Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Социальные практики: движение к добру

Теория малых дел

Совместный проект родителей, учеников, учителей «Просто. Чисто 91»
УГ - Москва, №47 от 19 ноября 2019. Читать номер
Автор:

​Сегодня особенно широко декларируется необходимость развития личности учащихся. Но пока эффективность педагогической деятельности оценивается лишь предметным и методическим аспектами профессиональной деятельности учителя, невозможно серьезно ставить и решать проблемы школы. Важным аспектом работы современной школы является умение создать атмосферу сотрудничества между учителями, родителями, учениками, выпускниками.

Соединить разные интересы и опыт разновозрастного коллектива и создать особую атмосферу созидания, сотрудничества и взаимного обучения стало возможно при работе над проектом «Просто. Чисто 91».

Каждый день, живя в мегаполисе, мы и наши дети сталкиваемся с самыми острыми вопросами охраны окружающей среды, в том числе с вопросами обращения с коммунальными отходами. Мы совершенно точно понимаем, что культуру обращения с отходами нужно прививать с детства. Этот путь прошли многие страны, в которых, начиная с самого раннего возраста, детей учат бережному обращению с окружающей средой.

Инициатором проекта стал управляющий совет школы, в который входят представители администрации, родители, учащиеся. Кураторами проекта выступили родители учащихся начальной школы – семья Деминых. Ирина и Олег, активные родители, непосредственно участвующие в жизни школы, решили внедрить классическую систему раздельного сбора мусора в нашей школе. Исполнителями и активными участниками оказались все участники образовательного процесса.

Что сделано в прошлом 2018-2019 учебном году:

На всех этажах в коридорах разместили яркие контейнеры для раздельного сбора мусора: пластик, бумага, прочее. Сбор контейнеров осуществлялся с привлечением детей – учеников восьмых классов.

В столовой установили промышленный измельчитель пищевых отходов, позволяющий исключить попадание пищевых отходов в мусорный бак. Все пищевые отходы после измельчения смываются в канализацию. Таким образом, мы уменьшили объем отходов и повысили их качество, так как теперь они не загрязнены остатками пищи.

Провели уроки о важности раздельного сбора мусора силами сотрудников компании, осуществляющей работы в сфере экологии города Москвы, во всех классах школы.

Провели конкурс рисунков среди начальной школы на тему «Раздельный сбор мусора».

Родители договорились с заготовителями и переработчиками вторсырья о приеме бумаги и пластика небольшими партиями.

В начале нового учебного года мы увидели снижение мотивации у детей и родителей к дальнейшему участию в проекте. Проанализировав, поняли, что это связано с отсутствием наглядности достигнутых результатов.

Учитывая результаты прошлого года, в сентябре 2019 года:
1. На первом заседании управляющего совета школы принято Положение о внедрении экологического проекта «Раздельный сбор отходов в ГБОУ «Школа №91» и Положение о раздельном сборе мусора на территории и здании школы.
2. К 1 сентября 2019 года подготовлен календарь на 2019-2020 учебный год с обозначением каникул, основой для которого стали рисунки учащихся начальной школы.
3. Появилась инициативная группа:
– курирующий учитель (Максим Владимирович Гудков);
– группа восьмиклассников, активно участвующая в просветительской работе.
4. С помощью игр обучаем школьников разделять следующие виды отходов:
– бумага;
– бутылки ПЭТ;
– крышечки от бутылок ПЭТ;
– пластиковые стаканчики;
– прочее.
И только потом разделять пластик на марки.
5. Восьмиклассниками уже проведены игровые уроки в начальной школе «Брось мусор в правильный контейнер».
6. Запланирована и будет проведена школьная акция сбора макулатуры «Бумажный Бум».
7. Размещены дополнительные разъяснительные постеры над контейнерами для раздельного сбора мусора, где указаны отходы, которые можно размещать в каждом контейнере, наклейки на емкости для сбора крышечек от бутылок ПЭТ.
8. В школе организована выставка о проблеме мусора.

Еще предстоит очень многое, но есть и первые результаты.

24 октября 2019 года учащиеся восьмых классов приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Апгрейд социальных проектов: Этапы стартапа. Обновление-2025», где восьмиклассники представили социальный проект «Родители – ученики – учителя» о раздельном сборе мусора в стенах школы. По итогам нашего выступления студенты факультета «Социальная коммуникация» решили наш проект внедрить на своем факультете.
Работая в проекте, учащиеся увидели и почувствовали искренний отклик со стороны начальной школы и живой интерес средней школы.

Администрация сделала вывод о необходимости организовать контейнерную площадку для накопления отходов с учетом раздельного сбора. В договор с подрядной организацией будут внесены дополнения о раздельном сборе мусора, чтобы уборщицы были обеспечены разноцветными мешками для контейнеров.
Родители начали поиск переработчиков вторсырья, которые готовы покупать вторсырье небольшими партиями (бумага, бутылки ПЭТ, крышечки от бутылок ПЭТ, пластиковые стаканчики).

Мы очень рады, что еще до внедрения московского проекта по раздельному сбору твердых коммунальных отходов наши родители придумали такое дело, где возможно реальное воплощение девиза «Вместе мы можем многое!» ради сохранения экологии.

Наталия КРАСАВИНА, директор школы №91

Комментарий
Любовь ГУРИЙ, мама ученика 5‑го класса:

– Сегодня московская школа дает многообразие возможностей. Будущее не только за технологиями, оно прежде всего за отношениями между людьми. Возможность передавать детям такие ключевые компетенции, как эффективное взаимодействие, возможность общаться и договариваться, самим принимать решения, – это именно те навыки, которыми мы хотим поделиться, и это можно сделать, проектируя школьную городскую среду вместе.

В прошлом году в школе №91 стартовал новаторский проект «Школьный двор с детьми, как соавторами». Это междисциплинарное сотрудничество профессионального сообщества, администрации, детей и родителей школы, цель которой вовлечь всех участников школьной жизни в развитие территории и создать персонализированное пространство с учетом всех мнений. Дети проводят треть своего времени в школе, и двор как естественное продолжение учебного пространства может стать яркой, функциональной, комфортной и развивающей средой, трехмерным учебником, влияющим на повышение самооценки и мотивации учащихся и как результат на рост школьной успеваемости.

Мы воспользовались методом соучастного проектирования, который позволяет понять актуальный запрос, найти нешаблонные решения, применимые к конкретным территориям, создать ответственное и личное отношение к своему городу, получить творческий взгляд на среду обитания и научиться принимать и реализовывать обоснованные решения. Этот метод также влияет на отношения внутри школы в целом, разворачивает образование к ребенку, помогает растить творческих, инициативных людей.

В рамках проекта была реализована первая часть образовательной программы, в которую вошли исследования мирового опыта, контекста, идентичности, пользователей, актуального запроса; профориентационный воркшоп для старшеклассников «Исследование и интерпретация городских проектов»; интерактивный школьный форум – доска для опросов, анкетирования, анонсирования и обратной связи; архитектурная мастерская, где в том числе были применены творческие практики, эскизирование и макетирование. Результатами программы стали детское видение школьного двора, интерактивная выставка проекта, занявшая яркое место в школьной жизни, поп-ап пространства и озеленение, сделанные руками сообщества, профессиональная интерпретация детского видения и форэскиз архитектурного бюро «Дружба», а главное – активное ядро, заинтересованное в дальнейшей реализации проекта.

Осенью 2019 года наш проект стал победителем пяти номинаций Конкурса инноваций в образовании-2019. Проект отмечен специальными призами как социально значимый и имеющий высокую образовательную ценность в любом регионе России.

Наша команда – это МГПУ, Лаборатория развития ребенка, бюро «Дружба», «Драконопроект», проект «Город-друг», дети, родители, учителя и администрация школы! Задача второго этапа – сессия соучастного проектирования со взрослыми и реализация проекта. Архитекторы, социологи, психологи, педагоги и родители объединились для того, чтобы менять школьную среду вместе с детьми и дать им опыт принятия решений прямо сейчас.

Мы очень хотим, чтобы больше школьных дворов превращались в полноценные, эффективные образовательные пространства. Нам очень важно создать успешный прецедент, который можно будет распространить по всей стране.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt