Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Тесты, анкеты и не только это. Качество можно измерить по-разному. Кому оно нужно?

Учительская газета, №14 от 4 апреля 2006. Читать номер
Автор:

Одной из главных целей национального проекта, безусловно, является повышение качества образования. Но как определить, что качественно, а что нет? Насколько одна школа учит лучше, чем другая, и если лучше, то почему? И как это «лучше» измерить, в чем: в баллах, килограммах, местах на олимпиаде, процентах поступления в вузы выпускников? Возможно, ответы на эти и многие другие вопросы удастся получить благодаря мониторингу качества образования. Во всяком случае, работа в этом направлении ведется во многих регионах, в том числе и в Воронежской области.

Четвертый год в Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПК и ПРО) работает лаборатория проблем общего образования, которая углубленно занимается вопросами качества. Руководит лабораторией Лев Владимирович Мозгарев – кандидат педагогических наук, доцент, проректор института по учебно-методической работе. И хотя в самой лаборатории сотрудников всего несколько человек, однако к ее работе привлечены очень многие преподаватели ВОИПК и ПРО, что еще раз доказывает особую важность проблемы.

Почему сегодня настолько актуальны вопросы качества образования и чем конкретно занимается лаборатория – об этом наш разговор с Львом Владимировичем.

– С чем, на ваш взгляд, связана нынешняя необычайная популярность разговоров о качестве образования?

– Понятие «качество образования» было всегда. Если сегодня расспросить учителей старшего возраста, то качество образования для них будет иметь весьма четкое определение: количество школьников, которые учатся без троек. Хотя к современному пониманию качества это никакого отношения не имеет. Но поскольку качество образования напрямую связано с безопасностью государства, то проблема эта интересует всех – и родителей, и тех, кто работает в системе образования, и государство в целом.

С российским образованием в последние годы происходят большие перемены. Общественный строй сменился, подходы к образованию также изменились. И в итоге от однообразной советской школы мы пришли к такому разнообразию, что теперь и сами не рады. Перейти из одной школы в другую зачастую просто невозможно: и учебные планы разные, и учебники, и темп прохождения материала – все. Чтобы на фоне этого разнообразия судить о том, хорошее образование или плохое, необходимы стандартизация и идея качества, которыми сегодня занимаются не только практики, но и ученые.

Еще один принципиальный момент – кому нужно качество образования? Кто нуждается в том, чтобы более-менее адекватно стало известно, качественно это или нет. Речь прежде всего о заказчиках – родителях и учениках. Они должны знать, хорошая школа или нет, престижный вуз или так себе. Далее: очень сильно нуждаются в адекватной оценке качества образования и те, кто управляет образованием. Ну и, конечно, специалисты, работающие внутри системы, тоже должны разбираться в вопросах качества, чтобы иметь возможность сравнивать.

– Лаборатория, существующая в институте, помогает в этом?

– Да. В целом у нас в области есть понимание важности идеи качества. Понимание среди всех: и в управлении образования, и в институте, и в школах – сегодня по-другому невозможно. Раньше о качестве говорили так: столько-то учатся без троек – это хорошо, это и есть качество. Образование было единообразным – одни учебники, программы, планы. А теперь появился выбор и потребность по-новому судить о качестве. Наша лаборатория, выполняя заказ Главного управления образования Воронежской области, занимается проблемой качества образования четвертый год. Подготовлено и напечатано семь выпусков (три основных и четыре специальных) из серии «Теория и практика мониторинга качества образования в Воронежской области».

Например, во втором выпуске изложена концепция управления качеством образования и концепция мониторинга качества образования, которые определяют политику качества в области.

– То есть в Воронежской области есть концепция управления качеством?

– Да, она называется концепцией региональной системы управления качеством образования. Она – наше руководство к действию, в соответствии с которым идет развитие проблем качества. О том, насколько серьезно отношение к этим вопросам, говорит тот факт, что одним из разработчиков концепции является заместитель губернатора по социальной политике Юрий Андреевич Савинков.

В третьем выпуске из серии «Теория и практика мониторинга…» даны подходы к самообследованию образовательного учреждения, экспресс-оценка качества образования в школе и структура доклада о качестве образования. Это научный взгляд на проблему, то есть пока это не методика, к ее созданию мы только подходим – времени прошло мало. Следующее, что мы делаем, – подготовили специальный выпуск по материалам докладов участников второй заочной межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы качества повышения квалификации». Фактически ее даже можно было бы назвать международной, потому что наряду с российскими в ней участвовали и украинские ученые. Первая конференция была очной, вторая – заочная, проводит их институт и лаборатория.

Как рассказывает Лев Владимирович, следующий, четвертый, выпуск серии «Теория и практика мониторинга качества…» будет посвящен конкретным оценочно-измерительным средствам.

– Все разговоры о качестве не имеют смысла, пока не будет хороших методик, технологий, способов – как угодно назовите – оценок этого качества! Если получим в руки инструмент, с помощью которого можно точно сказать: это лучше, а это хуже – тогда толк есть. Мы сейчас к этим оценочно-измерительным средствам подходим. Конечно, мы здесь не первооткрыватели, и эти средства уже есть – разные, всякие, толковые и не очень, есть даже переписанные друг у друга. Но в целом ситуация такова: просмотрев всю литературу, мы увидели, что, несмотря на кажущееся многообразие, этих оценочных измерительных средств на самом деле не так уж и много. Мы их взяли и с помощью наших экспериментаторов проработали на практике. И вот что оказалось. Когда применяешь тот или иной измеритель в реальной жизни, в нем наряду с массой достоинств всегда оказывается и масса недостатков. Поэтому весь наш четвертый выпуск серии будет посвящен описанию каждого оценочного измерительного средства. Но описано оно будет следующим образом: авторский вариант, наши комментарии, которые мы делаем на основе использования этого измерителя на практике, и третья часть – исправленный вариант с учетом результатов практической апробации. В итоге получается, что мы улучшаем и модернизируем оценочно-измерительные средства и даем практические советы, как лучше использовать. При этом критерии у нас самые понятные.

– А что это за измерительные средства, о которых идет речь?

– Есть анкеты, есть тесты – простые и более сложные, с применением информационных технологий. Есть статистические методы и методы с использованием экспертных оценок, когда группа людей собирается и дает свою оценку. Всего очень много. Тут ведь как: когда мы работаем, то можем позволить себе достаточно углубленное, обоснованное и, возможно, более длительное по времени исследование. А если это директор школы, то он заинтересован в том, чтобы все сделать как можно проще и с наименьшими затратами времени. Проще всего в школе оценивать результат знаний. Однако содержание образования – это не только и не столько знания, но и многое другое.

В школах – экспериментальных площадках это отлично понимают. Лев Владимирович привел в пример доклад директора воронежского лицея №2 Александра Серафимовича Шаповалова на одном из семинаров по качеству образования. В своем выступлении директор проанализировал проводимую в лицее работу по оценке качества образования, после чего стали очевидны все плюсы и минусы. А это в свою очередь явилось толчком для создания программы развития лицея. (В одном из спецвыпусков «Теории и практики мониторинга…» она была напечатана и пользовалась немалым вниманием руководителей учреждений образования). Действенная программа дальнейшего развития учреждения образования как результат экспериментально-исследовательской работы по оценке качества образования, согласитесь, это уже немало. Следующий шаг – выполнение программы и повышение качества знаний.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту