Вспоминая день, когда открывалось агентство, его основательница рассказывает о пятнадцати копейках в кармане, с которыми она ехала на работу. Дома остался пустой холодильник. Даже дочкин магнитофон продала, чтобы купить канцелярские товары. А к концу дня выручка неожиданно составила восемьсот рублей – по тем временам деньги немалые. Люди словно ждали открытия ее фирмы, народ валил валом. И этот людской поток не прекращается вот уже семь лет. Основную часть обращающихся в агентство составляют женщины.
Вот мы и решили побеседовать с главной свахой агентства о том, может ли женщина сменить судьбу. Из несчастной дурнушки, задавленной бытом, затравленной мужским хамством, стать гордой и независимой красавицей. Что здесь зависит от самой женщины и что – от мужчины.
– Цель нашего агентства – быть посредником на брачном рынке. Не надо стыдиться этого словосочетания, оно существовало на Руси испокон веку. Куда повезли родные отчаявшуюся от безнадежной любви Татьяну Ларину? “В Москву, на ярмарку невест”.
– Рынок невозможен без спроса и предложения. Но в нашем обществе брачная активность долго как бы не считалась самостоятельным видом деятельности. Знакомиться было принято между делом – в цехе, на волейбольной площадке, в подшефном колхозе. Идеальным считался вариант романа молодого агронома и передовой доярки, начинающего инженера и студентки-практикантки. Любовь была дополнением к производственному процессу.
– Пожалуй, мы сумели взглянуть на супружеский союз, как на самоценное содружество мужчины и женщины с началом перестройки. Михаил Горбачев пришел на пост президента рука об руку с супругой, оказавшейся не только кандидатом философских наук, но и обаятельной особой – модно одетой, с красивыми ногами, которая как женщина с интеллектом быстро освоила роль “первой леди”. Не случайно пик брачной активности пришелся именно на горбачевскую эпоху – люди хотели любить, рожать, они надеялись на светлое завтра. Увы, все это оказалось иллюзией. Светлое “завтра” сменилось мрачным “сегодня”, а новый президент появляется уже в окружении исключительно мужчин…
– Как вам пришла в голову идея заняться брачным бизнесом?
– Идея создания агентства вызревала во мне подспудно. Я долгое время работала в журнале “Библиотекарь”, где вела тему малых городов, изучала читателей районных библиотек. Поколесив по “глубинке”, я увидела, как много пропадает прелестных женщин, не реализовавших себя в женской судьбе. Недостаток мужчин в нашей стране идет с 1812 года, а сейчас Россия занесена в Книгу рекордов Гиннесса по избытку женского населения – 1141 женщина на тысячу мужчин. Я поняла: Россия – страна женских слез. А ведь наша прелестная, добрая и вместе с тем трудолюбивая и надежная женщина заслуживает лучшей доли. Как-то в Германии я разговорилась с немецким бароном, который передал мне слова своего деда, воевавшего в составе войск вермахта в России: “Вторую мировую войну выиграли русские женщины. Все, что зависело от мужчин – дороги, вооружение, снабжение армии, – все было значительную часть войны, мягко говоря, не ахти. А женщины держали тыл, вырастили детей, спасли генофонд нации”.
И мне захотелось как-то помочь моим современницам. Но как? Службы знакомств при ЗАГСах, клубы “Для тех, кому за 30” – все это отдавало формализмом, и я не хотела идти по этому пути. С началом перестройки мне на голову как бы упала золотая капля – возникла идея брачного агентства. Начало было положено по всем правилам брачного бизнеса: агентство – газета – телефон доверия. В 1991 году наше агентство получило диплом ВДНХ как лучшее брачное агентство СССР. Я называю нашу работу социальной хирургией – мы трансплантируем одну жизнь в другую.
– Вы работаете на отечественный “жениховский рынок”?
– Не только. На третий год нашего существования к нам хлынул поток предложений с Запада. К сожалению, западных мужчин привлекал не только феномен страны, рванувшей из дремучего тоталитаризма к смелым социальным инициативам, но и “дешевизна” русских женщин. И я поняла, что себя надо “ставить”. “Забугорным” женихам приходилось говорить примерно так: “Мы не бедные. Давайте откроем шкафы нашей русской женщины и вашей, западной, и посмотрим, у кого больше платьев, мехов, золотых побрякушек”. И не было случая, чтобы потом со мной не согласились.
Ведь богатый не тот, кому все мало, а кому немного надо. У большинства из нас нет вилл и норковых шуб, но у россиян есть великое преимущество – психология богатых людей. Мы же привыкли, что до завтра можно перехватить десятку у соседки, а потом непременно будет зарплата. Поэтому, когда приходил гость – все метали на стол. А учеба, лечение, отдых – за все платило государство. Даже тогда, когда в магазинах было пусто, в домах были полные холодильники. Поэтому я всегда считала так: если мы отдаем девочку на Запад, она должна жить лучше, чем у мамы.
– Но как уживается эта странная пара: ОНА, не желающая повторить судьбу измученной матери, забывшей, что такое нештопаные колготки, и ОН – возмечтавший о таком экзотическом фрукте, как “жена из России”?
– Это во многом зависит от сильного пола. Условно я делю его на две группы: “романтики” и “богатенькие”. Первые – это, как правило, интеллигенты, приехавшие за славянской Снегурочкой. Они читали Чехова и Достоевского, знают про Сталина и Ивана Грозного, их привлекает загадочность русской души. Представитель второй группы – прагматик. Он развелся, должен содержать прежнюю семью, поэтому ему нужна молодая, красивая и, главное, дешевая жена. Такие, по его мнению, есть только в России. Но этой категории мы стараемся дать от ворот поворот.
Давайте взглянем на отечественную историю. Люди, которые создавали для общества опережающую модель поведения, всегда имели тесные связи с заграницей. Пленные немцы, французы женились на русских девушках. Смешение кровей – это здоровая тенденция для любой нации.
…В России, как и сотни лет назад, жалеют людей, пусть и самых удачливых, но обделенных личным счастьем. Вот и русское слово “холостяк” означает “выхолощенный”, “пустой”. Как ни крути, оно несет в себе отрицательную оценку.
В старые добрые времена 90 процентов людей вступали в брак в возрасте от 15 до 20 лет. В современной России не имеют семьи две трети граждан до 25 лет, треть – до 35 лет. За последние 40 лет в 4 раза увеличилось число разводов. Кто-то пьет горькую от одиночества, кто-то пытается переиграть судьбу-злодейку.
Брачные агентства – те же прежние свахи. К ним часто относятся с предубеждением и насмешкой, но что в них, скажите, плохого?
Ольга КОНДРАТЬЕВА
Комментарии