Уроки права дают не только теоретические знания, но и готовят детей к реалиям жизни, с которыми они столкнутся после ее окончания. У них уже есть потребность в приобретении практических умений и навыков, которые могут быть востребованы в типичных правовых ситуациях. На мой взгляд, достижение некоего базового уровня возможно всеми учениками, если использовать технологии дифференцированного обучения. Само это понятие не ново. Оно широко используется в российских школах. Однако налицо преобладание внешней дифференциации (создание профильных классов, лицеев и т.д.). В условиях сельской школы это практически невозможно. Поэтому три года назад я обратился к внутренней уровневой дифференциации (когда она организуется внутри обычного класса). При этом учащиеся делятся на группы. После анализа психолого-педагогической литературы и консультаций со специалистами Рязанского областного института развития образования была выработана следующая схема диагностики.
Первый этап. Выявление уровня сформированности у учащихся операций мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), логичности мышления, скорости мыслительных реакций, самостоятельности мышления.
Для этого учащимся предлагается выполнить тест.
1. Кто из нижеперечисленных в списке является лишним? Почему?
а) Николай II
б) Николай I
в) Александр I
г) Павел I
2. Исключите лишнее:
вырезать – вырубить – выкосить – вычесать.
3. Исключите лишнее:
выдвижение кандидата – сбор подписей – регистрация кандидата – назначение на должность.
4. Что объединяет всех нижеперечисленных?
б) Павел I
в) князь Игорь
5. Объедините приведенные ниже названия должностей в две пары на основе общего для них признака:
а) король
б) президент
в) царь
г) член парламента
6. Объедините приведенные ниже названия должностей в пары на основе общего признака (какого?):
а) мэр
б) председатель горсовета
в) президент
г) председатель парламента
7. Продолжите последовательность:
мэр – губернатор – ?
8. Продолжите последовательность:
князь – великий князь – царь – ? – ? – ?
9. Продолжите последовательность:
Русь – Киевская Русь – Россия – Российская империя – ? – ? – ?
10. Обобщите приведенные ниже понятия:
а) армия, милиция, парламент, ФСБ, президент
б) СССР, США, Англия, Франция, Эквадор, Россия
11. Сделайте вывод:
а) Все граждане России старше 18 лет участвуют в выборах.
Сергей Иванов участвует в выборах.
б) Все люди смертны.
Сократ – человек.
в) Все солдаты приносят присягу.
Все солдаты старше 18 лет.
12. Продолжи высказывания:
а) Все законы соответствуют Конституции РФ.
Следовательно, ни один закон..?
б) Ни один депутат Государственной Думы РФ не может быть младше 21 года.
Следовательно, ни один человек младше 21 года..?
Часть заданий данного текста направлена на выявление степени развития логического мышления. Они выполняются по следующим схемам.
11 a)
11 б) (Сократ смертен).
11 в)
12 а) (…не противоречит Конституции РФ).
12 б) (…не может быть депутатом Государственной Думы РФ).
В этих схемах: P – предикат, M, S – субъект, – некоторые, – ни один (или все).
Скорость мыслительных операций выявляется путем ограничения времени на выполнение заданий теста (можно ограничить время работы со всем тестом или давать строго определенной время для выполнения каждого задания). Выявление уровня самостоятельности мышления осуществляется путем введения в тест «провокационных» заданий, которые содержат вроде бы явно напрашивающийся ответ, не являющийся, однако, правильным (например, задание №1), и путем анализа пояснений, которые учащиеся дают к своему ответу.
Тест не содержит специальных заданий на сравнение, так как без осуществления этой операции мышления невозможно выполнить ни одно из представленных выше заданий теста. Задания теста могут быть составлены на основе правового (если в младших классах велись пропедевтические курсы) или исторического материала (если таких курсов не было). Могут быть активизированы и знания учащихся, которые они получают в повседневной жизни и из средств массовой информации.
Второй этап. Выявление уровня осведомленности учащихся по предмету (даже если в младших классах право не велось, у каждого школьника есть о нем некоторое представление). Для этого учащимся предлагается еще один тест (его вопросы могут варьироваться в зависимости от целей, которые ставит учитель). Для этого учащимся предлагается еще один тест (его вопросы могут варьироваться в зависимости от целей, которые ставит учитель).
1) Назовите права и свободы, которыми обладает человек.
2) Когда была принята действующая Конституция РФ?
3) Что важнее: закон или Конституция?
4) Кто имеет право участвовать в выборах?
5) Напишите фамилию главы РФ.
6) Сколько лет президент может максимально находиться на своем посту?
7) Кто является Верховным главнокомандующим в РФ?
8) Назовите известные вам законодательные органы власти России.
9) Назовите известные вам исполнительные органы власти России.
10) Как называется третья ветвь власти?
11) Может ли субъект РФ самостоятельно осуществлять внешнюю политику?
12) Назовите известных вам политических деятелей РФ (фамилия и занятие).
13) Как называется опрос мнения всех жителей РФ по какому-либо вопросу?
14) Назовите известные вам правоохранительные органы в РФ.
15) Назовите местные органы власти города (села, деревни), в котором вы живете.
16) Назовите известные вам документы о правах человека.
17) Какие особые права имеют дети?
18) Какие организации (в нашей стране и за рубежом), которые защищают права ребенка, вы знаете?
19) Назовите фамилии людей, которые в нашей стране боролись за права человека.
20) Назовите известные вам источники права.
21) Назовите известные вам правовые кодексы.
22) В каком возрасте наступает уголовная ответственность?
23) Если подросток отказывается давать свидетельские показания, то его можно привлечь за это к суду (да/нет)?
24) Что такое «презумпция невиновности»?
25) Что такое дееспособность?
По результатам тестирования (учитываются результаты двух тестов) производится первичная дифференциация, т.е. учащиеся делятся на 3 группы:
1 – высокий уровень сформированности операций мышления (учащиеся демонстрируют глубокие знания, легко оперируют простейшими правовыми понятиями, владеют правовой лексикой);
2 – средний уровень сформированности операций мышления (школьники имеют отдельные представления по предмету);
3 – низкий уровень операций мышления (учащиеся почти не имеют представлений по предмету).
Результаты первичной дифференциации уточняются на третьем этапе диагностики (он может продолжаться 1-1,5 месяца). Основным средством на этом этапе станет наблюдение. Будут учитываться следующие характеристики:
самостоятельность учащихся при выполнении заданий;
глубина и полнота ответов;
активность на уроке (и ее обоснованность);
темп усвоения учебного материала;
уровень знаний.
Учет особенностей каждой из групп позволяет скорректировать содержание материала, а также формы и методы работы с учащимися. Все это в свою очередь способствует повышению общего уровня обучения, повышает мотивацию учения, позволяет более эффективно работать с отстающими и одаренными учащимися.
Однако возможно, что некоторые школьники будут демонстрировать смешанные результаты: высокий уровень сформированности операций мышления, но низкий уровень осведомленности по предмету (или наоборот). В такой ситуации при делении на группы решающим должен стать результат теста на определение уровня сформированности операций мышления, так как уровень осведомленности по предмету может быть достаточно быстро скорректирован, а коррекция сформированности операций мышления – более длительный процесс.
Созданые группы являются мобильными. В течение года ребята могут переходить из одной в другую по результатам текущего контроля за уровнем их обученности. В конце учебного года целесообразно провести тестирование еще раз для выявления того уровня, которого ученики достигли. Это позволит в дальнейшем скорректировать работу учителя с другими классами и совершенствовать работу с этим.
Виктор БУТРИН, учитель истории и права, Рязань
Комментарии