search
main
0

Территория будущего

То, что способно сделать жизнь более светлой, чистой и прекрасной

Итальянский писатель и драматург Карло Гоцци уверял, что «театральные подмостки служат всенародной школой». В истории театрального искусства у него, конечно, появилось множество оппонентов, утверждавших, что театр – это лишь игровая форма отображения действительности, что искусство, в том числе театральное, не должно ничему учить, его призвание – развлекать и забавлять, давать пищу воображению.

Впрочем, эти споры стихают, стоит лишь дать слово школьным театрам. Уж им-то лучше других известны удивительные метаморфозы, которые способно производить в душах учащихся театральное искусство, часто кардинально меняющее жизненные установки тех, кому посчастливилось с ним соприкоснуться, наполняющее привычные школьные будни новым смыслом.

Недаром так легко и органично школьные театры вписались в реалии школьной жизни. На сегодняшний день театр в том или ином виде есть практически в каждой московской школе, и уже невозможно представить учебный год без театральных постановок и премьер.

В школе «Перспектива» таких театров целых три. Все они по­явились в разное время, изначально решали разные образовательные задачи, но, по сути, представляли собой единое творческое пространство. Поэтому в 2021 году было принято решение объединить все три театра в большой общешкольный театрально-образовательный проект, который получил название «Территория театра». Возглавила его профессиональный режиссер и талантливый педагог Ольга Ардентова. Именно она открыла новую страницу театральной жизни школы. В разговоре с ней мы и хотели бы узнать, что она думает о прошлом, настоящем и будущем школьных театров.

– Ольга Вячеславовна, проект «Территория театра» применительно к школьным реалиям удивляет сегодня своим масштабом. Так сразу было задумано?

– У этого проекта довольно большая история. Начать с того, что в школе на протяжении нескольких лет в рамках дополнительного образования действовал театральный коллектив Kids Prospect, в котором занимались ученики 1-5‑х классов.

Позже появился театр «Атмосфера», и его в полной мере можно назвать народным театром, поскольку определяющие принципы работы этого коллектива – массовость и общедоступность. Здесь осваивают актерские навыки и играют на сцене учащиеся 5-11‑х классов, но «Атмосфера» – та театральная площадка, где всегда рады всем, в том числе учителям и родителям.

Третье объединение точнее было бы назвать творческой мастерской, в которой особое внимание уделяется индивидуальному развитию личности каждого ребенка в зависимости от интересов и талантов. Например, некоторые воспитанники мастерской демонстрируют высокие результаты в области художественного слова: часто участвуют в городских конкурсах чтецов, где выступают с поэтическими произведениями, прозаическими отрывками и даже моноспектаклями, неизменно занимая призовые места. При этом так сложилось, что творческая мастерская – это территория развития и самореализации наших учащихся-кадет. Основной состав здесь – воспитанники кадетских классов.

Развиваясь параллельно, все три объединения все больше взаимодействовали: участвовали в совместных постановках, помогали друг другу реквизитом, идеями, всем-всем-всем. В один прекрасный момент мы поняли, что эти коллективы должны работать в единой связке. Так родился общешкольный театрально-образовательный проект, который мы и назвали «Территория театра». И это действительно территория – образовательное пространство, в котором разные формы, виды и направления театральной деятельности помогают нашим ребятам взрослеть, развиваться, становиться образованными, культурными людьми. Это территория свободы творчества и самовыражения, территория общения и взаимопонимания участников всех возрастов.

– Как сегодня строится работа школьных театральных объединений?

– Наш проект в первую очередь образовательный. Если бы мы просто периодически ставили спектакли, это была бы обычная самодеятельность. Но мы все-таки стараемся дать ребятам представление о профессиональной деятельности в сфере театрального искусства. И я как руководитель проекта постоянно держу в уме эту задачу. Считаю, что каждый спектакль наши воспитанники должны уметь оценивать с разных точек зрения – с позиции актеров, режиссеров, звукооператоров, костюмеров, декораторов… Мне важно, чтобы они видели театральную постановку в комплексе всех составляющих, как результат деятельности многих людей.

Наши воспитанники многому учатся. Во-первых, они узнают основы актерской профессии. Я преподаю им сценические движение и речь, пластику, актерское мастерство и другие театральные дисциплины. Во-вторых, ребята осваивают смежные профессии. К нам в школу часто приезжают мои коллеги, профессионалы, работающие в области культуры и искусства. Они тоже проводят занятия. Это и режиссеры, и работники телеканалов, радиостанций, костюмеры.

Недавно своеобразный мастер-класс провела костюмер Московского академического театра сатиры, даже привезла с собой театральные костюмы. Она рассказала, как устроена костюмерная, как происходит подбор костюмов для спектаклей и создаются сценические образы, в чем особенность пошива, реставрации. И теперь наши ученики пытаются, ориентируясь на представленную ею профессиональную практику, создать нашу школьную костюмерную. Конечно, пока там костюмов немного, больше всякого реквизита, но мы уверены, что своя уникальная коллекция у нас обязательно появится.

– Все занятия «Территории театра» проходят в школе?

– Нет, конечно. Если мы будем сидеть в четырех стенах, мало чему научимся. Многие занятия проходят на сторонних площадках. Например, мы работали на студии звукозаписи: учились создавать фонограммы, делать озвучку, побывали на телестудии, где пробовали давать интервью, учились правильно работать в кадре. Стараемся не пропускать мастер-классы и творческие встречи мэтров театрального искусства. Так, недавно были на творческой встрече с Игорем Золотовицким, ректором Школы-студии МХАТ, на встрече с народным артистом России Александром Калягиным.

Иногда наша разносторонняя деятельность получает неожиданное преломление. Например, ребята стали участвовать в модных показах: выходят на подиум, представляют работы российских дизайнеров. Это отличная практика в области сценического движения и пластики.

– А есть ли опыт участия в каких-нибудь масштабных городских, всероссийских театральных проектах?

– Жизнь и собственные инициативы подружили нас с Биеннале театрального искусства, которое проходило в Москве и Санкт-Петербурге в сентябре – ноябре этого года. Посетили множество мастерских, программные спектакли выдающихся коллективов. Теперь с нетерпением ждем объявления программы Биеннале-2023. Думаю, ни один школьный театр Москвы не должен пропустить это яркое культурное событие.

– Как проект «Территория театра» меняет образовательную среду школы? Какие у вас ближайшие планы?

– Конечно, наши воспитанники регулярно выступают на всех праздничных концертах. Традиционным стали театральные постановки к Новому году и к Дню Победы. С прошлого года в нашей школе проходит весенний творческий фестиваль «Арт-март», в котором принимаем активное участие, в этом году запланирована премьера спектакля «Пеппи Длинныйчулок». А завершить учебный год хотим проведением нового театрального фестиваля «Территория театра». Концепция этого фестиваля сейчас прорабатывается, но уже решено, что проходить он будет под открытым небом. На территории школы «Перспектива» будет действовать несколько театральных площадок, на каждой будет своя сценическая постановка. Главное – рассчитываем, что участниками фестиваля станут и театральные коллективы из других школ. Такой обмен опытом очень полезен и дает мотивацию к дальнейшему развитию.

– Как оцениваете будущее проекта?

– Думаю, что у нашего проекта, как, впрочем, и у всего движения школьных театров Москвы, большое будущее. Потому что в основе этого движения замечательные театральные традиции, заложенные еще Константином Станиславским. На лучших образцах классического искусства мы будем воспитывать новые поколения наших ребят, открывая им богатства отечественной и мировой культуры. Да, они будут с уважением и интересом относиться к традициям разных народов и национальностей, но научатся жить и принимать решения исходя в первую очередь из национальных и государственных интересов нашей страны.

Школьный театр – это, безусловно, не просто спектакли или мастер-классы, это эстетический и педагогический инструмент формирования личности. Все, что наши ученики откроют для себя на школьной «Территории театра», они перенесут во взрослую жизнь. Сокровищница отечественной культуры – как раз то богатство, которое способно сделать эту трудную взрослую жизнь более светлой, чистой и прекрасной.

Вера БЫКОВА, специалист медиацентра школы «Перспектива»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте