Педагогический коллектив гимназии №1532, школы №1267 и пяти детских садов, расположенных в одном микрорайоне, разработали проект многоуровневой образовательной организации «Гимназия «Теплый Стан».
При создании нового образовательного комплекса мы учитывали как потребности самого учреждения, так и основных потребителей образовательных услуг. Основная идея нашей образовательной организации отражена в его миссии – создании культурно-образовательного центра района Теплый Стан, вокруг которого будет формироваться новое детско-взрослое сообщество.Первый вопрос, который мы поставили перед собой: а решит ли создание образовательной организации наши проблемы? Поэтому прежде всего мы провели сравнительный анализ эффективности решения различных проблем в рамках классического сада, классической школы и образовательной организации. Переход детей из детского сада в школу означает для них попадание в стрессогенную ситуацию. В рамках образовательной организации происходит постепенная адаптация детей к начальной школе, существенно снижается уровень стресса. Переход детей из детского сада в школу представляет серьезную проблему и для родителей. Классический детский сад не решает проблемы устройства детей в школу. В рамках организации родители заранее знают, что ребенок планомерно перейдет из детского сада в школу.Образовательная организация решает проблему интеграции программ детского сада и школы, проблему поддержки детей с особыми образовательными запросами, которые не приходят в школу из детского сада. Организация решает и проблему эффективности взаимодействия образовательных учреждений и вузов: раньше была актуальна программа «Вуз приходит в школу», теперь в рамках двух школ, входящих в комплекс, мы реализуем новую программу – «Школа приходит в вуз». Мы решим проблему профильного обучения, ведь контингент старшеклассников увеличивается, и это позволит открыть по социальным запросам востребованные профили. Для эффективного планирования работы образовательной организации требуется проведение исследований, направленных на изучение особенностей социально-экономической среды района, запросов родительской общественности, внешних и внутренних ресурсов образовательных учреждений, входящих в состав образовательного комплекса. Мы провели исследование образовательных запросов родителей двух школ в форме анкетирования, на основании полученных результатов уже можно сформулировать выводы. Родительская общественность двух ОУ имеет сходный уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг в рамках каждого из направлений, что делает возможным использование единой модели повышения качества образования. Наиболее значимый критерий, повышающий удовлетворенность родителей, – профессионализм педагога и его способность строить эффективное взаимодействие с учащимися. Часть критериев удовлетворенности связана со спецификой конкретного образовательного учреждения, что предполагает сохранение этой специфики в образовательной организации.Следующим этапом нашего исследования стало составление матрицы SWOT-анализа. По результатам этого анализа можно сделать такие выводы: большая часть слабых сторон ОУ, входящих в состав комплекса, может быть компенсирована за счет сильных сторон других ОУ, часть слабых сторон ОУ может быть компенсирована за счет новых внутренних ресурсов комплекса (организация нескольких профилей по запросу родительской и ученической общественности); в рамках комплекса спектр возможностей развития существенно расширяется за счет ресурса развития каждого ОУ и новых ресурсов комплекса; часть угроз для каждого ОУ при вхождении в комплекс перестает существовать (конкуренция, демографическая ситуация, плохие наборы в первый класс).Третьим этапом нашего исследования было анкетирование для изучения представления о перспективных направлениях развития комплекса. На основании полученных данных были выявлены четыре типа направления развития комплекса. Сектор первоочередных задач интенсивного развития: углубленное изучение иностранного языка, углубленное изучение предметов естественно-научного цикла, углубленное изучение гуманитарных предметов, военно-патриотическое воспитание, досуговая и экскурсионная работа, повышение квалификации сотрудников, развитие метапредметных компетенций, профориентационная работа с учащимися, перераспределение функциональных обязанностей.Сектор задач стратегического развития включает создание многопрофильной системы обучения, вариативность образовательных программ, внедрение углубленного изучения предметов, спецкурсов.После обработки полученных исследовательских данных мы решили задачи, связанные с планированием системы работы образовательного комплекса, продумали систему кадрового обеспечения образовательной организации, основное внимание уделили системе мотивации сотрудников комплекса и созданию внутренней методической службы, проанализировали ресурсную систему организации с точки зрения саморазвивающейся системы.Сегодня мы предусматриваем построение системы управления процессом интеграции следующим образом: создаются единые органы управления, далее единый комитет по интеграции и отдельные органы управления текущей работой. Таким образом, мы выделяем процесс развития в единый проект, создадим комитет, при котором будут работать проектные группы. У нас будет система сетевого взаимодействия в рамках социокультурного центра на базе образовательной организации.Следующей частью нашего исследования были описание необходимых результатов работы образовательного комплекса и разработка критериев оценки степени достижения этих результатов.Мы прописали этапы реализации программы, которые включают мероприятия от создания рабочих групп, проведения анализа, мониторинга, разработки плана до подведения итогов и научного системного осмысления результатов и постановки новых стратегических задач.Конечно, мы представляем, какие риски возможны при создании комплекса, но предусмотрели и средства их минимизации.На основании проведенного исследования можно сказать, что анализ запросов потребителей образовательных услуг показал: спектр основных запросов заключается в организации и создании многоуровневой многопрофильной системы обучения, вариативности образовательных программ, организации непрерывного процесса обучения, предоставляющей как более широкие, так и принципиально новые возможности для различных участников образовательного процесса. Разработанный нами проект комплекса в целом соответствует основным направлениям развития российского и московского образования, учитывает запросы родительской общественности, опирается на анализ ресурсов ОУ, входящих в его состав, имеет четкие критерии достижения поставленных задач, что дает возможность прогнозировать успешность реализации проекта. Маргарита БУТЫРСКАЯ, директор гимназии №1532
Комментарии