search
main
0

Теплый дом в городе на вечной мерзлоте

Особый подход и особая педагогика

Граница вечной мерзлоты в Полярном Урале находится южнее города Урай. Люди живут в условиях, приравненных у Крайнему Северу, и здесь особо чтут теплые человеческие отношения, проявляют особую заботу о детях.

В последние десятилетия наша педагогика взялась за решение серьезной проблемы – все больше школьников страдают задержкой психического развития. Такой диагноз не должен быть причиной, чтобы лишить ребенка знаний, общения, любви. Современная педиатрия, психология и педагогика позволяют малышам и подросткам получить необходимые навыки, адаптироваться к социальной среде и окружающему миру, максимально развить свои способности.

До середины 70‑х годов прошлого столетия в городе Урае остро стоял вопрос с обучением детей с задержкой умственного и физического развития. Они находились либо на домашнем обучении (а то и вообще не обучались), или в обычной школе. В школьных стенах с их беспокойной обстановкой и разнородными коллективами классов самочувствие нездоровых детей только ухудшалось. Индивидуальной работы с ними, как правило, не велось. Учителя не могли уделять им достаточно времени. Родители других учеников были недовольны таким совместным обучением. Другие ученики, здоровые и активные, пренебрегали необычными одноклассниками, порой относились к ним предвзято и недружелюбно, а последние ощущали себя ненужными, брошенными, неполноценными, изгоями.

И вот после многочисленных и настоятельных просьб родителей детей с ОВЗ, учителей, врачей в 1976 году была открыта Урайская вспомогательная школа. Директором назначили Оксану Валерьевну Петрову – человека деятельного, энергичного, ответственного, хорошего педагога, умелого организатора.

Конечно, она прежде всего позаботилась (не однажды ходила на прием к руководителям города), чтобы оборудование было самым современным для того времени. Но главной ее заботой было (и в этом Оксана Валерьевна уверена) подобрать преданных своему делу педагогов, воспитателей, специалистов. Отбирала предельно придирчиво. Сначала проводила собеседование. Это была первая проверка на профпригодность для работы с особенными детьми. Предлагались специальные тесты. Если экзамен выдержан, начиналась проверка в деле. Наблюдала, как педагог ладит с любым ребенком, находит ли взаимопонимание. Нередко через месяц, а то и раньше некоторые учителя сами не выдерживали, признавались в своей профнепригодности и уходили. Другим кандидатурам, имеющим желание трудиться, но не представляющим весь объем работы, приходилось отказывать в деликатной беседе, вежливо, доказательно, чтобы не обидеть. Так постепенно сложился высококвалифицированный коллектив единомышленников, преданных своему предназначению, умеющих установить контакт с самыми трудными подопечными, искренне любящих их.

Сегодня в Урайской школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья работают 37 высококвалифицированных сотрудников – педагогов, воспитателей, специалистов. Из них тридцать занесены во Всероссийскую энциклопедию «Золотой фонд кадров Родины». В их числе и главные помощники Оксаны Валерьевны – ее заместители Евгения Андреевна Тишкова, Ирина Вячеславовна Терпиловская и Ольга Владимировна Гнилицкая.

Работа педагогов и специалистов, если можно так сказать, штучная. Здесь заботливо взращивают каждого. В классе обычной школы отдельный ученик не очень-то и заметен. А здесь каждый на виду, каждый ощущает, что именно о нем заботятся, именно его любят, его жизнь стараются сделать более комфортной и счастливой. Взрослые стараются не подгонять ребенка под какой-то стандарт, а сами меняют подход и отношение к нему в соответствии с его особенностями, стараются понять, чем и как они могут помочь малышу или подростку.

Вот, например, ученика Ваню мама привела в школу, когда мальчику исполнилось шесть лет. Он не слушал взрослых, не мог и минуты усидеть на одном месте, бегал, прыгал, разбрасывал вещи, игрушки. Был вспыльчивым, нередко агрессивным. Ему поставили диагноз гиперактивность. Такого ребенка в обычную школу отдать нельзя, да его и не возьмут. Через год упорной индивидуальной работы он стал другим – достаточно спокойным, стал интересоваться учебой. Он уже мог просидеть на занятии, скажем на уроке рисования, целых полчаса, а потом уже и больше, научился понравившееся ему дело доводить до конца, внимательно слушать взрослых. Все это происходило постепенно, медленно, шаг за шагом, но результат налицо – изменилась к лучшему личность ребенка, окрепла его психика.

Миша тоже особенный ребенок. Он, наоборот, тихий, смирный, когда пришел, то сторонился незнакомых взрослых и детей. Почти не общался ни с кем. А потому и говорил плохо. Типичный аутист. И к этому особенному ребенку тоже подобрали нужный подход. В этой школе-интернате есть специальные педагоги, владеющие научно обоснованными эффективными методиками. Они и сумели выработать индивидуальную методику работы с мальчиком, подлечить и подготовить его к учебе, причем после Миша продолжил обучение в обычной школе.

За последние годы работа с детьми в Урайской школе-интернате стала еще более результативной. Педагоги, воспитатели постоянно в поиске новых технологий, совершенствуют свои знания и умения. Бывают на конференциях, семинарах, чтобы повысить мастерство, охотно делятся своими достижениями с коллегами. Узнают, скажем, что в Москве появились новые методы работы с теми же аутистами, и тут же отправляются туда, чтобы получить опыт, как говорится, из первых рук. Садятся на самолет и летят, благо что сегодняшний бюджет, который выделяется школе-интернату, позволяет совершить такую учебную поездку. Благодаря этому в особо сложных случаях лечения и коррекции поведения ребенка самим родителям не нужно везти ребенка за тридевять земель. Здесь, в Урае, им окажут необходимую помощь.

Педагоги и специалисты участвуют в федеральном проекте «Современная школа» и в региональной программе «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2024».

Ученики в Урайской школе-интернате увлекаются творчеством, как и их сверстники. А пример им показывают воспитатели. И дети, и взрослые участвуют во многих конкурсах, их активность отмечают местные руководители образования. Ребята каждый год готовятся к традиционному конкурсу «Город цветов» и уже дважды занимали первое место за лучшее цветочное оформление своего двора. Есть чем залюбоваться: двор словно покрыт роскошным цветочным ковром. Ребята с большой охотой принимают участие во всероссийских конкурсах «Радуга творчества», «Твори, выдумывай, пробуй!». Творить и выдумывать им помогает воспитатель Елена Владимировна Махалакий.

Самая важная задача педагогического коллектива Урайской школы-интерната – подготовить детей к жизни в реальном мире. Это не только обучение подростков будущим профессиям столяра, швеи, повара. Это и обучение навыкам поведения в общественных местах, в различных жизненных ситуациях. Ребята разыгрывают разные ситуации, с которыми им придется сталкиваться. Они их обсуждают, предлагают свои решения. Проводятся и психологические тренинги, например, как выходить из конкретных конфликтных ситуаций и др. Сообща придумывают и затем разыгрывают инсценировки случаев, взятых из современной жизни.

Урайская школа-интернат одна из лучших в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Об этом говорят и награды. За участие во 2‑м педагогическом съезде «Моя страна» получен диплом лауреата Всероссийского конкурса лучших образовательных организаций страны 2020 года в номинации «Лидер в создании комфортной образовательной среды». Для таких детей среда – это самое важное. Ребята здесь живут единой дружной семьей. Старшие заботятся о младших, играют с ними. Им всем тепло и уютно, потому что о них заботятся, их любят и берегут.

Маргарита КУРГАНОВА, Урай, ХМАО – Югра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте