search
main
0

Terra nova

Название этой школы переводится с латинского как «Новая земля». По словам ее директора Ларисы Хусайновой, оно символизирует новую Чечню, открытую миру первым Президентом ЧР Ахматом-Хаджи Кадыровым, землю людей, стремящихся к процветанию, созиданию и свету. Расположенная в живописном селе Мескер-Юрт Шалинского района школа носит имя Шарани Дудагова, главы администрации этого населенного пункта, геройски погибшего в 2000 году в борьбе за свободу республики.

– Свою школу мы любовно называем академией нескучных наук, – рассказывает Лариса Зайндиевна. – Как известно, академия была основана древнегреческим мудрецом Платоном еще до нашей эры, эта философская школа располагалась в священной оливковой роще близ Афин. Так же как и воспитанники Платона, наши дети учатся рассуждать, формируя при этом основы мудрого высоконравственного поведения. А «Нескучные науки» – это заложенная в программу развития нашей образовательной организации педагогическая концепция, согласно которой усвоение ребенком материала происходит через предварительное творческое преобразование, учение с увлечением. Именно поэтому миссию нашей школы мы обозначили как «генерация вдохновения для развития». При этом вся деятельность наших учителей, учеников и родителей проходит через призму комфорта для каждого. Мы стараемся думать обо всех – и о взрослых, и о детях. Оттого нам так легко найти общий язык с родительской общественностью, мамы, папы, бабушки, дедушки и другие родственники охотно приезжают к нам, помогают с дежурством и организацией рабочего пространства, а также участвуют во всех наших проектах.
Школа открылась всего три года назад, сегодня в ней обучаются 856 человек. Занятия у нас проходят только в одну смену. Но, учитывая положительную демографическую ситуацию в республике, в скором времени потребуется либо возводить еще одну школу, либо строить новый корпус или пристройку, либо переводить часть ребят во вторую смену. В наше учебное заведение родители готовы возить детей за много километров, потому что знают: для учащихся и педагогов здесь созданы все условия для комфортной работы и обучения. В «Терра нова» ребята ездят не только из Шалинского, но и из Курчалоевского районов, а также из города Аргуна.
У каждой школы есть своя визитная карточка, своя изюминка, благодаря которой ее можно узнать из тысячи других. В школе имени Шарани Дудагова такой находкой можно по праву назвать замечательный проект «Планета Икс», посвященный поликультурному образованию. Суть его довольно проста, но необычайно перспективна с точки зрения познавательного потенциала: каждый месяц ребята изучают ту или иную страну, рассматривая ее с самых разных точек зрения. Это географическое положение и язык, национальные игры и одежда, кухня и культура, а также туристическая привлекательность. При этом ребята делятся на несколько групп – экоклуб, этноклуб, медиаклуб и т. д., в которых реализуют отдельные мини-проекты.
– Страны мы выбираем по частям света, – поясняет директор. – В прошлом году закончили Азию, была замечательная презентация, на которой присутствовали коллеги из других регионов, они отметили очень высокий уровень подготовки. А с сентября у нас будет Южная Америка, уже высказано много идей, и ребята заранее начали готовить материал. Хочу сказать, что наличие поликультурного компонента в школе помогает нам решать очень много задач – стимулирует учащихся к получению нового знания, формирует грамотную картину мира, расширяет кругозор. Кроме того, в рамках этого проекта мы выстраиваем полноценное и продуктивное общение не только между учащимися одного класса и параллели, но и между представителями разных возрастов, между учениками и их родителями. Это также позволяет наладить и международные связи. По каким-то довольно экзотическим каналам, полагаю, не без помощи туристов наш проект «Планета Икс. Азия» попал в Южную Корею, его увидели в Сеуле, и он там всем очень понравился. И вот результат – в январе этого года к нам приехали 40 школьников и 12 педагогов из Сеула, прошел замечательный день корейской культуры. Гости рассказали нам об истории своей страны, провели мастер-классы по народным промыслам, танцам.
Проектом здесь охвачены практически все дети и все классы с 1‑го по 11‑й. При этом выбор объекта изучения происходит довольно демократично, без навязывания какого-то одного взгляда. Одним нравится Япония, другим – Индия, третьим – Саудовская Аравия. Дети обмениваются информацией, рассказывают друг другу то, о чем узнали из учебников или Интернета.
Стоит особо отметить следующий факт: прежде чем заняться изучением стран мира, ребята предварительно изучили страну, в которой живут. Ведь каждый регион здесь также имеет свой колорит, у каждого народа свои история, язык, культура. Как утверждают сами педагоги, было очень интересно наблюдать, как старшеклассники находили информацию о старинных русских играх – перетягивании каната, бирюльках, лапте, бабках и т. д., а потом демонстрировали остальным учащимся все это на практике.
В «Терра нова» есть и еще один интересный проект, который позволил коллективу школы победить в региональном конкурсе проектов. Он называется «Бук-лаборатория». Так же как и в «Планете Икс», ребята выбирают себе то или иное направление и детально разрабатывают его, например «Бабушкины сказки». Дети составляют график посещения бабушек, которые могут поведать им что-то интересное из национального фольклора. Причем это вовсе не обязательно должны быть живущие по соседству родственники, нередко школьники ездят в гости в другие села. Бабушки рассказывают им сказки, дети все это записывают, а затем материал верстают, иллюстрируют и издают в виде книжечки. За победу в конкурсе детям подарили компьютер и цветной принтер, теперь, можно сказать, в школе открылась собственная типография.
Тему приобщения ребят к книгам развивает проект «Страна Читалия», посвященный созданию в рамках работы школьной бук-лаборатории буктрейлеров – коротких видеороликов, рассказывающих в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Эта идея настолько заинтересовала ребят, что они взялись за дело с огромным энтузиазмом. И в короткое время сняли несколько роликов про Гарри Поттера и Мэри Поппинс, которые позволили им занять 1‑е и 2‑е места на конкурсе, организованном Гагаринской библиотекой. Такой вариант популяризации чтения помогает детям совместить современные увлечения новыми технологиями и классические подходы к изучению художественных произведений.
– Неудивительно, что в конкурсах «Лучший читатель зимы» и «Лучший читатель весны» у нас нет отбоя от желающих поучаствовать! – говорит Лариса Хусайнова. – При этом мы обязательно делаем акцент не на количестве, а на качестве прочитанного. Библиотека превратилась в полноценный дискуссионный клуб, ребята смотрят экранизации книг, обсуждают их содержание, спорят. А ведь мы прекрасно знаем, как важно достучаться до эмоций, чтобы человек запомнил ту или иную информацию на всю жизнь. К сожалению, художественной литературы у нас маловато. Но мы нашли выход: договорились с одной из сельских библиотек, которая располагалась в небольшом подвале, согласовали с Министерством культуры и перевезли ее к себе. И у нас сразу же прибавилось более 13000 книг! Кроме того, Министерство образования и науки выделило средства на приобретение электронных планшетов, и благодаря компании «ЛитРес» мы имеем доступ к огромному количеству произведений в цифровом формате. Что интересно, родители учащихся тоже стараются не отставать от своих детей и активно осваивают ИКТ.
Впрочем, далеко не все, что может быть с успехом использовано в процессе образования, непременно нужно сводить к цифре. Так, например, здесь огромной популярностью пользуется технология «Интерактивные камешки». Она также довольно проста и весьма эффективна: в свободное от учебы время родители вместе с детьми собирают у реки красивые камни, затем на уроках технологии ребята их раскрашивают и дают им названия – «глаголы», «место­име­ния», «прилагательные», «союзы» и пр. И потом на уроках литературы, русского, чеченского или английского языков, а также на занятиях бук-лаборатории ученики бросают горсть камней и по выпавшей комбинации формируют свое повествование. Они очень любят заниматься этим и не расстаются с камешками даже на переменах. По словам педагогов, это отличный инструмент для активизации мыслительной деятельности, развития воображения и воспитания полилингвальной культуры. Ведь на камешке можно написать слова сразу на нескольких языках, а это позволяет детям автоматически запомнить их в связке друг с другом.
Что же касается языков, то, как признается директор, в качестве второго иностранного здесь хотели выбрать арабский, поскольку для чеченских детей это очень важно и полезно. Однако выяснилось, что он не заложен в стандарт, поэтому, скорее всего, придется выбирать немецкий и искать преподавателей. Тем не менее арабский в «Терра нова» все равно учат, правда, в формате внеурочной деятельности.
Что же касается общих подходов к организации урочной деятельности, то, учитывая климатические особенности региона, занятия здесь стараются проводить на открытом воздухе. Пока это касается только физкультуры, однако в ближайшем будущем администрация школы планирует построить большой открытый класс, как это в свое время практиковал Сухомлинский, и вынести часть занятий на «свободу». Психофизиологи подтверждают: уроки на открытом пространстве помогают концентрировать внимание, а также снимают барьеры между учеником и учителем. Свежий воздух, хорошая освещенность, отсутствие барьеров сближают взрослых и детей. А если развить эту тему, то можно сделать на столах скатерти в виде карты мира, раскрасить крышу навеса в виде карты созвездий, а пол выполнить в виде акупунктурного ковра, чтобы дети могли ходить по нему босиком.
Словом, если есть желание, целе­устремленность и коллектив, готовый воплотить в жизнь самые смелые планы, то нет ничего невозможного!

с. Мескер-Юрт, Шалинский район, Чеченская Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте