Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное»
Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту
Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
Проблемы негородского образования обсудили в Карелии
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году 24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное» Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений Проблемы негородского образования обсудили в Карелии
Директорский клуб

Территория творчества

Что там, за горизонтом? Мы, взрослые, ищем ответ вместе с детьми
Учительская газета, №07 от 16 февраля 2021. Читать номер
Автор:

Чалтырскую школу №1 хорошо знают не только в Мясниковском районе, но и во всей Ростовской области. Здесь есть чему поучиться, что перенять, говорят директора других сельских школ. Возглавляет школу Алла Григорьевна Хаспекян. На педагогических совещаниях, конференциях разного уровня всегда с вниманием слушают ее выступления, а в перерывах можно видеть, как коллеги атакуют ее вопросами. Сегодня Алла Хаспекян рассказывает о своей школе.

– Алла Григорьевна, вы руководите чалтырской школой №1 двенадцать лет. Срок относительно небольшой. Какие изменения произошли за эти годы?

– За эти годы шли постоянное обновление и корректировка нормативных документов, которые регламентируют жизнь школы. ЕГЭ, ОГЭ, ФГОС… Каждые два года появляются новые особенности образовательной программы, вводятся новые предметы. Школа в таких условиях порой находится в двояком положении. Ей необходимо выполнять государственные требования, быстро осваивать новые подходы и при этом сохранять стабильность в отношениях всех участников образовательного процесса – учеников, родителей и учителей.
Конечно, за это время технологический прогресс усовершенствовал и методические инструменты, которые использует учитель. Появились электронные средства обучения, электронные формы классного журнала и дневника. Сейчас намного легче и мобильнее продемонстрировать учебный материал с помощью интерактивной доски и ресурсов Интернета. Сегодня невозможно представить жизнь современного человека без гаджетов. Учителя постоянно думают о том, как направить это в полезное и приемлемое для всех русло.

К началу этого года школа в рамках нацпроекта получила оборудование и обустроила центр «Точка роста». Теперь условия изучения таких предметов, как «Технология», «Информатика», ОБЖ, отвечают высоким требованиям и расширяют возможности педагогов и детей.

– Вы обмениваетесь опытом с другими школами. Как это происходит, в каких формах?

– Вот уже пять лет мы являемся муниципальным методическим ресурсным центром. Наша школа накопила инновационный опыт педагогического коллектива, чтобы его обобщить и распространить, мы предоставляем свою базу для проведения семинаров, курсовой подготовки педагогов района, муниципального этапа конкурса «Учитель года».
Сегодня наш коллектив работает по проблеме «Комплексное использование современных технологий в организации учебно-воспитательного процесса». Наши преподаватели охотно демонстрируют свои наработки, раскрывающие эффективные методы работы на каждом образовательном уровне. Сотрудничество педагогов проявляется в методических взаимодействиях «опытный педагог – молодой специалист», «дуэт учителей смежных дисциплин», «учитель – педагог дополнительного обучения».

Одно из направлений, в котором у школы накоплен богатый методический потенциал, – 11‑летний опыт реализации профильного обучения. Три года назад школа стала базовой муниципальной площадкой для проведения образовательных форумов по английскому языку YourSkills («Твои навыки»).

– Учителя загружены уроками, внеурочными заданиями и разного рода отчетами. Остается ли время для творчества?

– Несомненно, учитель и творчество – это взаимосвязанные понятия. Творческий учитель – это ценный работник. Но для творчества нужны условия. Оптимальная нагрузка – 18 часов в неделю, то есть педагог готовится к 3‑4 урокам в день. Не больше. Тогда его ресурсов хватит надолго. К сожалению, реалии нынешнего времени таковы, что для хорошего заработка учитель должен иметь не 18, а 25 и более часов нагрузки. А если у него еще и классное руководство, то ответственность и загруженность возрастают. Все это ускоряет процесс утомления и, как следствие, ведет к выгоранию. Но учителя в большинстве своем – это энтузиасты. Я верю и знаю, что чуждые по духу нашей профессии, случайные люди долго в школе не задерживаются. Хотелось бы, чтобы вопросы оплаты труда решались более оперативно и сделали труд педагога финансово защищенным и привлекательным.

– Как изменились современные дети, их отношение к учебе? Читают ли они книги, как раньше?

– Дети разных поколений, несомненно, отличаются друг от друга. Нынешние школьники оказались в условиях быстро меняющихся темпа жизни, объема информации, определенных ценностей и норм. Изменились и родители, а вместе с этим и подходы к семейному воспитанию, и взгляды на роль учителя и миссию школы. Если раньше об окружающем мире дети узнавали в основном от взрослых, из книг и телепередач, то теперь даже самые маленькие используют гаджеты, а телевидение стало уступать место интернет-каналам.
Если говорить об общей тенденции, то предпочтения современных учеников можно представить в следующей последовательности: Интернет (компьютер, телефон), развлечения, спорт и на последнем месте книги.

Идет тенденция к упрощению подачи учебного материала. Большинство детей хотят получить результат с меньшими усилиями и временными затратами. Они легко воспринимают краткую информацию и испытывают затруднение в работе с обширными художественными текстами. Современный преподаватель должен учитывать все это. Находить особые мотивационные подходы, чтобы пробудить личный интерес детей к изучаемому материалу, поддерживать вовлеченность их в процесс познания, чтобы им постоянно хотелось узнавать, а что там за горизонтом? Что там в следующем параграфе?

Еще одна особенность современных учеников – критическое оценивание мира и общества, готовность смело выражать свое мнение, порой в не очень приятной манере. В наше время учителю достаточно сложно отвечать на вопросы старшеклассников, которые приводят примеры из окружающей их действительности, рассуждая о разных возможностях людей, ценностях и праве на собственное мнение и выбор.

О детях своей школы хочу сказать, что в большинстве своем они уважительно относятся к учителям, и это не случайно. В сельской школе состав как учеников, так и учителей представлен семейными династиями. Есть ребята, которым нравится учиться, читать книги. Например, ежегодный конкурс-фестиваль «Живая классика» всегда вызывает особые чувства. Он позволил нам собрать свое литературное сообщество учителей и учеников. Многие занимаются спортом, посещают школу искусств, которая находится в шаговой доступности. Спортивные соревнования между командами учеников и учителей всегда вызывают особый интерес у взрослых и детей.

– Как вы относитесь к онлайн-обучению, к разлуке учителя и ученика?

– Я убеждена, что самое качественное обучение обеспечивает очное личностно ориентированное общение. В массовой школе оно незаменимо. Привычное взаимодействие учителя и учеников обеспечивает изучение учебного материала в комфортной среде в разных формах занятий. А еще социализацию, стабильное эмоциональное состояние, возможность проживать часть своей жизни в активной форме. Онлайн-обучение в начальной школе неприемлемо совсем. В подростковой и старшей оно подходит только определенной категории учеников, которых немного. Такое обучение требует не только идеальных технических условий связи в каждой семье и школе, но и высокого уровня самоорганизации. Не каждая семья это может обеспечить, не каждый ребенок обладает этими навыками. Онлайн-обучение может быть только инструментом в арсенале учителя и осознанным выбором отдельной семьи. При таком обучении существенно затруднена воспитательная работа, а именно погружение в коллективно-творческие дела, которые наполняют школьную жизнь особым содержанием и настроением. А общение вдвоем (учитель – ученик) – это обычно доверительный, искренний разговор, так необходимый тому и другому, и его ничем не заменить.

– В вашем районе проживают люди разных национальностей. Учитываются ли в работе школы этнокультурные особенности учеников?

– Сегодня на нас возложена очень важная миссия – ознакомить и передать ребятам опыт, традиции и обычаи не только своего народа, но и воспитать их как граждан многонациональной страны. Ростовская область относится к многонациональным регионам. Наш Мясниковский район – единственный в России, где армяне составляют более половины населения. Детям предлагается изучение родного армянского и родного русского языка, а после занятий они могут углубить свои знания по истории донского края, истории донских армян, культуре древней Армении. В нашей школе армянский язык преподается с начала основания школы – с 1935 года. Накоплен богатый методический потенциал. В течение нескольких лет мы участвовали в масштабном проекте «150 культур народов Дона», в рамках которого шло погружение в традиции разных народов. Три года назад мы заняли первое место в Международном конкурсе «Лучшая дневная школа с изучением армянского языка». В 2019 году участвовали в 9‑й Всеармянской арменоведческой олимпиаде, проводимой среди представителей армянских диаспор мира. Ученики школьной команды вошли в число победителей.

– Какие профессии выбирают ваши воспитанники?

– У нас более 10 лет ведется профильное обучение. Есть программа профориентационного взаимодействия по продвижению инженерного образования, с 2010 по 2015 год школа была базовой площадкой Донского государственного технического университета. Последние пять лет выпускники отдают приоритет профессиям, связанным с медициной, педагогикой и социальной сферой.

Выпускники 11‑х классов продолжают обучение в вузах Ростовской области, РФ и за рубежом. Отрадно, что в каждом выпуске школы есть учащиеся, выбравшие для себя медицинские и педагогические профессии. За последние три года поступили в медицинские образовательные учреждения 19, в педагогические – 13 человек.

Большое видится на расстоянии. Ежегодно на вечер встречи выпускников приходят выпускники, окончившие школу 10, 20, 30 и даже 50‑60 лет назад. Как правило, на этот праздник приходят учителя-ветераны, прежние директора, которые вручали аттестаты выпускникам тех лет. Среди гостей – председатель кооператива «Колхоз имени С.Г.Шаумяна» Хачатур Мелконович Поркшеян. Его помощь школа ощущает постоянно. Это и профориентация, и материальная помощь школе, и организация летнего отдыха, и поощрение учеников (выплачивается ежемесячная стипендия отличникам учебы).

– Назовите, пожалуйста, ваших лучших педагогов.

– В нашей школе работают 68 педагогов, представители трех поколений. 6 педагогов награждены нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», 5 имеют звание «Почетный работник общего образования РФ», 17 внесены в электронный интернет-каталог «Доска почета учителей России». Каждое поколение преподавателей имеет свой особенный опыт, представляет образ учителя определенного времени и является носителем жизненных принципов, которые отражают многообразие человеческих отношений и позиций. Многие учителя старшего поколения были учителями молодых коллег, и эта особенность помогает каждому формировать свой педагогический стиль.

Среди опытных педагогов Софья Ильинична Экизян, прошедшая все ступени – от учителя, завуча до директора школы. Сегодня она учитель биологии и классный руководитель 10‑го класса. Человек огромной души, открытый, энергичный, глубокий, не жалеющий своего времени на внеурочную работу с учениками. Публикуется во всероссийском «Сборнике педагогических идей». Ее любят и уважают коллеги, ученики и родители.

Сложно выделить кого-то одного. Каждый учитель достоин отдельного рассказа. Но мне хотелось бы отдать дань памяти коллегам, высоким профессионалам, которых в течение последних 5 лет мы потеряли внезапно, в разгар учебного года. Зоя Борисовна Атоян (учитель математики), Т.Г.Хубеджашвили (учитель начальных классов), М.О.Чубарян (начальник отдела культуры и по совместительству учитель МХК в нашей школе), Г.Х.Джинибалаян (учитель начальной школы, завуч). Эти потери – невосполнимая глубокая брешь в нашем коллективе. Родители наших учеников считали большой удачей попасть в классы этих педагогов. Их творческий подход к делу, энергия самозабвенное отношение к профессии остаются в памяти всех.

Еще одной особенностью нашего коллектива является наличие семейных династий, когда бок о бок работают муж и жена, родители и дети, братья и сестры. В сфере образования, как и в медицине, это особенно важно и говорит о том, что, несмотря на многие сложности профессии, пример родного человека стал профессиональным вектором и дал возможность получить самого строгого и одновременно добросердечного наставника.

Маргарита КУРГАНОВА, Мясниковский район, Ростовская область


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt