search
main
0

«Теперь я знаю, что…»,

или Несколько слов о полезном чтении

В XXI веке очень трудно отвлечь детей от всепоглощающих инновационных технологий и привлечь в хранилище книг – библиотеку. Перед школьными библиотекарями стоит важная задача – связать библиотечную деятельность с педагогической, проявить мастерство педагога, чтобы открыть ребенку прекрасный мир книги, постараться быть не просто человеком, выдающим книги, а советчиком и наставником.

Без разговора о безопасности не обходится почти ни одно библиотечное занятие. О чем бы мы ни говорили, что бы ни обсуждали, всегда этот вопрос один из главных.

В настоящее время очень важно научить детей правильно оценивать получаемую из различных источников информацию. К сожалению, не всякий взрослый способен это сделать. А наша задача – научить ребенка обращать внимание на то, кто дает тот или иной совет: неизвестный блогер в сети Интернет или уважаемый писатель, знаток своего дела, человек, посвятивший изучению любимого дела всю жизнь.

Традиционный цикл мероприятий для младших школьников «Чтение с увлечением» знакомит с лучшими произведениями отечественной и зарубежной литературы. На занятиях ребята подробно разбирают тексты произведений, отвечают на вопросы викторины, обязательный элемент – диалоги на тему «Чему научила меня эта книга?», «Теперь я знаю, что…», «Я раньше этого не знал» и другие.

Читая и обсуждая художественные тексты, дети учатся не просто запоминать прочитанное, а стараются анализировать, делать выводы и, главное, на примерах лучших классических произведений учитывать и применять в жизни те знания, которые были получены ими при прочтении книг.

Всегда с большим успехом проходят литературные часы по рассказам Николая Сладкова, Евгения Чарушина, Константина Паустовского. Посредством художественного текста ребята узнают о повадках, особенностях поведения диких животных, какая опасность может поджидать человека, как нужно себя вести при неожиданной встрече с представителями дикой фауны в природных условиях.

Важный момент заключается в том, чтобы предложить ребенку смоделировать для себя ситуацию, описанную в рассказе, и найти правильный выход из нее. Так, например, обсуждая рассказ Николая Сладкова «В норе», дети сделали выводы о том, чем опасна встреча со змеями, как необходимо правильно вести себя в этот момент, чем может помочь обычный фонарик.

При разборе рассказа К.Паустовского «Барсучий нос» ребята не только обсудили ситуацию, произошедшую с барсуком, но и во время минутки безопасности остановились на способах первой помощи и лечения ожогов. А рассказы Н.Сладкова «Первый медведь», «Сушеные камни», «Медвежья яблоня», «Медвежий характер» дают представление о характере и повадках сурового зверя, об опасности встречи с ним в лесу.

К юбилею Редьярда Киплинга мы прочитали сказку «Рикки-Тикки-Тави». После ответов на вопросы викторины состоялась жаркая дискуссия, обсуждение повадок кобры и способностей мангуста. Дети узнали, чем может грозить встреча с коброй в дикой природе, в естественных условиях, узнали, какие меры безопасности стоит предусмотреть в данной ситуации.

Может возникнуть законный вопрос: «Ну при чем тут дикие звери или кораблекрушения в открытом океане? Мы же живем в крупном городе. Где мы и где змеи?» Стоит ли вообще говорить об этом с детьми? Я считаю, что стоит. Дети сейчас много путешествуют со своими родителями, ситуации могут случиться различные.

К примеру, прочитали мы повесть Майн Рида «Затерянные в океане». Обсуждение ее было весьма активным и в большей степени сводилось не только к оценке действий главных героев, но и к той познавательной и поучительной информации, которую дает автор. На первый взгляд пираты, кораблекрушение…

Но сколько полезной информации сами ребята процитировали, продолжая фразу «Я раньше не знал, что…». Здесь и аргументированные ответы о пользе бережного сохранения пресной воды, о силе духа и важности знаний об окружающем мире, о том, как важно постараться выжить даже в самых невероятных условиях.

Еще один блок мероприятий, который не обходится без разговора о безопасности детей, – это циклы информационно-познавательных часов «В мире удивительных профессий» и «В мире героических профессий».

Так, обсуждая профессию пожарного, после рассказа об истории появления пожарной охраны в нашей стране, о ее сегодняшнем дне ребята ознакомились с основными правилами предотвращения ситуаций, которые могут привести к возникновению пожара, правилами поведения во время пожара. Красочные презентации помогают сделать материал более доступным и наглядным для понимания. А стихотворения и загадки помогли в игровой форме закрепить полученные знания.

Беседы о правилах поведения во время пожара и о мерах по предотвращению этих ситуаций всегда дают хороший отклик во время чтения «Рассказа о неизвестном герое» С.Маршака.

А обсуждая стихотворение С.Михалкова «Дядя Степа», диалог непременно перерастает в беседу о правилах поведения в городской среде и безопасности на дороге.

Только недавно мы отмечали 60‑летие первого полета человека в космос. Хотя книга о Юрии Гагарине «У славы большие крылья» рассказывает о космонавтах, но и здесь не обошлось без минутки безопасности. Обсуждая сюжет о том, как Юра с братом нашли в лесу неразорвавшийся снаряд и принялись стучать по нему камнем, мы очень переволновались и подробно обсудили, чем может грозить человеку подобное поведение. Ребята сами сделали выводы о том, как себя вести, если вдруг в их жизни придется столкнуться с подобной находкой. А на страшные следы войны можно наткнуться даже в подмосковном лесу.

Важно отметить, что забота о безопасности наших детей должна быть комплексной, постоянной, и герои лучших произведений отечественной и зарубежной литературы помогают нам ярче, доступнее и красочнее научить подрастающее поколение жить, понимая, как можно избежать опасности, а при необходимости правильно действовать.

А наша задача – указать им верный путь к хорошей книге, научить детей не просто бездумно «проглатывать» страницу за страницей, а учиться хорошему, использовать опыт предыдущих поколений, сделать свою жизнь интереснее и безопаснее.

Людмила КОМИССАРОВА, педагог-библиотекарь школы №1524

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте