Советуем вам обратиться к работам психолога Владимира Леви. Он предлагает свой ролевой репертуар учителя, который может быть, например, утешителем, психотерапевтом и даже врачом. А вот другая веточка схемы: учитель – рассказчик, артист, клоун, шут. Учитель, осуществляющий контроль, превращается в оценщика, затем критика и даже беспристрастного объективного судью. Тот же учитель-контролер может исполнять роль инструктора, тренера и даже дрессировщика. Учитель-товарищ становится другом, любимым человеком, а бывает, что ему поклоняются, как кумиру.
Подход фельетонный, или «Какой типаж!»
Есть два полярных вида учителей, между которыми часто возникает противостояние: молодые неформалы и опытные «старички».
Молодежно-неформальный вид
У молодых учителей-неформалов свои представления о воспитании детей. Главный принцип – «Долой авторитеты!» Неформалы жаждут ребячьей привязанности. Для этого в ход идут запрещенные методы: пародирование завуча, фальшивый интерес к исполнителям в стиле рэп и полное презрение к дежурству в школе.
Такие учителя часто добиваются того, что дети им начинают доверять больше, чем родителям. Конечно! Они ведь в отличие от предков всe понимают. Правда, обычно к середине учебного года восторженный ученический угар заметно ослабевает. Старшеклассники, например, с ужасом обнаруживают, что Мураками, Вийон, Бодлер и Пелевин опять не вошли ни в одну из программ для поступающих! А Достоевский еще как вошел!
Неформалы редко задерживаются в одной школе более двух лет – их выкрутасы утомительны для коллектива и чреваты родительскими жалобами.
Вид опытный и закаленный в педагогических боях
Их можно узнать по ленивым жестам и по равнодушным взглядам. У них – дом, дети, муж. Отсидеть бы шесть часов в школе – и свобода! Они ни во что не вмешиваются, из-за них не возникает скандалов.
Такие учителя аккуратно вписывают программу в журнал, позевывают и задают следующий параграф. Класс послушно его переписывает, так как знает, что этот учитель может наставить плохих оценок. И их потом уже не исправишь – поймать опытных педагогов после уроков невозможно!
Они ставят тройки только самым ленивым или зловредным, поэтому процент успеваемости у таких «мудрых» педагогов стахановский!
Зачастую они разносят по школе сплетни и активно льстят администрации. А в конечном итоге делаются нужными и незаменимыми. Директор хвалит их за «высокий процент», завуч – за аккуратное следование программе. И опытники уверенно продвигаются по карьерной лестнице.
Подход практический, изначально лингвистический
Лингвистический – потому, что предложила его ученый, профессор Института иностранных языков им. М. Тореза, преподаватель Зоя Михайловна Цветкова. Это образная классификация учителей с точки зрения их отношения к ошибкам учащихся.
«Тигры в засаде». Такие учителя как бы предвкушают ошибку, порождая у обучающихся чувство неуверенности. Они никогда не смогут создать атмосферу доверительного общения и стать сотрудниками учащихся.
«Равнодушники». Эти учителя зачастую вообще игнорируют ошибки учащихся. Иностранный язык с таким учителем дети знать не будут точно.
«Подкладывающиеся». Они подсказывают ученику правильный вариант ответа либо сразу, как только ошибка сделана, либо даже не дожидаясь ее возникновения. При этом у такого рода учителей возникает иллюзия, что учащиеся вполне сносно владеют предметом, в то время как любой тест свидетельствует об обратном.
Оптимален четвертый тип учителя, который при возникновении ошибки подсказывает «зону», где надо искать правильный вариант, и оставляет учащегося «в ответственном одиночестве», предоставляя ему возможность самому решить языковую или смысловую задачу. Так поступает учитель-сотрудник. Лучший тип учителя.
Источник: «Библиотека начинающего педагога» (http://suhnad.ucoz.ru) – персональный сайт Надежды Ильиничны Воробьевой, старшего методиста Бендерского политехнического филиала Приднестровского государственного университета.
Комментарии