search
main
0

Тепло маминых рук. Сценарий праздничного заседания родительского клуба «Контакт»

Последнее воскресенье ноября – День матери. Среди значимых для человека ценностей одна из ведущих – семья. На протяжении всего периода взросления родители являются для ребенка чрезвычайно значимыми людьми, причем выступают для него в разных ипостасях. Во-первых, они источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным. Во-вторых, образец для подражания, воплощение лучших личностных качеств, именно они демонстрируют детям модель взаимоотношений с другими людьми. В-третьих, родители являются источником знаний, жизненного опыта, друзьями и советчиками в решении сложных жизненных проблем.

Всегда ли родители понимают своего ребенка? Хорошо ли они его знают? Умеют ли прогнозировать его поведение в различных житейских ситуациях? Как и где этому можно научить и научиться? В настоящее время лекционные формы работы перестали удовлетворять потребности родителей в психолого-педагогических знаниях. На наш взгляд, целесообразнее использовать интерактивные формы работы со всеми участниками образовательного процесса. Родительский клуб гимназии получил название «Контакт». Его главные задачи: формирование способов  эффективного контакта родителей и детей, выход на новый конструктивный уровень детско-родительских отношений. В родительском клубе под руководством педагога-психолога встречаются мамы и папы, бабушки и дедушки, классные руководители и сами дети, то есть все, кто заинтересован в решении проблем ребенка. На таких встречах родители знакомятся друг с другом, делятся своим опытом взаимодействия с детьми, встречаются со специалистами, участвуют в решении сложных жизненных задач и просто разговаривают в неформальной обстановке, играют, становясь на короткое время детьми, непосредственными, непоседливыми, любознательными, словом, такими, как их сын или дочь. Все это помогает родителям и детям лучше понять друг друга, найти новые грани взаимодействия.  Праздник «Тепло маминых рук», посвященный Дню матери, – одна из встреч в родительском клубе «Контакт». Он проводится в гимназии с 2008 года и уже стал традиционным. В отзывах на «Заборчике обратной связи» и в итоговых анкетах дети и родители отмечают доброжелательную душевную атмосферу праздника, возможность общения в неформальной обстановке, изменение стереотипов в общении и повышение уровня доверительности в детско-родительских отношениях.Концептуальная основа: идея сотрудничества взрослого и ребенка, использование интерактивных методов для раскрытия внутренних ресурсов.Цель: гармонизация детско-родительских отношений, содействие установлению эмоционально близких отношений между родителями и детьми, улучшение психологического климата в семьях.Задачи:- актуализировать в сознании участников праздника роль матери в воспитании;- содействовать получению опыта сотрудничества в процессе  разновозрастного взаимодействия;- развивать толерантность в диаде «ребенок – мать»;- способствовать освоению конструктивных стратегий поведения в различных жизненных ситуациях через творческие задания;- формировать умение моделировать стратегию общения с другими в режиме диалога;- содействовать повышению уровня психологической культуры участников образовательного процесса.Оборудование:  магнитная доска, мультимедийный проектор, карточки к заданиям (реклама блюда, эсэмэс-сообщения), магнитофон, аудиозапись песен о маме, музыкальное сопровождение к выступлениям детей, советы флористов «О чем говорят цветы?», чистые листы бумаги А4, ручки, цветные листочки с клейким краем,  эмблема родительского клуба, «Заборчик обратной связи».Участники: ученики 5-х классов и их мамы, классный руководитель,  педагог-психолог, социальный педагог, ведущие.Время: 1,5 часа.Подготовительный этап: накануне праздника на классном часе ребята рисуют рисунки «Моя мама – волшебница» и на обороте листа отвечают на вопросы анкеты, составленной  по методу неоконченных предложений (приложение 1). Дети сами подбирают стихи, которые они хотели бы прочитать мамам, готовят номера художественной самодеятельности. Мамы приносят свои детские фотографии для создания презентации. Мамам вручаются приглашения (приложение 2).Зал оформлен шарами, цветами, размещена эмблема родительского клуба, «Заборчик обратной связи». На магнитной доске плакат «День матери», цветные иллюстрации с изображением матерей, силуэт дерева (заготовка к проведению задания «Яблоко от яблоньки»).  На другой половине доски рисунки детей «Моя мама – волшебница».Звучит  мелодия «Как хорошо, когда все дома».Ведущий 1: Дорогие друзья! Мы рады видеть вас сегодня в нашем уютном зале на празднике, посвященном Дню матери.Ведущий 2: А начать  нашу встречу мы хотим  с притчи «Первый ангел».За день до своего рождения ребенок получил возможность задать Богу три вопроса. Ребенок задал первый вопрос:- Я не знаю,  зачем я иду в этот мир, что я должен делать?Улыбнувшись, Бог ответил:- Тебе будет  нелегко в том мире, куда ты скоро придешь. Но я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой и который тебе все объяснит.- Но как я пойму ангела, ведь я не знаю его языка? – задал свой второй вопрос ребенок.Улыбнувшись, Бог ответил:- Ангел научит тебя своему языку. Больше того, он научит тебя всему.- Как зовут моего ангела? – задал свой последний вопрос ребенок.- У этого ангела много имен, но ты будешь называть его Мама.Ведущий 3: Есть ли на земле у человека кто-нибудь ближе родной мамы? С матери начинается род человеческий и матерью он продолжается. Мать – это самое святое понятие в нашей жизни.Ведущий 4:  Знаешь, мама, в странах разных,Где случалось мне бывать,Есть один хороший праздник – День, когда в почете мать.Мы, душевно уважаяТо, чем наша жизнь крепка,Знаем праздник урожая,День врача, День горняка…Ведущий 1: Как же мы, гордясь трудамиГородов и деревень,Вечной труженице – мамеПосвятить забыли день?Ведущий 2: День? Себя спросил я гневно.Только день из многих дней?Разве мы не ежедневноВсей душой стремимся к ней?Не всегда нам светит развеНежности ее звезда?Так ли нужен этот праздник,Если в сердце мать всегда?!Ведущий 3:  Смысла мало в укоризне.Календарь нам не указ.Каждый день разумной жизни -Праздник матери для нас.Ведущий 4: День матери в России был введен указом Президента Российской Федерации в 1998 году и отмечается с тех пор ежегодно в последнее воскресенье ноября.Ведущий 1: По данным Министерства труда и социальной защиты России, сегодня в нашей стране матерями являются более 50 миллионов женщин.Ведущий 2: День матери – это день, когда воздается должное материнскому труду и бескорыстной любви женщин ради блага своих детей.Ведущий 3: Кто из нас по достоинству может оценить ежедневный, кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе с тем такой незаметный труд матери по дому, по хозяйству?Ведущий 4:  И все ради нашей пользы и нашего блага: лишь бы дети были сыты, чисты и опрятны, лишь бы детство оставалось самой счастливой порой в их жизни.Ведущий 1: А ведь многие мамы работают, а значит, встают раньше своих детей и ложатся спать позже, но при этом все успевают: завтрак собрать, постирать и убрать в квартире, уроки помочь сделать.Ведущий 2: Этот день – хороший повод дать нашим мамам хоть немного отдохнуть, устроить для них праздник. И пусть он будет ярким и веселым. А начнем с  музыкального подарка. Дети исполняют песню «Мама» из кинофильма «Мама».Ведущий 3: Издревле в русских семьях воспитание детей в основном лежало на женских плечах. Князь Константин Всеволодович так обращался к своим чадам: «Почитайте мать. Учредите ей покой и довольство, чтобы не терпела недостатка». Ведущий 4: «Свет государыня-матушка», «госпожа моя родная матушка» – так обращаются дети к матери в русских песнях и былинах.Ведущий 1: В народе о матери сложены песни и сказания, пословицы и поговорки. Итак, первое задание участникам нашего праздника «Найди свою пословицу» (напечатанные на листочках пословицы разрезаются на две части – начало и окончание  раздаются мамам и детям). Надо внимательно слушать начало и продолжить, если окончание досталось вам. При солнышке тепло, при матери добро.Нет лучше дружка, чем родная матушка.Птица рада весне, а младенец матери.Материнский гнев, что весенний снег, и много его выпадает, да быстро тает.Родная мать сильно замахивается, да не сильно бьет.Слепой щенок и тот к матери ползет.Мать кормит детей, как земля людей.Все купишь, мать Богом дается.Ведущий 2: В каждом доме бережно хранят и с удовольствием показывают гостям семейные фотоальбомы. Сегодня мы с вами тоже обратимся к фотографиям.Ведущий 3: Возможно, кому-то эти снимки хорошо знакомы, а кто-то откровенно удивится тому, что его мама, которая так много знает и  почти все умеет, была когда-то маленькой девочкой и тоже училась в школе.  Внимание на экран!  Задание для вас, ребята. Узнай свою маму на этих фотографиях.На экране видеопрезентация с фотографиями присутствующих мам. Звучит песня «Загляните в семейный альбом».Ведущий 4: Мы рады, что вы узнали ваших мам на этих фотографиях. А вот узнают ли мамы своих детей по голосу, поймут ли, какое настроение у их любимого ребенка?Ведущий 1: Приглашаем четырех мам подняться на сцену. Сейчас из-за кулис вы услышите голос. Ваша задача узнать, ваш ли это ребенок и с каким настроением он пришел из гимназии. Ребята обращаются к мамам с приветствием «Добрый день, мама» (радостно, грустно,  обиженно, загадочно). На экране для сидящих в зале демонстрируется фото говорящего. Если мама угадывает, ребенок выходит из-за кулис и обнимает маму. Мы были уверены в том, что мамы не только узнают  голос своего ребенка, но и поймут, в каком он эмоциональном состоянии, и обязательно поддержат его. Ведь они мамы – любящие, понимающие.         Ведущий 2:  Есть в природе знак святой и вещий,Ярко обозначенный в веках, -Самая прекрасная из женщин -Женщина с ребенком на руках!Ведущий 3:Пусть ей вечно солнце рукоплещет,Так она и будет жить в веках.Самая прекрасная из женщин -Женщина с ребенком на руках!      На экране видеоряд  – иконы, картины с изображением женщин с детьми на руках, фото мам со своими детьми.Ведущий 4:  Руки мамы – люблю их с детства,Где б дорога моя  ни шла,Никуда мне от них не деться,От душистого их тепла.Ведущий 1:Руки мамы – в морщинках, родинках,Сколько вынесли вы, любя?С этих рук я увидел Родину,Так похожую на тебя!Ведущий 2: А теперь задание для ребят, узнаете ли вы руки своей мамы? Игра «Руки мамы». Ставятся пять стульев, приглашаются пять детей и их мамы. Задача детей: с закрытыми глазами узнать на ощупь мамину руку.Ведущий 3: А теперь  мамам и детям надо немного потрудиться вместе. Игра «Яблочко от яблоньки». На столах листы цветной бумаги зеленого и розового цвета. Мамы на зеленых листах бумаги обводят свои ладони и вырезают их, а дети, используя трафарет, рисуют кружочки на розовой бумаге и тоже вырезают. Фоном звучит песня «Яблоки для мамы». Затем дети берут в руки мамину «ладошку», пишут посредине ее имя, а на пальцах –  те черты характера, которые отличают маму. Мамы берут разноцветные кружочки и на каждом из них пишут черты характера своего ребенка. Вместе решают, какое качество мамы помогло проявиться личностной характеристике ребенка. «Яблочки» приклеиваются к пальчикам. Вспомним русскую пословицу «Яблочко от яблоньки недалеко падает». На заранее подготовленном на стенде  стволе дерева дети размещают мамины ладошки в виде кроны. Дети комментируют, какая мамина особенность помогла им стать именно такими (доброта – добрый, веселость – чувство юмора).Ведущий 4: Вы знаете, как трудно порой уговорить ребенка съесть содержимое тарелки до конца, поэтому, дорогие мамы, вам предлагается сочинить хвалебную речь блюду (манная каша, яичница-глазунья,  молочный суп, творог со сметаной).Ведущий 1 объявляет конкурс «Собери букет». Пока мамы готовят свои рекламные выступления, ребята собирают букеты для мам, используя советы флористов (букет составляется в технике коллажа). После рекламы кушаний дети комментируют составленный  букет.Ведущий 2: Мамы, мы уверены, вы поняли, что хотели вам сказать ваши дети этим букетом.Ведущий 3: На экране трейлер к фильму «Мамы». Быстро пролетят детские годы, и, возможно, вам придется уехать далеко от своей мамы. Как важно не забывать, что она ждет от вас хотя бы короткой весточки. Да и детям, пусть и уже совсем взрослым, очень нужны заботливые мамины слова. Мы приглашаем вас поучаствовать в конкурсе  «Шлите им почаще телеграммы…».Участники делятся на две команды и в технике буриме составляют телеграмму (эсэмэс-сообщение) в стихах, используя  слова: – для детей: родная, дорогая, поздравляю, желаю;- для мам: дети, на свете, всегда, звезда.Ведущий 4: Наша сегодняшняя встреча в родительском клубе подошла к концу, и мы приглашаем мам подойти к стенду, где размещены рисунки «Моя мама – волшебница». Мы уверены, что вы без труда узнаете себя, а на обороте листа вы прочитаете мысли ваших детей о вас. Ведущий 1: А мы будем рады прочитать ваши впечатления и пожелания, которые можно оставить на нашем «Заборчике обратной связи».Ведущий 2: Дорогие наши мамы, мы готовили этот праздник для вас с большой любовью и очень хотим, чтобы вы всегда были здоровы и счастливы. И эта песня для вас.Звучит песня о мамах в исполнении всех детей.До новых встреч!АнкетаУважаемые родители!Благодарим вас за участие в празднике «Тепло маминых рук».Нам очень важно знать ваше мнение:1. Было ли вам интересно (да, нет)?2. Было ли вам комфортно (да, нет)?3. Была ли информация полезна для воспитания вашего ребенка (да, нет)?4. Устроила ли вас форма проведения (да, нет)?5. Хотели бы вы участвовать в подобных встречах (да, нет)?6. Ваши пожелания организаторам (классному руководителю, педагогу-психологу)? Литература1.  Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. – 1994. – №1. – С. 122-127.2. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1989.3.  Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения в  педагогике. Минск: Выcшая школа. 2004.4. Козлова Г.Н., Любезнова Е.В., Нецветайлова  Е.Н. Школьный родительский клуб: программа работы, формы занятий, методические разработки/ Г.Н.Козлова, Е.В.Любезнова, Е.Н. Нецветайлова. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.5.  Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг. –  Ярославль, 2002.6. Млодик И.Ю. Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить. –  М.: Генезис, 2014.7. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. – М., 2000.8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.9. Целуйко В.М. Современная семья. Методические материалы к курсу «Семьеведение». – Волгоград, 2000 г.​Галина КОЗЛОВА, педагог-психолог гимназии №3 Центрального района ВолгоградаПриложение 11.  Моя мама __________________________________________________________________________2.  Лучше всех моя мама ________________________________________________________3.  Я вместе с мамой ______________________________________________________________4.  Любимый цветок моей мамы _______________________________________________5.  Мамина любимая песня _______________________________________________________6.  Если бы моя мама ______________________________________________________________7.  Очень хочу, чтобы мама ______________________________________________________8.  Я желаю маме __________________________________________________________________Приложение 2Дорогие наши мамы и бабушки!Родительский клуб «Контакт» приглашает вас в семейную гостиную «Тепло маминых рук».Мы хотим подарить вам нашу нежность и любовь. Вы сможете узнать о себе и своих детях много нового, поделиться  кулинарными секретами, спеть любимые песни, отправить телеграмму в стихах и получить волшебный букет, который  сделает вас и вашу  семью еще счастливее. Мы ждем вас в актовом зале гимназии в _____________________________ (указаны день и время).Ваши любимые дети и внуки,классный руководитель,педагог-психолог    Приложение 3О чем говорят цветы?Флористы давно говорят с нами на языке цветов. Принято считать, что каждое растение имеет свой смысл, свое значение для людей.Василек – деликатность, изящество.Гвоздика красная – пылкая любовь, страсть. Георгин – признательность.Гладиолус – символ трудолюбия и целеустремленности.Жасмин – любознательность.Жимолость – великодушие, щедрость.Колокольчик – постоянство.Лаванда – недоверие.Ландыш – вернувшееся счастье.Лилия белая – мудрая юность, красная – утонченная зрелость. Магнолия – честолюбие, стремление быть первым.Мимоза – чувственность, жертвенность.Нарцисс – вы прекрасны, но и я знаю цену себе.Незабудка – вспоминайте обо мне.Одуванчик – символ тепла, просьба о внимании.Орхидея – загадка, тайна, большой секрет.Пион – сдержанность, застенчивость.Роза белая – ожидание, молчание. Роза красная – любовь, страдания любви.Роза красная и белая вместе – огонь сердца. Роза желтая – невероятность. Ромашка – привлекательность, непостоянство.Сирень – первые волнения любви.Тюльпан – объяснение в любви.Фиалка – скромность. Шиповник – поэтичность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте