Утро 26 сентября. Еще темно, а автобусы под парами уже ждут участников конкурса. Время ехать из санатория «Юбилейный» в Магнитогорск. Как красив уральский рассвет, который учителя встречают в дороге!
Хозяева школы предупредительно предлагают чай, кофе, вкусную выпечку, но конкурсанты, увы, кулинарных шедевров не замечают. Мысль одна – об уроке. Все годы существования конкурса это было главное испытание для участников состязания «Учитель года России». Его пытались реформировать, укорачивали и удлиняли, вводили вместо одного урока два, но всегда оставляли в программе. А как иначе можно понять профессионализм учителя, его умение общаться с детьми?
Особенно ответственно давать урок, если накануне защищал на «Методическом объединении» свои методические принципы, а теперь надо доказать, что эти принципы действительно свои, родные, и что они действующие.
Это блестяще удалось учителю музыки из Республики Карелия Елене Лоцман. Во время испытания «Методическое объединение» она рассказала, как ученики занимаются фольклором – разучивают песни, учатся играть на народных музыкальных инструментах. А на уроке стало ясно, как интересно с таким педагогом школьникам! Прямо в классе Елена Сергеевна организовала хоровод. Запела песню своим чудесным бархатным голосом «Я не знаю, куда вьюн положить», шла мимо ребят и касалась их рукой. Кого коснулась – тот встает и присоединяется к хороводу… Как красиво звучала опять-таки в исполнении Елены Лоцман песня «Тонкая рябина»! Грустную историю учительница исполнила, завернувшись в шаль. А ребята сразу сумели объяснить, о чем это произведение. Изучив виды народных песен, дети спели сами задорное «Ой ты, Порушка-Параня».
Вы никогда не смотрели на свой дом с точки зрения противопожарной безопасности? А зря! Если бы ваш ребенок был учеником преподавателя ОБЖ из Республики Татарстан Ильгизара Гадельшина, он бы быстренько провел с вами инструктаж. Конкурсный урок Ильгизара Анваровича был посвящен пожарам, вернее тому, как избежать этого бедствия. Восьмиклассники изучали виды пожаров – лесные, бытовые, техногенные, выучили номер мобильного телефона, по которому можно позвонить в пожарную охрану (МЧС) – 112, проштудировали закон РФ «О пожарной безопасности». А затем рассмотрели рисунок квартиры и нашли в каждой комнате пять нарушений, которые, увы, могут обернуться бедой – возгоранием.
Важная задача для конкурсантов, усложняющая задание «Учебное занятие» – необходимость связать тему по программе с метапредметной темой. Ильгизару Гадельшину выпала тема «Роль и позиция». Получилось, что пожар как искусный режиссер трагедии предлагает нам сыграть роль жертвы. А если мы напишем сценарий сами, то есть позаботимся об огнетушителе, будем выполнять все требования противопожарной безопасности, если позиция наша поменяется, то и роль будет иной, выигрышной.
О трагедии говорил на занятии и учитель русского языка, литературы из Вологды Вячеслав Вахрамеев. Трагедии эмигрантов, покинувших Россию после революции 1917 года. А непосредственной темой стал разбор рассказа Ивана Бунина «Холодная осень». Ребята выясняли исторический контекст произведения, анализировали детали, выделяли вечные образы, заполняли таблицу, в которую надо было вписать, что означала та или иная дата для России, для Бунина, для героини рассказа. Узнали, что рассказ можно назвать микро-романом – когда налицо малая форма и гигантское содержание. Вывод получился такой: «Холодная осень» – микро-роман о дороге из дома в холодную осень. Он воплотил в себе трагедию огромного количества людей, которые покинули Россию навсегда. И если магнитогорские старшеклассники откроют после этого урока для себя Бунина, историю эмиграции, эмигрантскую литературу, то это – благодаря своему гостю-педагогу на конкурсе «Учитель года России».
Комментарии