Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Теория коллективных творческих дел. или Школьный совет в действии

Учительская газета, №13 от 30 марта 2010. Читать номер
Автор:

Интервью с директором седьмой школы города Ноябрьска Татьяной СЫЧ я планировал целиком посвятить работе школьного управляющего совета. Однако в процессе беседы выяснилось, что в ее учебном заведении не один управляющий совет, а как минимум десять…

Комментарий «УГ»Надежда ТУКТАРЕВА, заместитель начальника Департамента образования Ноябрьска:- В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» школы осуществляют свою деятельность в интересах личности, общества и государства, а следовательно, общественность должна иметь возможность влиять на работу образовательной системы. Таким образом, поддержка государственно-общественного управления в муниципальной системе образования – важная и вполне закономерная управленческая задача.Мы заинтересованы в переходе к коллегиальному управлению. Кроме того, для нас немаловажны формирование позитивного отношения общественности к проблемам образования и возможность открытого обсуждения того, что происходит в образовательной системе города. Создание управляющих советов в школах Ноябрьска положило начало новому направлению деятельности городского Департамента образования: участие в работе управляющих советов специалистов департамента дает возможность реально влиять на состояние дел в учреждениях и на принимаемые решения.На уровне города создан муниципальный совет по развитию системы образования, который объединяет председателей управляющих советов школ и детских садов, представителей учредителя и городской Думы. Заседания совета ежеквартально проводятся на базе одного из учреждений города. В течение года проведены четыре заседания, на которых рассмотрены актуальные вопросы: создание здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, мониторинг качества образования, итоги муниципальной целевой программы по реализации ПНПО в городе Ноябрьске на 2009-2012 годы, безопасность детей в образовательных учреждениях. В практике – обмен опытом управляющих советов, что дает им возможность ознакомиться с апробированными и эффективными формами работы коллег. Традиционно принимающая сторона начинает эти встречи и презентует свой опыт.Сегодня еще нельзя утверждать, что цель достигнута: 2009 год можно рассматривать как этап становления модели государственно-общественного управления, этап определения пути дальнейшего развития. Но вместе с тем с уверенностью можно сказать, что в городе есть учреждения, где отношения родителей с директором и педагогами складываются по-новому, и пример тому – школа №7.Хочу заметить, что члены управляющих советов принимают активное участие в работе системы образования города:- в качестве независимых экспертов – при проведении конкурсов и аккредитации учреждений;- в качестве общественных наблюдателей – при итоговой аттестации школьников;- в качестве членов комиссии – при распределении стимулирующих надбавок руководителей учреждений.Кстати, по решению муниципального общественного совета создана конфликтная комиссия, которая разбирает различные проблемные вопросы.Совместное участие общественности, власти, учеников и педагогов в управлении образовательным процессом создает условия формирования нового общественного договора между обществом, властью и школой, между родителями, учителями и учениками.Необходимо отметить, что эффективность работы управляющего совета, конечно, во многом зависит от позиции самого руководителя учреждения, его желания быть открытым, его готовности к продуктивному диалогу. Не всякий директор согласится с тем, чтобы его оценивали, да к тому же еще и поделится частью руководящих полномочий. В тех образовательных учреждениях, где поняли, что это необходимо, советы обрели управленческую мощность.В целом можно сделать вывод, что общественная составляющая управления образованием хоть и медленно, но основательно входит в нашу жизнь. Намечается тенденция к повышению заинтересованности родителей в качестве и разнообразии образовательных услуг, улучшении материально-технической базы школ и безопасности детей.Есть, правда, одна проблема: у представителей советов недостаточно знаний в области управленческой деятельности, не всем известна специфика работы образовательной системы, так что необходимо организовывать обучающие семинары.

– Татьяна Владимировна, школа не может существовать отдельно от общества, и в первую очередь от родительской общественности. Но в работе с родителями нужна определенная система. Какую роль в этой системе занимает управляющий совет?

– Управление школой должно носить общественный государственный характер, таким образом, общественное мнение, мнение прежде всего родителей, становится определяющим. Не секрет, что очень часто мероприятия по работе с родителями носят фрагментарный характер – периодические анкетирования, различные акции или праздники, общешкольные собрания или лекции…

Мы пошли по другому пути – школьный управляющий совет решает стратегические вопросы учебно-воспитательного процесса. В совете государственное, официальное начало представляют директор, члены администрации школы и представитель учредителя, а общественное начало – родители и ученики старших классов.

– В чем функции управляющего совета?

– Совет принимает участие в решении следующих задач: определение основных направлений развития школы и особенностей ее образовательной программы; привлечение родителей для благоустройства территории, ремонта и организации школьных мероприятий; защита педагогических инноваций, то есть получение обратной связи от родителей и старшеклассников по вопросам организации учебного процесса в школе.

Кстати, председателем управляющего совета избран представитель родительской общественности – заведующий хирургическим отделением центральной городской больницы Ноябрьска Вячеслав Ходырев.

В совете созданы комиссии по организации учебно-воспитательного процесса, по организации работы с родителями, по охране здоровья, по информированию родителей и по социально значимым проектам. На заседаниях совета утверждаются локальные акты, подводятся итоги и заслушиваются отчеты комиссий о проделанной работе. Совет утвердил школьную форму – выбран деловой стиль одежды, решил вопрос со строительством спортивной площадки, провел презентацию школьной программы «Школа, я – одна семья». Кроме того, управляющий совет постоянно держит на контроле вопросы организации школьного питания, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и употребления психоактивных веществ. Именно управляющий совет имел право выдвигать лучших учителей для участия в конкурсе приоритетного национального проекта «Образование». На совете же обсуждается национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

– А что принципиально нового в вашей работе с управляющим советом?

– Управляющие советы классов, в которые входят все представители школьного сообщества – ученики, учителя и родители. Участие школьников и педагогов в работе советов классов можно рассматривать как часть системы гражданского воспитания. Как известно, задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить работать в коллективе, развивать творческие способности. Мы хотим, чтобы наши дети понимали запросы и требования общества и через участие в органах самоуправления могли реализовать себя. В классе каждый имеет свои цели, проблемы и трудности. Таким образом, класс – это место максимально возможного решения личных проблем каждого.

Внимание, уважение, участие – на этом должны строиться отношения между членами классного сообщества. Совместная деятельность дает возможность находить пути решения общих проблем и позволяет школьникам приобрести опыт управления, опыт принятия решений, то есть воспитывает, развивает лидерские качества. А родители для организации в классе воспитательных мероприятий делятся на инициативные группы и таким образом принимают в воспитательном процессе самое непосредственное участие.

– А как взаимодействует общешкольный совет с классными?

– Школьный управляющий совет в соответствии с планом реализации воспитательной программы школы определяет коллективное творческое дело и через методическое объединение классных руководителей и совет старшеклассников создает совет дела, который в свою очередь определяет план проведения коллективного творческого дела и творческие задания для управляющих советов классов. В классах управляющие советы решают, как будет организовано и проведено это дело и какие вопросы будут решаться творческими группами учеников при помощи родительских инициативных групп. Ведется подготовительная работа, проводятся промежуточные мероприятия по теме коллективного творческого дела. Управляющий совет школы контролирует этот процесс, подводит итоги и анализирует результаты.

– Татьяна Владимировна, могли бы вы привести примеры конкретных дел, которыми занимается совет?

– Управляющий совет школы отслеживает результативность работы дополнительного образования и предлагает свои идеи по организации детских творческих объединений и внеклассных мероприятий, таких как день открытых дверей, вечер встречи с выпускниками, Последний звонок, посвящение в первоклассники, посвящение в пятиклассники, Новый год. В этом году совет занимается подготовкой празднования 65-летия Победы.

Не без участия совета закуплены костюмы для театрального и танцевального коллективов школы, оборудован информационный зал библиотеки, построена спортивная площадка.

Учебно-воспитательная комиссия совместно с советом старшеклассников отслеживает ход конкурсов «Ученик года», «Учитель года» и «Самый-самый классный». Члены совета входят в жюри школьных конкурсных мероприятий, что особенно важно – в комиссию по распределению фонда надбавок и доплат работникам школы. Таким образом, управляющий совет утверждает свои позиции в коллективе.

Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту