиональных конкурсов, который обеспечивает институт. Конкурс «Учитель года» стал мощным стимулом системных прогрессивных изменений в региональном образовании: активизировалась инновационная деятельность педагогов.Свою особую лепту вносит и региональный клуб «Учитель года Дона», рождение которого в 2003 году дало, по мнению проректора Елены Алимовой, кандидата психологических наук, импульс организации подобных семинаров.- Для тех, кто впервые попадает в начале ноября в Лазаревское на семинар, – рассказывает Елена Евгеньевна, – начинается абсолютно новый этап жизни, связанный с конкурсом. А самое главное – каждый участник испытывает радость профессионального общения с близкими по духу и мыслями людьми. Конкурс «Учитель года» и межрегиональный семинар – единое целое. Их продолжение – первый муниципальный фестиваль клубов «Учитель года Дона», который мы провели в декабре прошлого года и продолжим эту традицию в этом году. Клубы объединяют учителей, являющих собой новое поколение, образованное, думающее, энергичное, устремленное в будущее.Кстати, в этом году в рамках семинара впервые работала секция руководителей образовательных учреждений, от кого во многом зависит творческий рост и становление педагога как профессионала-мастера. Ведущие секции проректор Елена Алимова и доцент Галина Звездина обсудили с коллегами тему развития общественно-государственного управления инновационными образовательными учреждениями.Своими находками делились Ахтам Чугалаев, директор школы из Ижевска, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2010», Галина Филиппова, директор гимназии «Эврика» из Анапы, Геннадий Игошин, начальник отдела развития образования из Самары. Руководители школ Ростовской области рассказали о деятельности стажировочной площадки (РИПКиППРО) в решении вопросов государственно-общественного управления в общеобразовательном учреждении. Обсуждение проблемы в этот день закончилось деловой игрой «Проектирование модели государственно-общественного управления инновационного общеобразовательного учреждения в условиях современных стратегий образования».На секции творческих учителей мастер-классы давали педагоги Великого Новгорода, Московской, Воронежской областей, Республики Адыгея, Ставропольского края. Ростовскую область представили Елена Нечитайлова, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2008», учитель химии из Цимлянска, с презентацией «Медиаурок на основе технологии критического мышления», педагог дополнительного образования Анатолий Роменский, победитель конкурса «Сердце отдаю детям» по теме «Физика и туризм» и многие другие. Привлек внимание публики в зале опыт физика из ростовской гимназии №3, заслуженного учителя РФ Игоря Изюмова. Тема, с которой он выступил, весьма актуальна: сетевой портрет учителя как составляющая его профессионального портфолио.Впервые в работе семинара участвовали представители педагогических образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, готовящих педагогические кадры для школ Ростовской области. Директор Донского педагогического колледжа доктор философских наук Олег Степанов говорил о приоритетных аспектах развития профессионализма и творческого потенциала будущего учителя. Руководитель старейшего на юге России учреждения вспомнил о главных признаках учительской профессии, перечислив их: божественная, массовая, творческая, престижная, востребованная, древняя, интеллектуальная, малооплачиваемая, консервативная, аскетичная, стрессовая, женская… Поставив «творчество» на важное третье место, Олег Васильевич посетовал на то, что сегодня более всего нас волнуют компетенции и ФГОСы, приемы и выпуски, здоровье и борьба с курением. И как мало времени остается на развитие творческого потенциала будущего педагога!Разговор о творческом развитии педагога продолжили «Учительская газета» (в лице автора статьи) и Елена Пахомова, заведующая кабинетом педагогического опыта АПКиППРО («Профессиональный конкурс «Учитель года» как ресурс творческого развития педагога»), а также Александр Пентин, заведующий кафедрой естественно-математического образования АПКиППРО («Федеральные государственные образовательные стандарты – новые стандарты образования для современной школы»).Юлия Ильина (победитель регионального конкурса «Учитель года Дона-2012») и абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2012» Александр Демахин (Московская область) стали для семинаристов самыми свежими примерами как недавно прошедшие стихию конкурса «Учитель года России-2012». Конечно же, мастер-класс «Живопись умирает…» Александра Александровича и в этой аудитории никого не оставил равнодушным. В конце разговора каждый должен был поставить знак препинания не только во фразе, но и для себя. Как важно уметь это делать в нашей жизни!В мастер-классе Юлии Ильиной сошлись школьные предметы разных направлений. Представленный опыт по проблеме «Эффективность использования интегрированного курса «Немецкий язык и наука» в образовательном пространстве лицея химико-информационного профиля» был взят участниками семинара для использования в своей практике.В педагогическом калейдоскопе региональных делегаций можно было посмотреть творческие мастерские педагогов Республики Башкортостан, инновационный опыт учителей Волгоградской области, творческий поиск учителей Адыгеи, Карелии и профессиональные клубы учителей из Ростовской области.Вечерами по традиции проходили и неформальные встречи. Их лейтмотив – «И опять мы вместе…», где неизменные ведущие, члены регионального клуба «Учитель года Дона» Марина Мирошник, Игорь Апольский, Анна Дмитрова, Ольга Боброва, Григорий Люлюмов, Александр Шапоренко, Сергей Шкурин, Игорь Изюмов, Юлия Арсентьева, Лариса Тутова – снова и снова удивляли оригинальностью, многосторонними способностями и талантами, остроумием и изобретательностью. Как нужны и важны все эти качества учителю! И как хорошо, что есть конкурс и встречи после него, подобные семинару в «Тихом Доне» на Черном море, которые открывают таких учителей и дарят нам радость общения с ними.пос. Лазаревское, Краснодарский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте