search
main
0

Термин «образовательная услуга» могут исключить из законодательства

Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ рассмотреть вопрос об исключении из законодательства об образовании понятия «образовательная услуга». Изменится ли что-то в системе образования, если такие поправки будут приняты? Об этом размышляют наши эксперты и читатели.

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, член Центрального штаба ОНФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:

– О понятии «услуга» в отношении образования говорится много. Как правило, с этим понятием связывают все плохое, что встречается в школе: высокомерие отдельных родителей, вызывающее поведение подростков. При этом по закону образование – это единый процесс воспитания и обучения, общественно значимое благо, осуществляемое в интересах человека, семьи, общества и государства.

Когда речь идет о школах, колледжах и вузах, о реализации государственных стандартов, в законе используются понятия «образовательная деятельность» и «образовательные программы». Понятие «образовательная услуга» используется либо в статье 54 в отношении платного образования, либо в статье 101 в отношении государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Понятие гос­услуг охватывает весь спектр взаимоотношений человека с государственными органами – получение документов и справок, оформление льгот и пособий, постановку на учет в поликлинике, регистрацию прав собственности и многое другое.

Услуги согласно Гражданскому кодексу являются объектом гражданских прав наряду с вещами, интеллектуальной собственностью и неотчуждаемыми нематериальными благами, такими как жизнь, здоровье, достоинство личности. Исключение из законодательства понятия «образовательная услуга» потребует введения нового понятия, которое может использоваться в документах и являться объектом гражданских прав. Необходимо изменить все законы и подзаконные акты, определяющие порядок финансирования и оказания государственных и муниципальных услуг, порядок оказания платных образовательных услуг. Финансирование образования, отношения в школе, педагогическая нагрузка, содержание программ – все то, что нас реально волнует, от этого не изменятся.

Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск:

– Мне не понятно, в чем сущность поручения президента. Закон «Об образовании в РФ» определяет педагогического работника как физическое лицо, которое «выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». То есть в законе и так работа учителя не называется услугой.
Я думаю, что это поручение сделано не для исполнения, а для создания новостей.

Поэтому вполне возможно, что нормальное экономическое понятие «услуга» уберут. А потом уберут связанное с ним понятие «заработная плата». А затем перестанут платить зарплату учителям рублями. Вместо рублей будут вознаграждать за работу грамотами, шариками и цветными мелками.

Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета:

– Я всегда придавал словам особое значение, особенно если дело касается образования. На мой взгляд, изъятие из законодательства упоминания об услуге – верный путь. Правда, это мало что даст, если сохранится прежнее потребительское отношение к школе. Согласитесь, не совсем комфортно работать с детьми, если их родители требуют предоставить им образовательную услугу. Следовательно, надо формировать культуру уважительных отношений к учителю в обществе. И конкурс «Учитель года» как раз показывает, что это вполне возможно. Да, нам предстоит многое поменять, но инициативу президента я приветствую.

Алла ГОЛОВЕНЬКИНА, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2014, директор Центра выявления и поддержки одаренных детей Ямало-Ненецкого АО, Салехард:

– Многие утверждают, что образование не является услугой. Тем не менее школы оказывают людям именно образовательные услуги, будь то частные, муниципальные, автономные образовательные организации или какие-либо еще. Школы у нас очень разные, и нужно постараться сохранить это разнообразие. Но это не зависит от того, останется ли в законодательстве данный оборот. Куда более страшным мне представляется желание сделать все образовательные организации похожими друг на друга. Потому что, повторяю как биолог, именно разно­образие – залог устойчивого развития.

Наталья КАРМАЗИНА, заместитель главы Петрозаводска – председатель Комитета социального развития администрации города, Карелия:

– Термин «образовательная услуга» в педагогическом сообществе считается весьма оскорбительным. С одной стороны, это не более чем терминология, но с другой… Мы видим, как в последнее время упал авторитет педагогического труда. А ведь в нашей стране исторически считалось, что слово «учитель» звучит гордо. Опрометчивая терминология привела к печальным последствиям. Можно ли изменить отношение к образованию только с помощью юридической техники? Считаю, что к данному вопросу необходимо подходить комплексно. Авторитет профессии требует уважения – и финансового, и правового, и общественного.

Елена СТЕПАНОВА, учитель, Великий Новгород:

– Боюсь, понятие «образовательная услуга» уже врезалось в память учеников, а главное – их родителей. В результате многие привыкли считать учителя человеком, который им что-то должен. Обычными со стороны родителей школьников стали несуразные требования, претензии, недовольство, взгляд на учителя сверху вниз. Здесь нужно действовать более глубинно. По моему мнению, корень всех зол – тот факт, что по Закону «Об образовании в РФ» ученика нельзя исключить из школы даже за злостное хулиганское поведение, срыв уроков, издевательства над одноклассниками, оскорбление педагогов, если этому ученику еще нет 15 лет. Я считаю, нужно включить в закон пункт, разрешающий исключение ученика из школы не из-за неуспеваемости, а за плохое поведение начиная с первого класса.

Павел УРАЗОВ, учитель физики Дзержинской школы Каширского района, Воронежская область:

– Пообщавшись с коллегами, могу сказать, что очень многие против определения учительского труда в качестве услуги. Безусловно, образование – это фундамент жизненных знаний, а не какая-то услуга. Работа учителя – это государственная работа, потому что учитель работает на благо общества.

Необходимо развернуть целую государственную политику по возращению высокого статуса и популярности профессии. Надеюсь, эта работа будет проделана качественно и эффективно, и 2023 год – Год педагога – мы встретим в другом, более престижном статусе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте