Как это ни странно, в некоторых регионах страны проблемы педагогических кадров… не существует. Вот что рассказала главный специалист Комитета по образованию муниципального образования «Тихвинский район» Галина Полякова:
Комментарий «УГ»Как мы видим, ситуация довольно двойственная. Вроде бы и должен быть кадровый голод, а получается, что не так уж мы и голодаем в этом смысле. И регионы, поняв, что никто не станет решать эту проблему за них, стараются хоть как-то сохранить то, что имеют, и привлечь преподавателей со стороны. И министерство вроде бы радеет за то, чтобы кадров готовили именно столько, сколько нужно системе образования. И учителя, ушедшие когда-то, почему-то стали возвращаться в школу. И обещания от наших руководителей звучат благостные – поднять зарплату по стране в целом, повысить статус учительства, снабдить школы всем необходимым, чтобы не с тряпкой и куском мела, купленными за собственные деньги, выходил учитель к доске, а работал на современном уровне – с компьютерами, видеопроекторами, таблицами… Только можно ли сказать, что все эти меры способны изменить общее положение дел? И кто, как не само государство, должен формировать кадровую политику, поднимая престиж профессии учителя? Ведь давно известно, что работников в систему образования можно привлечь – зарплатой, надбавками, льготами, жильем, большим отпуском, – а можно и заставить – например, возвращением к системе распределения выпускников. Только до каких пор мы будем жить по принуждению? И до каких пор школа будет существовать за счет энтузиастов, для которых главное – не зарплата, а любовь к детям?
– Наша Тихвинская школа ежегодно укомплектована педагогическими кадрами по всем специальностям, по всем предметам и во всех классах. Более того, последние пять лет у нас практически не бывает открытых вакансий. В то же время ежегодно мы принимаем порядка 23-25 молодых специалистов.
Они идут в школы, учреждения системы дополнительного образования, дошкольные учреждения. Дело в том, что текущие вакансии все равно появляются, поскольку происходит естественный отток народа. Тихвин – город проблемный, градообразующее предприятие не функционирует, поэтому такие социально незащищенные категории, как учителя, врачи, в поисках лучшей доли уезжают целыми семьями. Следует отметить, что сегодняшняя молодежь охотно идет работать в школу. Подчас ребята согласны даже на неполную нагрузку. Основной «поставщик» наших педагогических кадров – Бокситогорский филиал областного государственного университета им. А.С. Пушкина.
Рычаги стимулирования молодых специалистов могут быть разными, но в Тихвинском районе основной из них – «тепличный». Здесь, как в теплице, растят, холят и пестуют будущего учителя чуть ли не с первого класса. Как правило, большинство из вновь пришедших молодых специалистов – выпускники этих же школ.
По словам Галины Поляковой, важную роль играет и финансовая поддержка молодых специалистов. Вот уже четыре года по распоряжению губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова выпускники получают подъемные в размере десяти тысяч рублей.
Что касается области в целом, то тенденция такова: дальние районы, как правило, не нуждаются в педагогических кадрах, в то время как в ближайших пригородах фиксируется их сильная «текучка». Молодежь старается устроиться на работу в мегаполис, не обращая внимания на время и деньги, потраченные на дорогу.
Тихвин, Ленинградская область
Комментарии