search
main
0

Территория общения, территория сотрудничества

В школьной студии нет разделения на главные и второстепенные роли

Дополнительное образование детей объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка. Проще всего создать атмосферу взаимного уважения, доброжелательности, заинтересованности в конечной цели, коллективного взаимодействия.

В чем преимущество дополнительного образования? Прежде всего это занятия, объединяющие тех, кто заинтересован в конкретном виде деятельности, это организация свободного времени, развитие индивидуальных способностей, работающих в итоге на общий результат. Это неформальная обстановка, где есть место и разговорам по душам, и обсуждению насущных проблем, и получению новых знаний, на первый взгляд не относящихся к непосредственной теме занятия.

Театральная студия в общепринятом представлении – некая фабрика будущих артистов: серьезные занятия сценической речью и сценическим движением, этюды, тренинги и в качестве результата спектакль. Студия в нашей школе не преследует цель вырастить профессионалов. Да и спектакль (или спектакли) не самоцель. За 10 лет своего существования студия стала не только территорией общения, но и территорией сотрудничества. Если целью работы объединения дополнительного образования является социализация воспитанников посредством театральной деятельности, то и задачи у нас соответствующие.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы общения педагогов, воспитанников и родителей, способствующей самовыражению. Здесь нет профессиональных прослушиваний, а все упражнения и тренинги ребята считают увлекательной игрой. В школьной студии не должно быть разделения на главных и второстепенных, на звезд и массовку. По этой причине в нашу студию нет специального отбора, кроме прослушивания, помогающего определить темперамент, общее речевое развитие, интересы ребенка. По этой же причине в коллектив студии вливаются родители, с удовольствием берущие на себя не только функцию «привести ребенка, повторить с ним текст…» и так далее, но и выходящие на сцену в разных ролях, участвующие в тренингах и маленьких импровизациях.

Наши родители не наблюдатели. Это полноправные члены коллектива, заинтересованные и увлеченные, при этом полностью подчиняющиеся установленным правилам, а это значит, что и ребенок, видя пример мамы или папы, эти правила соблюдает. Следовательно, выполняется еще одна задача: формирование умений и навыков культуры поведения, как сценической, так и социальной. Конечно, социальные навыки в первую очередь формируются семьей. Но, как показывает практика, ребенок, а тем более подросток по разным причинам может тщательно скрывать эти навыки.

Создание территории общения для возрождения традиций семейного чтения, музицирования, других форм досуга. Можно, конечно, взять напрокат костюмы, но насколько интереснее придумать и сделать костюмы самим «из ничего»! Тем более что на этом этапе к работе снова подключаются мамы артистов, студия становится еще и территорией семейного общения. Интересно наблюдать за ребятами, для которых мамино умение шить зачастую становится открытием, а потом и поводом для гордости: «Это моя мама сшила!» А некоторые родители так увлекаются, что сопровождают студийцев на конкурсы, снимают и монтируют фильмы и видеоролики, занимаются изготовлением реквизита вместе с детьми! Наши родители и тренинг провести могут, и порепетировать, а самое главное – создают уют и домашнюю обстановку, вместе с детьми едут на конкурс, идут в театр и музей, помогают ребятам организовывать праздники.

Вся деятельность – подготовка спектакля, обычные занятия, организация быта – становится общим делом всех участников процесса и хорошим примером. Так мы выполняем еще одну задачу: воспитание доброжелательности и контактности в отношениях внутри разновозрастной группы, навыков коллективной творческой деятельности, ответственного отношения к результатам своей работы и работы всего коллектива. Ведь сценическое искусство – синтетическое, коллективное по своему характеру.

Способность работать в команде, в коллективе необходима не только в театральной деятельности. Умения сотрудничать, слушать других, обсуждать, уважительно относиться к чужому мнению – необходимые навыки. И только когда мы все – педагоги, воспитанники, родители – объединяемся для достижения конкретной цели, навыки и знания приобретаются гораздо легче, ведь заинтересованность в конкретном результате у нас общая. Мы не требуем, мы объясняем. Вместе. Словами. Примером. Общим делом. Только так мы вырастим успешных, уверенных в своих силах и ответственных членов общества.

Ребенок во взаимодействии со сверстниками (или младшими/старшими членами коллектива) учится взаимодействовать в коллективе, разрешать или предотвращать конфликтные ситуации, поддерживать, помогать, объяснять…

В отношениях «ребенок – родитель» проявляются сотрудничество, сопереживание и поддержка, а педагог и родитель, действуя вместе в интересах ребенка, но не исключая его из процесса, находят общий язык на основе постоянной общей деятельности.

Можно провести одно мероприятие: спортивные соревнования, поставить спектакль или даже устроить кулинарное шоу. Это будет эффектно, но эффективно ли? Сотрудничество – это труд. Ежедневный. Кропотливый. Результативный.

Юлия СУББОТИНА, учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования (театральная студия) школы №46

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте