search
main
0

“Тетерин ковчег”

Александр Трофимович Тетерин – заслуженный артист РФ, художественный руководитель театра зверей и птиц “Артемон”. Этот театр не похож на другие. “Артемон” – театр-сказка, театр-лекарство, “театр на колесах”. Но любую сказку делают люди. Для них она – быль, и порой очень трудная.

– Откуда берет начало идея театра зверей?
– Сама идея родилась минут за пятнадцать, когда в 1983 году мы с женой Надеждой Семеновной ехали в такси. Но на воплощение этой идеи ушло 16 лет. Получилось все, конечно, не случайно: мы сами хотели, появились какие-то возможности. Когда стали открываться первые кооперативы, подали заявку и в 1989 году получили разрешение на организацию театра зверей и птиц “Артемон”. Начинали с ноля – не было транспорта, не было зверей, не было вольеров. Была только идея. Родился сценарий, с которым мы пришли к Эдуарду Успенскому. Он нас выслушал и ответил, что мы обречены на успех, дал нам автора, сотрудничество с которым продолжается уже 12 лет. Зовут его Андрей Усачев. Сейчас он известный писатель, а тогда был только новичком на поприще литературы. Сценарии, написанные им, менялись, но все они перетекали из одного в другой. Программа обкатывалась, становилась больше. Нынешний спектакль называется “Путешествие со зверушками вокруг света”.

– Кто же играет в этом спектакле?
– Во всех спектаклях задействованы звери, птицы и люди-актеры. У нас есть звери со всех континентов, из самых разных уголков земного шара. Вот они и играют. Дрессировщики переодеваются в национальные костюмы, а ведущий рассказывает об этих странах. Причем представление сопровождается народной музыкой стран нашего путешествия. Так что зрители имеют возможность побывать практически на всех континентах, познакомиться с фауной, культурой, музыкой и традициями, существующими на нашей планете. В представлении задействованы почти все наши звери, а их в театре порядка шестидесяти.

– Что это за звери, где они живут и как попадают к вам?
– Животные у нас самые разные. Из тех, которые попривычнее – собаки, кошки, куры, гуси, индюшки, ворон… Есть у нас и хищники – медведь, енот… Парнокопытные – лама, ослик, козел… Есть и экзотические животные – удавы, крокодил, попугаи, тукан, дикобраз, обезьяны, кенгуру, носатый медвежонок коати. Все они прирожденные артисты, труженики. А живут они у нас дома и во дворе в небольших вольерах. Чаще всего звери попадают из зоопарков, как российских, так и зарубежных, по нашим заказам, но есть и исключения. Например, козу нам отдал Юрий Антонов, который спас ее от участи быть превращенной в шашлык. Но на поверку эта коза оказалась самым обыкновенным козлом. Воспитание зверей надо начинать с младенчества, поэтому к нам попадают еще пушистые крошечные комочки. О каждом заботятся, кормят и выгуливают по часам, делают массаж и проводят медицинское обследование, учат хорошим манерам и готовят стать артистами.

– У артистов есть имена или сценические псевдонимы?
– Да, у всех животных есть имена, и обращаемся к ним только по имени. И именно так их и представляет конферансье перед выходом на сцену. Наш театр в корне отличается от цирка. Наша задача – показать не могущество человека, а возможности зверей и их право на существование. Конечно же, все артисты проходят уроки дрессуры, такую “начальную школу”, где учатся кульбитам, поклонам, сальто… Но как таковой дрессировки нет. Мы не лишаем животных свободы и права выбора. Просто в зверях от природы заложены определенные навыки, которые люди склонны воспринимать как чудо. Например, то, что енот ходит по жерди вниз головой – это природа, а не наша заслуга. Медведь на задних лапах стоит в лесу очень часто – когда несет колоду с медом или встает на дыбы. Так что в театре царит принцип: “Использовать в работе только то, что естественно для зверей”.

– Александр Трофимович, а есть ли среди всех артистов любимчик?
– Нельзя сказать, что я к кому-то отношусь лучше или хуже. Все они у меня любимые. И с каждым что-то связано, как с родным человеком. И даже среди самих зверей царят подобные отношения, хотя определенной субординации звери тоже не лишены. Наш старожил – карликовый пинчер Джорджик, названный в честь американского президента Джорджа Буша. Теперь он старый, вредный и раздражительный. Но все относятся к нему с уважением, как к пенсионеру. Любое событие или неудачу звери принимают близко к сердцу, и даже могут отказаться играть спектакль. Поэтому здесь нет любимчиков, театр – это единый организм, сплоченный коллектив, и каждый его член является самым ценным во всем экипаже.

– Как театр “Артемон” передвигается в пространстве?
– Начнем с того, что это театр на колесах. У нас нет постоянного места прописки, репетиционной базы. В свое время были приобретены два автобуса, специально приспособленные для перевозки животных. Сначала все сомневались, что эти развалины способны проехать хотя бы сто метров, но они исколесили половину России. Позже были приобретены грузовой “мерседес” и огромный прицеп к нему. В новой машине помещается весь наш театр, вся труппа, все животные. Николай Дроздов, ведущий телепередачи “В мире животных”, назвал эту машину “Тетерин ковчег”. Так что мы и здесь отличаемся от всех остальных: не зрители к нам приходят, а мы сами к ним приезжаем.

– И к кому вы приезжаете?
– В основном, конечно, наши зрители – это дети и родители, которые их приводят на спектакль. Причем я заметил: дети сразу проникаются любовью к животным, а родители поначалу делают вид, что их ничем не удивить. Однако к концу представления радости и восхищению взрослых нет предела.
Есть и еще одна категория зрителей, к которым мы приезжаем с особыми чувствами. Это больные и неимущие, возможно, не вполне полноценные с точки зрения всего остального общества. У нас была программа, специально подготовленная для незрячих детей. Они трогали животных, а мы рассказывали, кто это, где живет, чем питается, как выглядит. Или же онкологические больные. Только представьте себе – обреченные дети, прикованные к постели, для них наши представления прямо в палатах, я думаю, запомнились на всю жизнь. Все актеры очень любят своих зрителей и хотят им помочь, тем более, что звери особенно чутко улавливают настроение зрителей, их душевное состояние.

– Кажется, это вы вместе с Надеждой Семеновной предвосхитили теорию “зоотерапии”, которая сейчас получает все большее распространение?
– Существует такой термин, как “пупотерапия”. “Пупо” – по-итальянски кукла. И когда ребенок болеет, то выспрашивают, что болит, где болит не у него самого, а как бы у куклы, но за нее отвечает сам больной. И так, постепенно, через куклу, происходит сначала диагностирование, потом – лечение, а может быть, и выздоровление.
Когда Надежда Семеновна оказалась в больнице, в онкологическом отделении, вместе с ней на облучение ходила девочка лет пяти-шести, чьи дни, по мнению медиков, были сочтены. Вероятно, поэтому ей разрешили держать котенка. Уже шли недели, отпущенные ей сверх, а ребенок жил и боролся как мог, а вместе с девочкой рос и котенок, который не ведал, что, возможно, своим существованием продлевает жизнь маленькой хозяйки. После больницы жена мне сказала: “Я обязательно что-нибудь сделаю для больных детей, у которых, как это ни страшно, тоже может не быть будущего”. Так в жизни театра появился термин “зоотерапия”. Он коренится в убеждении, что общением с животными можно если не вылечить, то хотя бы облегчить страдания. Именно таким образом “Артемон” превратился в театр-лекарство.

– Когда же вы сами отдыхаете?
– Я уже и забыл, когда у меня последний раз был отпуск. Нельзя же бросить животных, да и не с кем. Получается, что и отдыхаем мы все вместе. Сама труппа – девять человек, включая меня, водителей, ассистентов, служащих, актеров. И 60 зверей. Какой уж тут отдых. Сменяем друг друга и в пересменки отдыхаем. Конечно, тяжело, но всякий, кто приходит к нам работать, знает, на что идет.

– Как встречают артистов и зверей зрители?
– У детей и животных есть какая-то связь, ведь первые слова ребенка какие? “Мама, папа, баба, гуля, киса”. Значит, это непосредственно близко ребенку, и он близок к этому. Вы никогда не найдете ребенка, который был бы равнодушен к животным. А вот среди взрослых людей достаточно распространено негативное отношение к ним. Вот театр и старается дать детям то, что потом может остаться на всю жизнь – тепло, доброту, заботу.
Люди редко забирают из детства что-либо хорошее, больше какой-то негатив, комплексы и т.д. Сейчас у нас есть идея сделать Центр экологического и эстетического воспитания. Это и зооклуб, где будут обучать дрессировке, уходу, воспитанию и лечению зверей, и спектакль, в котором ребята будут знакомиться с животными, географией и историей земного шара. Дети бы посещали Центр с удовольствием, а кто захочет связать свою жизнь с животными, смог бы получить там дальнейшее образование, навыки профессии дрессировщика, ветеринара. Подобный Центр выступил бы противовесом все более проявляющейся детской жестокости. Ведь где нынешние дети? В телевизоре, а их лучшие друзья – Бивис и Батхед. Это все, это предел деградации, дальше катиться уже некуда. Нам очень хочется поставить заслон этому распространяющемуся по всей стране бескультурью, и думаем, что обращение к живому миру нам поможет.

– Вы рассматриваете животных как “братьев наших меньших”?
– Нет, ни в коем случае! Более того, я считаю их нашими братьями, ничуть не меньшими, чем мы сами. Уверен, что звери разумны. И на нашей планете соседствуют просто разные национальности – англичане, французы, слоны, кенгуру. Все разговаривают на разных языках. Но если мы можем выучить русский или китайский языки, то мы обязаны изучить и язык животных. Цель нашего театра – стать переводчиками с медвежьего или тигриного на человечий. Ведь в сущности все мы соседи на очень маленькой планете…
Роман КУПЦОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте