search
main
0

Тетушка Луна и добрый сон

Сказка ложь, да в ней намек

Сегодня многие дети, увлеченные компьютерными играми и гаджетами, стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Это сильно обедняет их внутренний мир, поскольку именно живое общение в значительной степени способствует развитию и обогащению эмоционально-чувственной сферы. Очень важно, чтобы ребенок умел переживать и радоваться за другого. Все это является необходимым условием полноценного развития личности. В этом может помочь метод проблемного чтения.

Телевизор и Интернет заменили детям чтение сказок и рассказов. А ведь именно детская книга в огромной степени способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию. В старшем дошкольном возрасте дети начинают глубже вникать в содержание художественного произведения, проявляя эмоциональную чуткость в процессе слушания, что свидетельствует о формировании у них первых проявлений эстетического восприятия, на котором строятся воспитание и всестороннее развитие детей средствами художественной литературы.

Книги серьезно обогащают запас слов и образных выражений, что способствует эмоциональной и поэтической окраске речи. Кроме того, художественные произведения помогают детям высказывать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, эпитеты, метафоры и другие средства образной выразительности.

Чувства, возникающие при чтении литературы, заряжают детей творческой энергией, обостряют и углубляют их мысли, восприятие окружающей действительности. Ребенок, постигая художественную сущность литературных произведений, эмоционально развивается. Все это не только дает возможность научить подрастающее поколение точности и выразительности речи, но и позволяет продемонстрировать образность мысли. Кроме того, книги вызывают у детей чувство сопереживания героям, раскрывают перед ними смысл человеческих отношений.

В последнее время у дошкольников мы наблюдаем не только недостаточное развитие связной речи, но, к сожалению, встречаемся и с проявлениями эмоциональной черствости, глухоты, наблюдаются большие проблемы в межличностных отношениях: ссоры, отсутствие друзей, негативное отношение к сверстникам, неумение играть. Сюда же можно отнести повышенную агрессию и гиперактивность. Что же делать?

Обратиться к книгам. Мы выбрали для чтения дошколятам сказки писательницы Натальи Корнельевны Абрамцевой. Чем же они уникальны? Прежде всего ярким, красочным, поэтичным, богатым русским языком и глубокой мудростью, которые помогают детям осознать себя, свой внутренний и окружающий мир.

В ее сказках все необычно, начиная с героев (звери, птицы, времена года, явления природы, Солнечный Луч, Ветер, Туман, тетушка Луна, добрый и злой сон, окружающие предметы) и заканчивая отсутствием взрослой морали и незавершенностью конца, дающего возможность размышлять, фантазировать, мечтать и додумывать продолжение. К тому же эти сказки будут интересны как взрослым, так и детям.

Педагогический эффект от этих сказок достигается при помощи метода проблемного чтения. Благодаря ему можно решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Проблемный вопрос – это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. Дети должны найти ответ на поставленный вопрос, который «ставит в затруднение взрослого». В данной ситуации ребенок более эмоционально вживается в произведение и пытается с энтузиазмом научить взрослого понимать этот сюжет. Таким образом, педагог дает возможность поменяться с собой местами. В результате дети в процессе рассуждения и объяснений с минимальной помощью находят истину прочитанного.

При этом очень важно, чтобы взрослые читали художественные произведения детям дошкольного возраста с остановками для комментария, включения воображения, прогнозирования содержания, усиления и уточнения эмоций. Все должно быть как в реальной жизни: ребенок что-то спрашивает, предлагает, комментирует, старшие поясняют, обращают его внимание на что-то. В процессе чтения необходимо обязательно услышать впечатления ребенка от книги.

Обсуждая сказки, воспитанники через себя пропускают такие понятия, как зло и жестокость, видят, что дурные слова, поступки и даже мысли могут стать причиной большого несчастья. Дети через поставленную перед ними проблему благодаря вопросам по содержанию приходят к истине, открывают для себя нравственные качества, стремятся не совершать плохих поступков и научиться этому.

В итоге весьма эффективными средствами проявили себя игры с персонажами сказок, эмоциональные этюды по сюжетам произведений, драматизации, а также иллюстрации к прочитанному. Вместе с героями сказок и вслед за ними маленькому читателю становится проще отделить добро от зла, настоящее от лживого. Легче понять, что значит дружить, жить в согласии друг с другом, и убедиться в нужности друг другу.

Ольга ЛАВРУХИНА, Наталья КАТКОВА, воспитатели школы №17

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте