search
main
0

Территория с траекторией. Существование в опережающем режиме не означает кардинальных переворотов

Быть лидером в инновациях – это значит идти не просто в ногу со временем, а опережать его хотя бы на шаг. Успевать почувствовать тренд, когда он еще только формируется. За полвека жизни (гимназии №116 Екатеринбурга в конце прошлого года исполнилось 50 лет) здесь многое менялось – статус, начальство, дети, как-никак проучилось пять поколений! Но атмосфера, зародившаяся в ее стенах с момента основания, сохраняла важную особенность – нацеленность на новизну.

Началось все еще в 1960 году. Вновь созданное учебное заведение одно из первых в Свердловске (так назывался нынешний Екатеринбург) организовало систему продленного дня. Это сегодня продленкой родителей не удивишь, тогда же школа, где дети находились с утра до вечера и занимались с воспитателями, являлась скорее исключением, чем правилом. В 1989 году произошло первое преобразование – в школу-комплекс: создано музыкально-эстетическое отделение, где школьники учились играть на фортепиано, где действовали профессиональная изостудия и студия танца. Через 13 лет – вновь смена статуса: школа начала работать по программе «Педагогический класс», стартовала система психологической службы; гимназия получила название педагогической и стала базовой для Уральского пединститута. Все изменения, происходившие в жизни 116-й, являлись результатом реагирования коллектива на меняющийся образовательный спрос. Сегодня гимназия – учреждение повышенного статуса с углубленным изучением гуманитарных предметов: два иностранных языка, расширенный курс русского языка и литературы, стилистики, культуры речи. Директор Анна Александровна Никитина убеждена, что одинаково важно как сохранять традиции, поддерживать достигнутый уровень образования, так и отслеживать и реализовывать новые потребности общества. Не случайно гимназия дважды становилась победителем городского конкурса «Инновации в образовании», в том числе в 2010-м.Каждому своеО профильном обучении говорят несколько последних лет, сейчас оно рекомендовано повсеместно. Но гимназия уже по определению имеет гуманитарный профиль, и существование математического класса в ней вроде бы нелогично. Тем не менее из почти тысячи учащихся наверняка немало тех, кто желал бы получить дополнительные знания по точным или естественным предметам. В 2008 году в гимназии был оформлен проект (работа же по нему велась давно) «Профильное образование на основе удовлетворения потребностей обучающихся в рамках индивидуальных образовательных траекторий», который был признан лучшим инновационным на городском уровне. Существование в опережающем режиме не обязательно означает кардинальные перевороты и ломающие стереотипы открытия. Оно предполагает чуткое отслеживание изменений в среде и обществе и быстрое, адекватное времени реагирование на них. В глобальном мире потребность в индивидуализации возрастает. Учиться не всему подряд, а тому, что нужно именно тебе, – идеал для образования в ситуации информационной перенасыщенности. ИОТ – вещь не вчера и не здесь придуманная. Скорее всего, за ними будущее. Но пока немногим в полуторамиллионном Екатеринбурге удалось создать подвижный, прекрасно работающий механизм индивидуальных образовательных траекторий. Технология ИОТ отработана в гимназии №116 годами практики, настроена на естественное обновление в соответствии со свежими запросами учеников. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лариса Ефремовна Жданова говорит: «То, что мы делаем, для нас уже не новшество, а норма». У других же система вызывает большой интерес. Индивидуальные образовательные траектории действуют в десятом и одиннадцатом классах. Когда начинали, было всего 3-4 траектории с жестким набором предметов. Теперь их 29. База и усиленная языковая составляющая остаются общими для всех. Плюс несколько профильных предметов по выбору. (Общее количество часов в неделю может быть разным, от 34 до 36.) Популярные варианты профильного трио: физика – химия – математика; химия – биология – физика; но возможны и неожиданные сочетания: литература – математика – история. В идеале даже если пять человек изберут для углубленного изучения психологию, например, или обществознание, им должна быть предоставлена такая возможность. В девятом классе начинается работа с детьми и с родителями. Первый этап – предварительное анкетирование и эскиз учебного плана, который вырисовывается из заявленных потребностей. Затем проводится конференция: старшеклассники учатся, как составлять собственный учебный план, родители узнают, какие возможности выбора предоставляет гимназия их детям. Еще дается время на определение, а затем повторное анкетирование. В июне, во время зачисления в десятый класс, формируются индивидуальные программы и утверждаются документами. То, что в сентябре возникают перемены, уже привычное явление: трудно просчитать все заранее, за лето ребята нередко меняют планы. Даже через полгода есть возможность перехода на другую траекторию, но это уже исключение из правила. В 2009 году преподавательский коллектив гимназии заявил проект, который явился продолжением предыдущего, «Модель системы оценки качества образования в рамках ИОТ», состоящий из трех ступеней. В минувшем году была разработана накопительная рейтинговая система оценивания.Социальный марафонРаз в год гимназия живет активной ночной жизнью. Свет в ней горит до утра, из кабинета в кабинет передвигаются группки молодежи. Вот уже девять лет здесь проводится слет лидеров в виде ночного марафона. Идею где-то подсмотрела молодая учительница. Исходно это был слет отличников, в гимназии же сделали ставку на неформальных передовиков школьной жизни, которые не всегда учатся на пятерки, но их сила в общении. В эту ночь школа не спит. Около девяноста старшеклассников, самые активные и позитивные, а также педагоги (тоже самые активные и позитивные) и даже родители (естественно, самые активные и позитивные) собираются для прохождения своеобразного маршрута. Ребята объединяются в команды по разновозрастному признаку и отправляются в путь. Остановки развлекательно-учебного путешествия следующие: Пресс-центр (понятно, здесь нужно подготовить газету или выступление в другой медиаформе), Психологическая (тесты и тренинги на лидерские качества), а еще есть станция Танцевальная – проверка на слаженность движений, чувство партнера, Театральная, а на Игровой можно подвигаться и взбодриться. Учителя же соревнуются, кто чаще бывал на марафоне. В числе негласных победителей – Ольга Владимировна Мочалина, Наталья Александровна Гагарина. Слет лидеров позволяет всем участникам по-новому взглянуть друг на друга. Через несколько дней после ночного марафона проходят выборы совета самоуправления. В гимназии это не номинальная единица. Одно из любимых мероприятий старшеклассников гимназии – день самоуправления, когда школьники и педагоги меняются местами, что оказывается равно полезно и тем и другим. Ирина Кукарцева два года подряд занималась с малышами, ей это очень нравилось, она стала для них авторитетом. Никто не удивился, когда девушка поступила в педагогический университет, теперь ее ждут в родной школе в новом качестве. Учителя же с удовольствием используют мультимедийные разработки учеников, уроки-презентации (естественно, с сохранением авторских прав!), особенно социальные проекты, которые готовят учащиеся 11-го класса. Авторов наиболее актуальных и интересных приглашают на классные часы. Выпускники исследуют влияние СМИ на общественное сознание, рассматривают экологические проблемы, взаимоотношения отцов и детей. Решаются здесь и на явные социальные эксперименты. Вряд ли кто-то станет спорить, что одна из краеугольных проблем современного общества связана со смещением половых ролей. «Мы должны воспитать в мальчике мужчину, а в девочке женщину», – решили в гимназии: унификация пола до добра не доведет. Третий год в начальных классах апробируется гендерный подход к образованию. Девочки проявляют большую стабильность, ответственность, мальчики – активность и подвижность, подходить к ним нужно с разными критериями. В 116-й набирается три или четыре первых класса, два из них объявляются особыми – в одном учатся только девочки, в другом только мальчики. Уже можно говорить о первых результатах. Мальчики в таких классах быстрее, чем обычно, адаптируются к школе, социализируются, не стремятся переложить ответственность на других. Девочки же не претендуют на безусловное лидерство, больше склонны проявлять такие качества, как чуткость, внимательность. К тому моменту, как через два года «две половинки» встречаются в общем образовательном поле, они уже укрепились в своей роли, их нравственные ценности сформированы на подсознательном уровне. В гимназии придают большое значение не только передаче знаний, но и подготовке к жизни в обществе.Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте