search
main
0

Тенденции и прогнозы

Информационно-аналитические материалы Общероссийского Профсоюза образования

Продолжение. Начало в «МП» №33-35

 

О действиях профсоюза, направленных на повышение стипендиального обеспечения студентов вузов

 11 февраля 2022 года на заседании президиума Студенческого координационного совета профсоюза было принято решение подготовить аналитический материал о размерах стипендии и письмо в адрес Минобрнауки России по вопросу ее увеличения с учетом инфляции.

16 марта 2022 года состоялась встреча президиума СКС профсоюза с заместителем министра науки и высшего образования РФ Г.А.Гуровым и директором Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Д.В.Ашировым, где обсуждалась тема стипендиального обеспечения.

Государственную академическую стипендию на сегодняшний день получает почти миллион студентов, государственную социальную стипендию – более 200 тысяч студентов. Размер минимальной государственной академической стипендии в 2022 году составил 1755 рублей, государственной социальной стипендии – 2634 рубля.

Соотношение минимального размера государственной академической стипендии и минимального размера оплаты труда на сегодняшний день составляет 12,5%. Нормативный размер государственной академической стипендии практически в 8 раз меньше среднедушевого прожиточного минимума, а сумма государственной академической и государственной социальной стипендий в три раза меньше среднедушевого прожиточного минимума.

Справочно. С 1 июня 2022 года прожиточный минимум в целом по Российской Федерации составляет: на душу населения – 13919 рублей; для трудоспособного населения – 15172 рубля; для пенсионеров – 11970 рублей; для детей – 13501 рубль; минимальный размер оплаты труда – 15279 рублей.

Низкий размер государственной академической стипендии является поводом для регулярных заявлений представителей власти о ежегодно принимаемых решениях по ее увеличению.

Однако значимость принимаемых решений неизбежно снижается в связи с тем, что ежегодно проводится индексация не размера стипендий, а величины стипендиального фонда.

СКС профсоюза предложил ежегодно вносить изменения в нормативы, используемые для формирования стипендиального фонда за счет ассигнований федерального бюджета. В частности, увеличить процент ежегодной индексации стипендии с целью увеличения в течение двух-трех лет норматива формирования стипендиального фонда, составляющего сумму размеров государственной академической и социальной стипендий, до величины среднедушевого прожиточного минимума.

22 июня 2022 года СКС профсоюза направил письмо в адрес Минобрнауки России с инициативами по совершенствованию стипендиального обеспечения студентов вузов. Предложено:

– рассмотреть возможность доведения нормативного размера и академической, и социальной государственной стипендии с 1 сентября 2022 года до 3000 рублей, что, учитывая особенности назначения указанных стипендий, позволит поднять их средний размер до 5000 рублей и 4000 рублей соответственно;

– распространить действие программы доведения норматива формирования стипендиального фонда до среднедушевого прожиточного минимума на все курсы бакалавриата, специалитета и магистратуры;

– исключить дифференциацию размеров государственных стипендий аспирантов и ординаторов, нормативы которых составляют 2921 рубль и 7012 рублей (для приоритетных направлений подготовки) в аспирантуре и 7441 рубль – для программ ординатуры. Установить новые единые размеры стипендий для данных уровней высшего образования – не менее 10000 рублей, что позволит довести средний размер этих выплат до среднедушевого прожиточного минимума;

– увеличить размер стипендий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

(Справочно. Размер стипендии Президента РФ составляет 2200 рублей для студентов и 4500 рублей для аспирантов; размер стипендии Правительства РФ составляет 1440 рублей для студентов и 3600 рублей для аспирантов. Стипендии Президента и Правительства РФ по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, составляют 7000 рублей и 5000 рублей соответственно)

– исключить возможность получения одновременно двух видов стипендий, что позволит увеличить количество студентов, получающих стипендию;

– рассмотреть возможность проведения торжественных мероприятий по вручению стипендий Президента РФ и Правительства РФ на уровне полномочных представителей Президента в федеральных округах.

27 июня 2022 года в Государственной Думе прошли парламентские слушания по вопросам развития высшего образования, в которых приняли участие ректоры и преподаватели ведущих российских вузов, представители студенческих сообществ, региональных органов власти, эксперты, лидеры фракций. Председатель СКС профсоюза Виктор Шабельник обратился к министру науки и высшего образования Валерию Фалькову с предложением усовершенствовать систему стипендиального обеспечения студентов.

О возможностях автоматизированной информационной системы «Единый реестр Общероссийского Профсоюза образования»

За два года реализации проекта «Цифровизация Общероссийского Профсоюза образования» в автоматизированной информационной системе (АИС):

сформирован актуальный единый реестр Общероссийского Профсоюза образования вплоть до каждой первичной профсоюзной организации;

на 1 августа 2022 года на электронный учет поставлено 2602095 членов профсоюза, что составляет 71% от их общей численности по данным статистического отчета на 1 января 2022 года;

сведены в автоматическом режиме 23753 статистических отчета первичных профсоюзных организаций (33,3% от их общего количества в профсоюзе);

проводятся опросы пользователей и адресная рассылка писем профсоюзному активу, членам профсоюза.

В рамках реализации проекта разработана мобильная версия АИС, которая позволяет каждому председателю профсоюзной организации получить рабочее место в своем смартфоне и доступ в АИС для постановки на учет и снятия с учета членов профсоюза, регистрации участников мероприятий, заседаний, их участия в опросах, проводимых Общероссийским Профсоюзом образования.

Таким образом, АИС позволяет экономить кадровые и временные ресурсы профсоюзного актива, стандартизировать и автоматизировать основные направления организационной работы.

Снижению бумажного документо­оборота организаций, формированию электронного архива заявлений работников и студентов, изъявивших желание вступить в профсоюз, способствует онлайн-сервис «Прием в Профсоюз», синхронизированный с АИС.

С помощью современной дистанционной процедуры в профсоюз вступили 7447 человек (в большинстве случаев студентов).

Данный сервис доступен не только на сайте Общероссийского Профсоюза образования, но и в 55 регионах на сайтах соответствующих организаций профсоюза.

Продолжается поэтапное обеспечение всех членов профсоюза электронными профсоюзными билетами в виде пластиковой карты и/или ее виртуального дубликата в мобильном приложении PROFCARDS.

1750893 члена профсоюза (67,3% от находящихся на учете в АИС) являются обладателями электронного профсоюзного билета, а еще 68238 (2,62% от общего количества членов профсоюза в АИС) используют виртуальную форму пластиковой карты в мобильном приложении PROFCARDS.

302916 членов профсоюза (11,65% от их общего количества в АИС) зарегистрировались в федеральной бонусной программе «PROFCARDS», которая за время реализации проекта позволила сэкономить их семейный бюджет на 1685481 рубль.

Об особенностях осуществления общественного контроля в связи с изменениями законодательства об охране труда

С 1 марта 2022 года в силу вступил Федеральный закон от 2 июля 2021 г. №311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». В настоящее время в рамках его реализации проходят масштабные изменения подзаконных актов в сфере охраны труда.

На сегодняшний день утверждены такие документы, как Порядок разработки и утверждения нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда, Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве, Порядок расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников, а также более 20 приказов Минтруда России, Минздрава России и других нормативных правовых актов.

Концептуально меняется сам подход к охране труда. Среди обязанностей работодателя в этой сфере ключевое место займут профилактические меры, которые расширены в статье 214 ТК РФ и прежде всего предусматривают выявление опасностей, их анализ и разработку мер по снижению или устранению профессиональных рисков.

  1. 1. Управление профессиональными рисками

Статьи 217 и 218 новой редакции раздела Х Трудового кодекса РФ обязывают работодателей обеспечить функционирование системы управления охраной труда и на ее основе проводить «системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков».

В связи с тем что основной упор делается на управление профессиональными рисками, профсоюзным работникам в ближайший период необходимо погрузиться в проблему оценки профрисков. Компетентность профсоюзных инспекторов труда и уполномоченных по охране труда в таком вопросе особенно важна.

Профсоюз образования, не дожидаясь от Минтруда России рекомендаций по классификации, обнаружению и распознаванию опасностей, разработал и в декабре 2021 года утвердил Методические рекомендации по оценке профессиональных рисков в детских садах и школах, которые сразу стали востребованным документом в практической деятельности. В настоящее время профсоюз завершает подготовку аналогичных рекомендаций по оценке профессиональных рисков для вузов.

  1. Основные новеллы раздела «Охрана труда» Трудового кодекса РФ

В новой редакции Трудового кодекса РФ введены статьи, дополняющие Х раздел «Охрана труда».

Так, на особо опасных участках у работодателей появилось право устанавливать дистанционные датчики слежения и камеры наблюдения для обеспечения безопасности работников. Работодателям также предоставлено право обеспечить доступ к материалам аудио-, видеофиксации государственным инспекторам труда.

Поправки вводят запрет на работу в опасных условиях труда. Работодатель обязан приостановить работы в случае, если условия труда на рабочем месте по результатам специальной оценки будут отнесены к 4-му классу, то есть имеется угроза жизни работника или возникновения острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности. Что касается работника, то он может отказаться от выполнения таких работ и обратиться по этому вопросу в инспекцию по труду.

Результаты спецоценки и оценки профессиональных рисков учитываются при обеспечении работников средствами индивидуальной защиты.

Документооборот в сфере охраны труда можно будет вести в электронном виде.

Законодательством определены задачи комитетов по охране труда, предусматривающие вовлечение работников в управление охраной труда. В частности, речь идет об участии в подготовке документов по охране труда, оценке профессиональных рисков, проведении спецоценки условий труда, информировании работников об условиях труда.

Решен вопрос о взаимодействии работодателей, осуществляющих деятельность на одной территории.

Превентивной мерой по сокращению несчастных случаев на производстве стал учет, анализ и рассмотрение обстоятельств и причин микроповреждений (микротравм), а такие случаи довольно часто встречаются в сфере образования.

Изменения в разделе «Охрана труда» ТК РФ направлены прежде всего на то, чтобы стимулировать работодателей к созданию безопасных условий труда для работников.

  1. Повышение уровня профессиональных компетенций профсоюзных кадров и актива

Новый Порядок обучения по охране труда, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 №2464, вступил в силу с 1 сентября 2022 года.

С целью повышения квалификации технических инспекторов труда профсоюза в конце мая – начале июня в Москве и в Алтайском крае проведены обучающие семинары по охране труда. На двух площадках прошли обучение 80 человек из 75 субъектов РФ, в том числе 14 заместителей председателей и председателей региональных организаций профсоюза, курирующих вопросы охраны труда.

Всем участникам семинара выданы свидетельства о повышении квалификации и удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, позволяющие на легитимной основе осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства в сфере образования.

  1. Усиление роли общественного (профсоюзного) контроля за безопасностью труда

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2022 году введен мораторий на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, а внеплановые проверки возможны лишь при угрозе жизни работников и проводятся по согласованию с прокуратурой. Вместе с тем данное постановление не затрагивает проведение общественного (профсоюзного) контроля.

В связи с этим становится очевидным, что успешное решение задач по защите прав работников на здоровые и безопасные условия труда во многом определяется уровнем знаний руководителей, специалистов и профактива образовательных организаций в области охраны труда и прежде всего уровнем квалификации и компетентности специалистов технической инспекции труда, которая является ключевым звеном в системе общественного контроля в профсоюзе.

  1. О применении нового Порядка прохождения психиатрического освидетельствования

Приказом Минздрава России от 20 мая 2022 г. №342н утвержден Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности. Документ прошел согласования, в том числе с профильными министерствами, и вступил в силу с 1 сентября 2022 года.

Справочно. Психиатрическое освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к отдельным видам деятельности.

Психиатрическое освидетельствование, равно как и медицинские осмотры, проводится за счет средств работодателя (ст. 213 ТК РФ).

Работодатель обязан отстранить от работы работника, не прошедшего в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование (ст. 76 ТК РФ).

Порядок прохождения психиатрического освидетельствования концептуально изменен.

В прежнем документе указывались только учреждения, а также должности и работы, на которые распространялось действие Перечня медицинских психиатрических противопоказаний, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 №377, а именно: детские дошкольные учреждения и учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, а также дома ребенка, детские дома, школы-интернаты.

В новом документе подход изменен. Критериями становятся виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование. К ним относятся два вида деятельности, которые присутствуют в системе образования:

педагогическая деятельность в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

деятельность по присмотру и уходу за детьми.

Это означает, что с 1 сентября 2022 года педагогические работники всех типов образовательных организаций, а также работники, деятельность которых связана с присмотром и уходом за детьми в различных сферах (образование, социальное обеспечение, индивидуальная деятельность и т. д.), должны будут в обязательном порядке проходить психиатрическое освидетельствование.

Естественно, это потребует значительных финансовых затрат, поскольку данная процедура оплачивается за счет средств работодателя. Социальные партнеры профсоюза ответственно относятся к этой проблеме и намерены обратиться в Минфин России по вопросу увеличения объемов финансовых средств.

Профсоюзным организациям в свою очередь важно содействовать принятию решений на региональном и местном уровне по включению в соответствующие бюджеты статьи расходов на финансирование данных мероприятий, чтобы не допустить нарушения прав работников образования на прохождение необходимых процедур на бесплатной основе.

  1. Об особенностях расследования несчастных случаев

С 1 сентября 2022 года вступил в силу приказ Минтруда России от 20.04.2022 №223н «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве».

Следует отметить, что основным документом для расследования происшествий по-прежнему является Трудовой кодекс РФ, в частности статья 229, определяющая порядок формирования комиссии, в которую должен входить уполномоченный по охране труда.

Вместе с тем впервые в законодательное поле включены особенности расследования происшествий с дистанционными работниками, утверждены классификаторы видов и причин несчастных случаев, а в актах о расследовании появилась строка для информации о проведенной оценке профессиональных рисков на рабочем месте пострадавшего, поскольку при отсутствии данных процедур административное взыскание неминуемо.

О модернизации ведомственной наградной системы Минпросвещения России

С 1 октября 2021 года вступил в силу новый приказ Минпросвещения России от 1 июля 2021 года №400 «О ведомственных наградах Министерства просвещения Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом 30 августа 2021 г., регистрационный №64698).

Приказом учреждены следующие ведомственные награды Минпросвещения России: медаль К.Д.Ушинского (высшая ведомственная награда для работников, внесших значительный вклад в развитие педагогических наук), медаль Л.С.Выготского (за заслуги педагогических работников и деятелей в области психологических наук), почетные звания «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» и «Почетный работник сферы воспитания детей и молодежи Российской Федерации», нагрудные знаки «За милосердие и благотворительность», «Почетный наставник», «За верность профессии», «Молодость и Профессионализм», а также Почетная грамота Министерства просвещения РФ.

Кроме того, приказом Минпросвещения России от 10 января 2019 г. №5 учрежден ведомственный знак отличия Министерства просвещения РФ «Отличник просвещения».

Таким образом, в настоящее время количество ведомственных наград увеличено с 6 до 10, что позволило наиболее полно учитывать заслуги работников отрасли в профессиональной деятельности. Сохранена возможность получения ведомственных наград для профсоюзных работников. Справочно: в 2021 году ведомственные награды Минпросвещения России получили 213 профсоюзных работников.

Другим позитивным результатом является пересмотр требований ведомственной нормативной правовой базы в части увеличения числа лиц, представляемых к награждению.

Так, в настоящее время число лиц, представляемых к награждению, составляет:

не более одного человека в год от организации (органа) общей штатной численностью менее 100 человек;

не более одного человека в год на каждые 100 работающих (служащих) для организации (органов) общей штатной численностью свыше 100 человек.

Таким образом, квота награждения ведомственными наградами Минпро­свещения России увеличена в два раза по сравнению с ранее установленной приказом Министерства образования и науки РФ от 26 сентября 2016 г. №1223 «О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации».

О реализации Отраслевого соглашения с Минобрнауки России на 2021-2023 годы

25 марта 2022 года состоялось заседание Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в образовательных организациях, находящихся в ведении Минобрнауки России, на котором был рассмотрен вопрос о ходе выполнения Отраслевого соглашения и утвержден план мероприятий по его реализации на 2022 год.

Так, в рамках реализации пунктов 1.4.1, 2.2.8, 3.1.4 Отраслевого соглашения осуществляется контроль за состоянием и эффективностью договорного регулирования социально-трудовых отношений в образовательных организациях высшего образования, проводится анализ заключаемых коллективных договоров.

В соответствии с пунктом 3.1.4 Отраслевого соглашения в 2021 году оказана финансовая поддержка лаборатории автоматизированного анализа и оценки правовой эффективности коллективно-договорных актов в сфере образования на базе Рязанского государственного радиотехнического университета им. В.Ф.Уткина. Минобрнауки России выделило лаборатории финансовые средства в размере 1696700 рублей на выполнение государственного задания по теме «Обеспечение ведомственной регистрации коллективных договоров образовательных организаций. Анализ в целях контроля за состоянием и эффективностью договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования, а также обобщения опыта коллективно-договорного регулирования в сфере образования».

Профсоюз во исполнение пунктов 2.3.2, 3.1.4 Отраслевого соглашения организует и финансирует обучение по вопросам разработки и заключения коллективных договоров в вузах на базе лаборатории.

В 2021 году проведен Всероссийский конкурс на лучший коллективный договор образовательной организации высшего образования, в котором приняли участие 58 вузов. Участие в конкурсе министерством принимается во внимание при оценке работы руководителя образовательной организации, а Общероссийским Профсоюзом образования – при оценке работы председателя первичной профсоюзной организации работников вуза.

Возобновлена практика участия представителей Минобрнауки России в семинарах-совещаниях, проводимых профсоюзом для председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов.

3-4 июня 2021 года на базе Национального исследовательского Томского государственного университета была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная политика в системе высшего образования в условиях пандемии и после ее окончания: новые вызовы и возможности» с участием представителей Минобрнауки России. На конференции обсудили проблемы, возникающие при организации обучения, соблюдении трудовых прав работников в условиях дистанционного режима работы, а также пути их преодоления. Участники форума отметили острую необходимость в разработке методических рекомендаций для вузов, касающихся специфики преподавания в условиях дистанционного обучения.

1 апреля 2022 года в Москве состоялся ежегодный семинар-совещание для членов Координационного совета председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов (КСП профсоюза), в котором также приняли участие представители Минобрнауки России.

В рамках реализации договоренностей, зафиксированных в Отраслевом соглашении, профсоюз разработал анкету для проведения мониторинга изменений локальных актов вузов в связи с введением в действие приказа Минобрнауки России от 1 февраля 2021 года №71 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее – Примерное положение Минобрнауки России).

В 60% вузов от числа принявших участие в мониторинге утверждена новая редакция Положения об оплате труда либо внесены изменения в действу­ющую редакцию в соответствии с Примерным положением Минобрнауки России. 40% вузов не приняли во внимание Примерное положение и сохранили минимальные размеры должностных окладов ниже рекомендованных Минобрнауки России. По мнению председателей первичных профсоюзных организаций работников, одной из основных причин сохранения низких должностных окладов является отсутствие финансовых возможностей. К сожалению, в мониторинге не приняли участие около 22% вузов, подведомственных Минобрнауки России, и порядка 8% вузов представили некорректные сведения о размерах минимальных должностных окладов, что говорит о низкой исполнительской дисциплине целого ряда председателей первичных профсоюзных организаций.

В ходе обсуждения результатов мониторинга на совещании КСП профсоюза совместно с представителями Минобрнауки России выработан ряд рекомендаций и решений:

– первичным профсоюзным организациям вузов необходимо добиваться выполнения пункта 5.15 Отраслевого соглашения в части того, что размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп в организации не должны быть ниже размеров минимальных окладов, предусмотренных в Примерном положении Минобрнауки России;

– Минобрнауки России и профсоюзу необходимо в ближайшее время определить порядок и процедуру ежегодной индексации минимальных должностных окладов, в частности, при увеличении МРОТ;

– представителям Минпросвещения России рекомендовано либо применить Примерное положение Минобрнауки России к своим подведомственным вузам, либо утвердить свое Примерное положение по оплате труда;

– через полгода повторно провести мониторинг по вопросам оплаты труда, добившись участия в нем 100% вузов, где есть первичные профсоюзные организации работников; проанализировать наряду с должностными окладами фонды стимулирующих и компенсационных выплат и в целом размеры заработной платы работников различных профессионально-квалификационных групп;

– проводить совещания по вопросам оплаты труда в организациях высшего образования не реже двух раз в год.

Одним из заметных и реальных результатов взаимодействия профсоюза с Минобрнауки России является реализация пунктов 5.11.3, 5.11.4 и 5.3 Отраслевого соглашения. Стороны договорились о совместной разработке методических рекомендаций по вопросам использования системы «эффективного контракта» в вузах, для чего Департаментом государственной службы и кадровой политики Минобрнауки России была организована деятельность межведомственной рабочей группы.

На основе проекта, подготовленного профсоюзом, созданы Методические рекомендации по разработке образовательными организациями высшего образования, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, показателей эффективности деятельности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу (письмо Минобрнауки России от 23.09.2021 №МН-10/3153-ПК.) В основу методических рекомендаций легли социологические исследования и методические разработки Общероссийского Профсоюза образования, проведенные по вопросам эффективного контракта в течение последних нескольких лет.

Методические рекомендации направлены на решение ключевой задачи: придать системе эффективного контракта действительно стимулирующий, а не репрессивно-принудительный характер. В частности, одним из ориентиров провозглашено установление справедливого вознаграждения за реальные результаты и качество работы преподавателя. В рекомендациях говорится о недопустимости повышения квалификационных требований к преподавателям, расширения их должностных обязанностей или применения дисциплинарных взысканий в связи с участием в системе эффективного контракта. Да и само участие должно носить исключительно добровольный характер – работнику должна быть предоставлена возможность отказаться от заключения эффективного контракта без каких-либо последствий для него.

Одна из актуальных проблем высшей школы – незащищенность педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава в части сроков заключения трудовых договоров.

Установление в Отраслевом соглашении требования о минимальном сроке трудового договора с преподавателями (не менее трех лет) призвано улучшить социально-трудовые отношения в образовательных организациях, обеспечить трудовые гарантии педагогических работников.

Профсоюзом подготовлены концепция и методика проведения мониторинга выполнения условий Отраслевого соглашения на 2021-2023 годы в части определения сроков трудовых договоров с работниками из числа профессорско-преподавательского состава. Мониторинг планируется провести во втором полугодии 2022 года.

Также ведется совместная работа по выполнению положений Отраслевого соглашения в части охраны труды и здоровья работников и студентов вузов.

Минобрнауки России направило руководителям подведомственных вузов письмо от 17.06.2021 №МН-7/4483 о необходимости включения представителей профсоюза в состав комиссий по приемке образовательных организаций к началу учебного года.

Во исполнение пунктов 7.3.2, 7.3.4 Отраслевого соглашения профсоюзом в онлайн-режиме проведены совещания технических инспекторов труда по актуальным вопросам; организована общепрофсоюзная тематическая проверка безопасности и охраны труда при проведении занятий по физической культуре и спорту в образовательных организациях, включая вузы.

В соответствии с Положением об уполномоченном лице по охране труда профсоюзного комитета образовательной организации, утвержденным постановлением исполкома профсоюза от 19 июня 2019 г. №17-15, в профкомах вузов избираются уполномоченные по охране труда. Также в соответствии с п. 7.3.7 Отраслевого соглашения проведен Общероссийский смотр-конкурс на звание «Лучший уполномоченный по охране труда Профсоюза».

В Отраслевом соглашении значительное внимание уделено вопросам нормирования труда работников, занимающих должности профессорско-преподавательского состава. Вопросы нормирования труда решаются преимущественно на локальном уровне, что нередко приводит к неоправданным различиям в регулировании норм труда педагогов различных образовательных организаций, реализующих образовательные программы одного уровня. Поэтому все более актуальной становится задача разработки и внедрения отраслевых норм труда для работников из числа профессорско-преподавательского состава (ППС).

В 2021 году профсоюзом при поддержке Минобрнауки России проведен мониторинг среди председателей первичных профсоюзных организаций работников и руководителей вузов по вопросам регулирования режима рабочего времени и нормам труда.

Наличие локальных нормативных актов, содержащих нормы труда для различных категорий работников, подтвердили 79% вузов, однако в ответах чаще всего указывались нормы, которые должны устанавливаться в соответствии с федеральным законодательством для ППС (36-часовая рабочая неделя и 900 часов учебной нагрузки). Конкретные нормы труда по видам работ в пределах 36-часовой продолжительности рабочего времени для ППС (установленные в часах по различным видам учебной нагрузки) подтвердили текстами локальных нормативных актов не более 20% вузов.

Отсутствие типовых или примерных норм труда работников вузов, установленных на федеральном уровне, приводит к неоправданным различиям в регулировании труда преподавателей, реализующих образовательные программы одного уровня. Вузы ориентируются только на общие действующие нормы: не более 900 часов в год. Именно этот верхний предел учебной нагрузки применяют на практике большинство организаций высшего образования без какой бы то ни было дифференциации в зависимости от должности, поскольку на федеральном уровне такая дифференциация пока не установлена. Именно поэтому необходимо инициировать процесс формирования научно обоснованных типовых норм труда преподавателей.

У преподавателей, занимающих одинаковые должности в одном вузе, объем учебной нагрузки, а также перечень и объем других видов работ могут существенно различаться, так как федеральным законодательством установлен лишь верхний предел учебной нагрузки. Наличие в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) преподавателей конкретного объема часов учебной нагрузки в год подтверждают лишь 50% участников мониторинга.

Действующий приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 не регулирует для работников из числа профессорско-преподавательского состава нормы труда, которые связаны с нормированием времени, приходящегося на выполнение должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками, в том числе индивидуального плана (научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, экспертной и другой работы, связанной с разными видами взаимодействия со студентами, с повышением собственного профессионального уровня и др.).

Важность проведения последовательной работы по нормированию труда преподавателей определяется необходимостью конкретизации объема их учебной нагрузки и времени на выполнение иных видов работ в пределах 36-часовой продолжительности рабочего времени с учетом занимаемых должностей.

Кроме того, необходимо на федеральном уровне установить дифференциацию верхних пределов учебной нагрузки в зависимости от конкретных должностей ППС с учетом среднего размера учебной нагрузки по структурным подразделениям вузов.

Приказом Минпросвещения России от 27 июля 2021 г. №498 создана межведомственная рабочая группа по подготовке новых нормативных актов, регулирующих вопросы продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, с участием представителей Общероссийского Профсоюза образования и Минобрнауки России.

25 марта 2022 года на заседании Отраслевой комиссии были зафиксированы основные договоренности Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования:

– обеспечить проведение не реже одного раза в полугодие совещаний по обсуждению мониторинга систем оплаты труда в образовательных организациях;

– провести мониторинг практики заключения трудовых договоров с работниками из числа профессорско-преподавательского состава и научными работниками на неопределенный срок и срочных трудовых договоров;

– приступить к подготовке совместных рекомендаций по вопросу установления примерных норм времени по видам деятельности преподавателей при реализации образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования, и иной работы, выполняемой профессорско-преподавательским составом в рамках индивидуального плана в зависимости от занимаемой должности.

 Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте