Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Практикум

Теория вероятности от ФИПИ

Рассчитайте свои шансы на получение 100 баллов на ЕГЭ по профильной математике, если у вас 36 вариантов самых актуальных заданий для тренировки
Учительская газета, №42 от 20 октября 2020. Читать номер
Автор:

…Оканчивая школу более 20 лет назад, мы, так же как современные выпускники, мечтали о поступлении в престижные вузы и о высоких баллах на экзамене. Конкурс на математические специальности был очень высок, поэтому мое поколение добросовестно штудировало сборник задач по математике М.И.Сканави, причем в условиях жесткого дефицита – задачников катастрофически не хватало на всех. Сегодня для качественной подготовки к сдаче экзамена по математике профильного уровнях у учащихся есть все условия: образованы профильные классы, в которых работают компетентные педагоги; размещены демонстрационные и тренировочные контрольно-измерительные материалы экзамена на интернет-ресурсах, а самое главное – разработаны печатные пособия для подготовки к ЕГЭ.

Уже не первый год я отдаю предпочтение сборникам для подготовки к ЕГЭ по математике под редакцией И.В.Ященко. В этом году не изменяю традиции и рекомендую коллегам использовать выпущенное издательством «Экзамен» новое учебное пособие «ЕГЭ 2021. Математика. Профильный уровень. 36 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий». Есть и дополнительные аргументы в пользу этого издания. Во-первых, сборник подготовлен разработчиками вариантов ЕГЭ по математике. Во-вторых, пособие прошло научно-методическую оценку ФГБНУ ­«ФИПИ» и полностью соответствует демоверсии.

Несколько слов о содержании. В учебниках по математике часто используются типичные формулировки заданий, поэтому, столкнувшись с иной постановкой задачи, ребята нередко теряются. Сборник под редакцией И.В.Ященко позволяет решить эту проблему, демонстрируя различные формулировки к заданиям одного типа, что практически исключает вероятность встречи с неожиданной задачей. Приведем примеры задания 4 по теории вероятностей:

Вариант 5. В группе туристов 8 человек. С помощью жребия они выбирают двух человек, которые должны идти в село в магазин за продуктами. Какова вероятность того, что турист А., входящий в состав группы, пойдет в магазин?

Вариант 18. Клиент получает в банке кредитную карту. Три последние цифры номера карты случайные. Какова вероятность того, что эти последние три цифры идут подряд в порядке убывания, например, 876 или 432?

Вариант 36. Павел Иванович совершает прогулку из точки А по дорожкам парка. На каждой развилке он наудачу выбирает следующую дорожку, не возвращаясь обратно. Схема дорожек показана на рисунке. Найдите вероятность того, что Павел Иванович попадет в точку G.

Для учеников и их родителей важно, что сборник содержит инструкцию по выполнению экзаменационной работы, бланки ответов, критерии оценивания, ответы и решения к заданиям.

Демонстрационный вариант зачастую является лишь ориентиром для подготовки к реальному экзамену. В сборнике подробно рассмотрены решения второй части двух различных вариантов, а кроме того, прописана система оценивания заданий 13‑19, что позволит старшеклассникам верно расставлять приоритеты при решении задач. Например, в задании 18 один балл можно заработать, если задача сведена к верному исследованию возможного значения решений уравнения, а в задании 19 в пункте а) ученику достаточно правильно привести пример и уже заработать один балл, даже если не смог справиться с выполнением остальных пунктов. Понимание этого дает возможность ученику не опускать руки. Пример:

Три различных натуральных числа являются длинами сторон некоторого тупоугольного тре­угольника.
а) Может ли отношение большего из этих чисел к меньшему из них быть равно 2?

б) Может ли отношение большего из этих чисел к меньшему из них быть равно 4/3?

в) Какое наименьшее значение может принимать отношение большего из этих чисел к меньшему из них, если известно, что среднее по величине число равно 20?

Наличие сборника у каждого учащегося на уроке позволяет мне реализовывать дифференцированный подход в обучении при подготовке к единому государственному экзамену, а учащимся выполнять задания в комфортном для них темпе, прибегая при необходимости к помощи педагога. Это также избавляет учителя от необходимости распечатки материалов: варианты уже содержат удобные для работы чертежи, таблицы и поля для ответов, как на реальном экзамене.

Учебное пособие очень удобно использовать как при отработке навыков выполнения заданий, так и при контроле знаний. Чтобы понимать, какой результат ожидать на экзамене, необходимо набрать критическую массу выполненных тренировочных вариантов, а после прохождения 90% материала 11-го класса их необходимо выполнять регулярно. Учителю можно осуществить подобный контроль только при наличии большого количества вариантов.

В заключение хочу сказать, что такой сборник должен стать настольной книгой каждого учителя математики, независимо от того, на какой параллели классов он работает. Задания в сборнике станут верными ориентирами для формирования тематических представлений у учащихся различных ступеней обучения. Демонстрация ребятам, начиная с 5-го класса, оригинальных заданий из сборника послужит хорошей мотивацией для изучения математики.

Александра ТЕРСКИХ, учитель математики высшей категории, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016, Биробиджан

 


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
  • Пока не знаю, надо изучить систему 55%
    110 голосов 55%
    110 голосов - 55% из всех голосов
  • Нет 31%
    61 голос 31%
    61 голос - 31% из всех голосов
  • Да 14%
    28 голосов 14%
    28 голосов - 14% из всех голосов
Всего проголосовало: 199
Ноябрь 25, 2020 - Декабрь 1, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt