search
main
0

Тенденции и прогнозы

Информационно-аналитические материалы Общероссийского Профсоюза образования

Продолжение. Начало в «МП» №33, 34

 

О внедрении в субъектах РФ системы (целевой модели) наставничества педагогических работников

 Совместным письмом Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 21.12.2021 №АЗ-1128/08/657 в регионы были направлены Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, разработанные в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. №3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста», а также в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

Предложенный срок внедрения системы наставничества в образовательных организациях – конец 2022 года.

В целях изучения практики внедрения в субъектах РФ системы наставничества Общероссийский Профсоюз образования провел экспресс-опрос 16 региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, которые представляют 17 субъектов.

Результаты экспресс-опроса показали следующее.

  1. На региональном уровне разработаны и приняты нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере наставничества, состав которых различается по субъектам РФ. В частности:

– нормативно-правовые акты об утверждении/реализации целевой модели наставничества приняты на региональном уровне в 7 субъектах РФ (Республика Алтай, Краснодарский, Красноярский, Ставропольский края, Брянская, Псковская, Челябинская области);

– положения (типовые, примерные) о системе наставничества – в 10 субъектах РФ (Республика Алтай, Алтайский, Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Брянская, Кировская, Псковская, Тамбовская области, г. Москва);

– «дорожные карты» (планы по сопровождению внедрения системы наставничества) приняты (либо предусмотрена разработка) в 7 субъектах РФ (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Брянская, Кировская, Саратовская, Челябинская области, г. Москва);

– методические рекомендации по разработке и внедрению системы наставничества – в 3 субъектах РФ (Краснодарский край, Ленинградская, Челябинская области);

– меры по внедрению системы (целевой модели) наставничества, которые являются составной частью государственных (региональных) программ, – в Санкт-Петербурге («Развитие образования в Санкт-Петербурге»), Челябинской области («Развитие образования на 2018-2025 годы»); Саратовской области («Преодоление дефицита квалифицированных педагогических кадров в системе образования на 2021-2025 годы»);

– нормативно-правовые акты об утверждении пилотных образовательных организаций по внедрению и реализации системы наставничества – в 2 субъектах РФ (Брянская, Челябинская области);

– нормативно-правовые акты о создании региональной рабочей группы по вопросам реализации целевой модели наставничества – в 1 субъекте РФ (Краснодарский край).

В Смоленской области нормативно-правовая база по внедрению системы (целевой модели) наставничества на региональном и муниципальном уровнях отсутствует.

  1. Анализ принятых в регионах мер материального (денежного) стимулирования наставнической деятельности показал следующее:
  • В 4 субъектах РФ (Чеченская Республика, Алтайский, Ставропольский края, Псковская область) такие меры прописаны в положениях об оплате труда.

Так, например, в Ставропольском крае в Положении об оплате труда работников государственных казенных учреждений и в Примерном положении об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству образования Ставропольского края, закреплена стимулирующая выплата за наставничество в размере 50% ставки заработной платы (должностного оклада), но не более 5000 рублей.

В Алтайском крае Примерное положение об оплате труда работников муниципальных общеобразовательных организаций всех типов, разработанное Минобрнауки края совместно с краевой организацией Общероссийского Профсоюза образования, вводит доплату за наставничество, размер которой определяется локальными актами образовательной организации. Аналогичную норму содержит статья 11 закона Алтайского края №404 от 24.03.2022 «О статусе педагогического работника в Алтайском крае».

  • В 3 субъектах РФ (Республика Алтай, Краснодарский, Красноярский края) в региональных отраслевых соглашениях закреплены рекомендации работодателям по установлению выплаты за наставническую деятельность.

Так, в Красноярском крае пунктом 3.2.3 отраслевого соглашения на 2022-2024 годы предусмотрено, что Министерство образования края обязуется «способствовать материальному стимулированию деятельности наставников в образовательных организациях». Вместе с тем в настоящее время на уровне региона компенсационная выплата за наставничество не установлена.

В Республике Алтай в региональном отраслевом соглашении закреплена рекомендация работодателям устанавливать наставникам доплату в размере и порядке, определяемом коллективными договорами.

В Краснодарском крае в отраслевом соглашении на 2022-2024 годы стороны пришли к соглашению о целесообразности предусматривать в коллективном договоре организации выплаты стимулирующего характера наставникам молодых специалистов в размере не менее 10% от оклада, ставки заработной платы.

  • Большинство субъектов РФ, участников экспресс-опроса, сообщили о том, что на локальном уровне разрабатываются и утверждаются нормативные акты образовательных организаций, которыми устанавливаются выплаты педагогам за дополнительную работу по наставничеству.

В качестве наиболее распространенных документов, устанавливающих доплаты за наставничество на локальном уровне, указываются:

– коллективные договоры образовательных организаций – в 8 субъектах РФ (Чеченская Республика, Краснодарский, Ставропольский края, Ленинградская, Псковская, Саратовская области, Москва, Санкт-Петербург);

– положения об оплате труда работников образовательных организаций – в 5 субъектах РФ (Алтайский, Ставропольский края, Архангельская, Псковская, Тамбовская области);

– положения о материальном стимулировании работников образовательной организации, на которых возложены дополнительные обязанности по наставничеству, – в 3 субъектах РФ (Архангельская, Смоленская, Псковская области);

– положения о наставничестве – в 5 субъектах РФ (Республика Алтай, Алтайский край, Архангельская, Псковская области, г. Москва);

– приказы о закреплении наставнических пар/групп с согласия их участников – в 5 субъектах РФ (Республика Алтай, Краснодарский, Ставропольский край, Архангельская, Псковская области);

– дополнительное соглашение к трудовому договору с педагогическим работником – в 3 субъектах РФ (Ставропольский край, Архангельская, Тамбовская области);

– правила внутреннего трудового распорядка – в 1 субъекте РФ (Архангельская область).

Саратовская областная организация профсоюза и межрегиональная организация профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области разработали макеты коллективных договоров, которые предусматривают положения о наставничестве и широко применяются в образовательных учреждениях.

Размер выплат педагогам за наставническую деятельность и нормативно-правовое регулирование их установления даже в пределах одного субъекта РФ различаются как по отдельным муниципальным образованиям, так и по образовательным организациям.

Как правило, выплаты устанавливаются локальными актами образовательных организаций либо в абсолютном размере, либо в процентах к ставке заработной платы (должностному окладу), либо в баллах за определенные виды деятельности. При этом выплата за наставничество может быть отнесена к выплатам как компенсационного, так и стимулирующего характера.

Например, в Смоленской области размер выплат за наставничество варьируется от 500 до 3000 рублей в месяц (относится к компенсационным выплатам).

В Тамбовской области размер доплат устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации в пределах средств, направляемых на оплату труда.

В Москве размер выплат устанавливается индивидуально на период наставничества и варьируется от 3000 до 15000 рублей в месяц. Также выплачиваются премии за методическую и воспитательную работу с молодыми специалистами, поощрения по итогам работы за год в размере 30-50 тысяч рублей.

В Архангельской области в разных муниципальных образованиях выплата устанавливается в размере до 10-20% от должностного оклада и может относиться либо к стимулирующим, либо к компенсационным выплатам. В части муниципальных образований выплата не предусмотрена либо ее установление планируется в новом учебном году.

В Псковской области размер выплаты варьируется в зависимости от частоты и характера наставнической деятельности.

В Чеченской Республике выплата составляет 10% от ставки заработной платы (должностного оклада).

В Ставропольском крае в ряде муниципальных образовательных организаций предусмотрено установление компенсационной выплаты в размере 20% от ставки заработной платы (около 2000 рублей) либо стимулирующей выплаты в размере 10-20% от ставки, при этом в региональных положениях об оплате труда работников государственных казенных учреждений и государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству образования Ставропольского края, закреплена стимулирующая выплата за наставничество в размере 50% ставки заработной платы (должностного оклада), но не более 5000 рублей.

В Саратовской области при заключении трехсторонних соглашений на муниципальном уровне устанавливаются доплаты стимулирующего или компенсационного характера наставникам в размере 4-8% от должностного оклада, а также доплаты после присвоения звания «Лучший наставник молодежи» в первые три года в размере 5-8% от должностного оклада. В образовательных организациях области в соответствии с коллективными договорами и другими локальными актами предусматриваются доплаты за наставническую деятельность с молодыми специалистами (дополнительные стимулирующие баллы по портфолио).

По информации из Алтайского края, Кировской и Челябинской областей выплаты за наставничество устанавливаются локальными актами образовательных организаций без обозначения их примерных размеров. В частности, в Алтайском крае положениями и приказами об оплате труда в образовательной организации устанавливаются ежемесячные стимулирующие выплаты за наставничество на основе Примерного положения об оплате труда работников муниципальных организаций. В каждой организации Челябинской области, реализующей модель наставничества, определен свой размер и порядок выплат.

В Краснодарском крае в соответствии с отраслевым соглашением на 2022-2024 годы коллективными договорами образовательных организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера в размере не менее 10% от ставки заработной платы (должностного оклада).

В Республике Алтай и Красноярском крае региональные отраслевые соглашения содержат рекомендации по материальному стимулированию деятельности наставников в образовательных организациях. Однако на локальном уровне данные рекомендации фактически не реализуются.

Так, в Республике Алтай выборочный анализ локальных нормативных актов и коллективных договоров показал, что только в одной из пяти образовательных организаций в положении о наставничестве закреплено право наставника на ежемесячную доплату, размер которой не прописан.

В Красноярском крае в настоящее время на региональном и муниципальном уровнях не предусмотрено установление компенсационных выплат за наставническую деятельность, соответственно, не предусмотрено это и в локальных нормативных актах образовательных организаций, поэтому данные выплаты могут осуществляться только из фонда стимулирования.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области выплаты за выполнение дополнительной работы по наставничеству не производятся.

  1. Анализ нематериальных мер стимулирования наставнической деятельности (социальных и моральных) показал, что такие меры действуют во всех регионах, принявших участие в экспресс-опросе, в том числе на локальном уровне. К наиболее распространенным из них относятся:

– награждение ведомственными наградами, почетными грамотами, знаками отличия, объявление благодарности (Республика Алтай, Алтайский, Красноярский, Ставропольский края, Архангельская, Кировская, Псковская, Смоленская, Саратовская, Челябинская области, г. Москва и др.);

– привлечение наставников к участию в образовательных программах, семинарах, тренингах, круглых столах, фестивалях, форумах, конференциях, вебинарах, встречах с выпускниками вузов как в роли слушателей, так и спикеров (Республика Алтай, Краснодарский, Красноярский края, Архангельская, Псковская, Саратовская, Тамбовская, Челябинская области и др.);

– организация клубов, ассоциаций наставников (Краснодарский край, Саратовская область и др.);

– приглашение к участию в формировании предложений, касающихся планов развития образовательной организации (Красноярский край, Архангельская область);

– включение в кадровый резерв в порядке должностного роста, в резерв управленческих кадров (Архангельская, Псковская области, г. Москва);

– оплата платных курсов повышения квалификации, предоставление права на внеплановое прохождение курсов (Архангельская, Челябинская области, г. Москва);

– учет результатов наставнической деятельности при аттестации педагогов, в том числе при прохождении аттестации на ту же квалификационную категорию по упрощенной процедуре (Архангельская, Саратовская области);

– поощрение по результатам участия в региональных конкурсах «Лучшая управленческая практика наставничества по форме «учитель – учитель», «Наставник в сфере образования» и других (Республика Алтай, Краснодарский край, Архангельская, Брянская, Кировская, Саратовская, Тамбовская области и др.);

– популяризация опыта наставников, в том числе в социальных сетях, на сайтах информационных ресурсных центров и образовательных организаций, в журналах, альманахах, на различных методических мероприятиях (Республика Алтай, Красноярский, Ставропольский края, Архангельская, Псковская, Саратовская, Челябинская области, г. Москва и др.);

– популяризация наставничества в рамках занятий профсоюзных кружков и районных школ профсоюзного актива (Чеченская Республика);

– предоставление дополнительных дней отдыха на основании локальных нормативных актов (в ряде муниципальных образований Архангельской области);

– вручение ценных подарков, поощрения досугового характера (билеты в театр, экскурсии и др.), поощрение наставников со стороны первичной профсоюзной организации (г. Москва);

– поощрение наставника, который является представителем организации – бизнес-партнера, предприятия реального сектора экономики и социальной сферы (колледжи Москвы).

Различные нематериальные формы стимулирования наставнической деятельности применяются на локальном уровне (Ленинградская область, г. Санкт-Петербург).

  1. Во всех субъектах РФ в процесс внедрения и реализации целевой модели наставничества включены такие структуры, как институты повышения квалификации, институты развития образования, центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов и др.

К наиболее распространенным видам деятельности относятся:

– разработка проектов нормативно-правовых актов для образовательных организаций по реализации системы наставничества, в том числе примерных положений о наставничестве, «дорожных карт», методических рекомендаций (Республика Алтай, Краснодарский край, Архангельская, Брянская, Кировская, Смоленская, Тамбовская области и др.);

– учебно-методическая деятельность, в том числе:

  • реализация программ повышения квалификации педагогов – кандидатов в наставники (Чеченская Республика, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Ставропольский края, Архангельская, Брянская, Кировская, Ленинградская, Псковская, Смоленская, Тамбовская области, г. Санкт-Петербург и др.);
  • обучение руководителей образовательных организаций/управленческих команд по программе «Управленческое наставничество» и т. п. (Краснодарский край, Смоленская область и др.).

– организационно-методическая деятельность, в том числе:

  • методическое сопровождение учреждений, в которых реализуются программы наставничества, организация стажировок для педагогических и управленческих кадров, в том числе на базе пилотных образовательных организаций (Краснодарский, Красноярский, Ставропольский края, Брянская, Тамбовская области и др.);
  • формирование и сопровождение площадок для развития профессиональных педагогических сообществ, развитие сетевого взаимодействия педагогов, сопровождение деятельности образовательных организаций, которые являются инновационными площадками в области наставничества (Краснодарский, Ставропольский края, Брянская Саратовская, Тамбовская области и др.);
  • внедрение модели «горизонтального обучения» (Краснодарский край, Тамбовская область и др.);
  • формирование регионального методического актива, его привлечение к организации наставничества в образовательных учреждениях (Смоленская область и др.);
  • адресная методическая помощь школам с низкими образовательными результатами в рамках проекта «500+» (Кировская, Смоленская области и др.);
  • тьюторское сопровождение педагогических работников и управленческих кадров (Ставропольский край, Тамбовская область);
  • – научно-методическая деятельность, в том числе:
  • разработка программ повышения квалификации по вопросам организации наставничества;
  • организация образовательных и научно-методических мероприятий, круглых столов, вебинаров, семинаров по актуальным вопросам наставничества (Ставропольский Красноярский края, Архангельская, Кировская, Смоленская, Тамбовская области и др.);

– аналитическая деятельность, в том числе:

  • мониторинг реализации системы наставничества и подготовка аналитических материалов по его итогам (Республика Алтай, Алтайский, Красноярский края, Архангельская, Брянская, Кировская, Ленинградская, Смоленская, Псковская, Челябинская области, г. Санкт-Петербург и др.);
  • диагностика профессиональных дефицитов педагогов, выстраивание индивидуальных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства (Ставропольский край, Брянская, Кировская, Смоленская, Тамбовская области и др.);

– информационная деятельность, в том числе:

  • формирование информационных ресурсов: банков лучших практик наставничества, банка наставников и т. п. (Республика Алтай, Алтайский, Красноярский края, Архангельская, Брянская, Кировская, Ленинградская, Псковская, Тамбовская области, г. Санкт-Петербург и др.);
  • онлайн-поддержка профессионального развития педагогических работников (Тамбовская область и др.);
  • актуализация информации о возможностях повышения квалификации педагогических и управленческих кадров по вопросам реализации целевой модели наставничества (Брянская область и др.);

– консультационная деятельность, в том числе:

  • индивидуальные и групповые консультации, проведение инструктажа по вопросам реализации целевой модели наставничества и его информационного сопровождения (Республика Алтай, Ставропольский, Красноярский края, Архангельская, Брянская, Тамбовская области и др.);
  • обсуждение вопросов наставничества на горячих линиях (Смоленская область и др.).
  1. При реализации целевой модели применяются следующие формы наставничества:
  • «педагог – педагог» (республики Алтай, Чеченская, Краснодарский, Красноярский, Ставропольский края, Архангельская, Брянская, Кировская, Ленинградская, Псковская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Челябинская области, Москва, Санкт-Петербург);
  • «опытный педагог – молодой педагог» (Краснодарский, Ставропольский края, Брянская, Ленинградская, Псковская области, Москва, Санкт-Петербург);
  • «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий профессиональные затруднения в сфере коммуникации» (Краснодарский край);
  • «педагог – педагог, имеющий перерыв в работе более 2 лет» (Брянская область);
  • «педагог-новатор – консервативный педагог» (Краснодарский край);
  • «опытный предметник – неопытный предметник» (Краснодарский, Красноярский края);
  • «педагог – группа молодых педагогов» (г. Москва);
  • «коллектив педагогов – молодой педагог»/«общественное объединение молодых педагогов – молодой педагог» (г. Москва);
  • «группа педагогических работников – группа молодых педагогов» (г. Москва);
  • «преподаватель вуза/колледжа – молодой педагог образовательной организации» (Краснодарский край, Саратовская область);
  • «преподаватель – преподаватель», «педагог – представитель работодателя» (Кировская область);
  • «социальный партнер – педагог образовательной организации» в СПО (Краснодарский край, Саратовская область);
  • «руководитель образовательной организации – педагог» (Республика Алтай, Краснодарский край, Брянская, Кировская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская области);
  • «руководитель ОО – руководитель ОО» (Смоленская область).
  • Формы педагогического наставничества, включающие студентов:
  • «методист дошкольной образовательной организации – студент педагогического колледжа» (Ставропольский край);
  • «преподаватель-методист – студент-практикант» (Кировская область);
  • «работодатель – студент» (Республика Алтай, Краснодарский, Ставропольский края, Кировская, Псковская, Саратовская области).
  1. Для оценки эффективности персонализированной программы наставничества в субъектах РФ применяются следующие методы:

– анкетирование (республики Алтай, Чеченская, Краснодарский, Ставропольский края, Псковская область);

– наблюдение (Республика Алтай, Ленинградская, Псковская области, г. Санкт-Петербург);

– опрос (Республика Алтай, Ленинградская, Псковская области, г. Санкт-Петербург);

– рейтинговая оценка (Псковская область);

– коллегиальная оценка наставляемых и наставников (Ленинградская область, г. Санкт-Петербург);

– самооценка (Псковская область);

– проведение итоговых мероприятий (конференция, семинар, круглый стол) по выявлению лучших практик наставничества, формирование банка данных наставников и наставляемых (Ставропольский край);

– формы оценивания, которые образовательные организации определяют самостоятельно (Кировская область, г. Москва). В то же время в Москве к числу применяемых инструментов относятся анкетирование, анализ ситуаций, тестирование, диагностирование на основе самооценки, собеседование, анализ занятий, творческие отчеты, мозговой штурм, решение педагогических ситуаций и др.

В Брянской и Саратовской областях диагностический инструментарий для оценивания эффективности реализации персонализированной программы наставничества находится в стадии разработки.

Ряд субъектов РФ указали также критерии, которые применяются при анализе эффективности реализации персонализированной программы наставничества.

Например, в Краснодарском крае рекомендовано использовать модель Дональда Киркпатрика, согласно которой используются 4 критерия: оценка эмоциональной удовлетворенности от обучения в рамках наставничества (анкетирование); оценка знаний, полученных во время реализации персонализированной программы наставничества; оценка изменения поведения и способа действий в проблемных ситуациях; оценка результатов для образовательной организации.

В Челябинской области также используются 4 критерия: повышение уровня удовлетворенности всех участников программы собственной работой и улучшение психо­эмоционального состояния; рост числа специалистов, желающих продолжать работу в данном коллективе; сокращение числа конфликтов в педагогическом и родительском сообществах; рост числа продуктов научно-методической деятельности участников программы наставничества (статей, исследований, методических практик и т. п.).

В Республике Алтай используются такие критерии, как качество процесса реализации программы наставничества; личностный, профессиональный рост участников, динамика образовательных результатов. Методы, применяемые для оценки: наблюдение, опрос, анкетирование.

  1. На основании экспресс-опроса можно сделать следующие выводы:
  • Во всех субъектах РФ, принявших участие в опросе, проводится разноплановая работа по внедрению системы (целевой модели) наставничества на региональном, муниципальном и локальном уровнях:

– разработаны и приняты нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере наставничества;

– определены материальные, социальные и моральные способы стимулирования наставнической деятельности;

– помимо формы наставничества «педагог – педагог» применяется еще более десяти других форм;

– разработаны и применяются на практике различные формы оценивания эффективности реализации персонализированных программ наставничества;

– в реализации мер по внедрению системы наставничества наряду с региональными органами управления образованием принимают участие органы местного самоуправления, региональные (межрегиональные) организации профсоюза, руководители образовательных организаций и первичные профсоюзные организации.

  • Вместе с тем работа по внедрению системы (целевой модели) наставничества во многих субъектах РФ еще только разворачивается и требует основательной правовой, организационно-методической и финансовой поддержки на всех уровнях управления.

В ряде субъектов РФ продолжается разработка нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения в сфере наставничества.

Например, в Москве до конца 2022 года планируются разработка и утверждение модели наставничества педагогических работников в образовательных организациях.

В Красноярском крае в сентябре 2022 года Министерство образования планирует направить в краевые образовательные организации и муниципалитеты пакет примерных локальных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере наставничества.

В Архангельской области в отдельных муниципальных образованиях утверждение и внедрение локальных нормативных актов планируется также с сентября 2022 года, в том числе с учетом результатов входного мониторинга «Внедрение системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях» и промежуточного мониторинга «О реализации системы наставничества в образовательных организациях Архангельской области», в которых приняли участие 286 образовательных организаций.

  •     Отсутствуют единые подходы в части установления выплат за наставническую деятельность.

В большинстве субъектов РФ, принявших участие в экспресс-опросе, порядок назначения и размер данных выплат не определены на региональном уровне, а устанавливаются в отдельных муниципальных образованиях, а чаще – в отдельных образовательных организациях. Кроме того, даже в рамках одного субъекта РФ такие выплаты в разных муниципалитетах могут быть отнесены как к компенсационным, так и к стимулирующим выплатам.

Отсутствие единых подходов подтверждает необходимость решения данных вопросов, в том числе в преддверии введения новой квалификационной категории «педагог-наставник».

Именно поэтому профсоюз, участвуя в разработке нового Порядка проведения аттестации педагогических работников, настаивает на включении в него вопросов дифференциации оплаты труда, которая обеспечивается:

а) установлением стимулирующих выплат за наличие первой или высшей квалификационной категории, размеры которых определяются с учетом объема преподавательской (педагогической) работы;

б) установлением выплат компенсационного характера – за наличие квалификационных категорий «педагог-методист», «педагог-наставник» в случае заключения с педагогическим работником дополнительного соглашения к трудовому договору о выполнении дополнительных обязанностей, связанных с методической работой или наставнической деятельностью.

Одновременно профсоюз продолжает настаивать на включении этих видов выплат в перечень обязательных компенсационных и стимулирующих выплат при определении и утверждении требований к оплате труда педагогических работников Правительством РФ в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Федеральным законом №362-ФЗ и статьей 144 Трудового кодекса РФ.

 Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте