Мастер-классы пятнадцати победителей первого тура конкурса «Учитель года России» – всегда интересное и поучительное зрелище. Не стал исключением и 22-й конкурс. 2 октября актовый зал электромеханического колледжа №55 Москвы был полон зрителями – московскими учителями и представителями регионов, участниками конкурса 2011 года.
Почетные места на первых рядах принадлежали, конечно, Большому жюри. Традиционно его возглавляет ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Антонович Садовничий. В роли конферансье мастер-классов выступил победитель конкурса «Учитель года России-2004» Андрей Лукутин. Московский историк, кстати, не только объявлял очередного выступающего, но и рассказывал об историческом контексте дня – датах, событиях.
Раньше это конкурсное задание называлось «Уроки-импровизации», когда-то оно стало ноу-хау нашего российского педагогического состязания. Тема давалась вечером, а утром надо было дать урок, пригласив на сцену в качестве учеников своих коллег. Теперь испытание называется «Мастер-класс», тему конкурсант выбирает сам, сам определяет формат, решает, о чем ему говорить – своем предмете или межпредметных проблемах, общаться с залом или пригласить участников за столы на сцену. Времени дано немного – 20 минут на сам мастер-класс и пять минут на вопросы.
Особенностью этого года стало сочетание в мастер-классе общения с залом и общения с участниками на сцене. Многие из «пятнашки» читали лекцию, опрашивали зрителей в зале, давали задания коллегам, создавшим на сцене что-то вроде фокус-группы и затем делали выводы в том же лекционном стиле.
Анализ мастер-классов еще впереди, а пока о том, какие темы выбрали конкурсанты.
Английский язык на конкурсе представляла Яна Куприна из Пензы, ее занятие было посвящено изучению лексики (Яна Владимировна организовала ролевую игру в туристическое агентство), и шире – педагогической организации процесса социализации.
Четыре историка пошли разными путями представления своего мастерства. Марина Никоарэ из Вологды дала вполне конкретное задание – определить назначение вещи из XIX века, но вместе с тем, поднялась над предметом, исследуя природу вдохновения. Татьяна Усова из Саратова посвятила свой мастер-класс столетию со дня выстрела в Петра Столыпина и урокам, которые мы можем извлечь из этого события. Лариса Тутова из Ростовской области исследовала природу конфликтов. Антон Молев из Москвы предложил рассмотреть письмо американской школьницы, написанное российскому другу по переписке в 90-е годы и определить с его помощью исторический контекст.
Три математика «пятнашки» ставили задачи и учили их решать. Алексей Доронин из Республики Карелия нашел вместе с залом способ вычисления площади криволинейных фигур, Ирина Туенок из Красноярска вывела во время мастер-класса универсальный способ решения задач, а Татьяна Наумова из Санкт-Петербурга предложила задачки, иллюстрирующие теорию вероятности.
Филологи дали совсем разные мастер-классы. Наталья Сухая из Смоленска предложила для разбора тексты из произведений Виктора Розова, Сергея Довлатова, Даниила Гранина, чтобы в итоге показать, где лежит жизненная дорога к счастью и в какие тупики заводит равнодушие. Участники мастер-класса Татьяны Юрко из Ленинградской области в ходе подготовки к сочинению на свободную тему пытались составить «я-концепцию» на основе жизненного и читательского опыта.
Два физика взяли за основу своих мастер-классов эксперимент. Игорь Ткачук из Ямала-Ненецкого автономного округа демонстрировал на конкретных примерах, что такое равновесие. Хеди Солсанова из Чеченской Республики исследовала природу света.
Учитель физической культуры из Самарской области Алексей Осипов из Самарской области учил делать нескучную утреннюю зарядку, чем развеселил весь зал.
Биолог Алексей Овчинников из Липецкой области легко сделал свой сложный предмет простым, используя личный опыт участников и доказал, что схему метро можно взять в качестве наглядного пособия для изучения эндоплазматической сети.
Педагогов начальных классов представляла Надежда Мелентьева из Курска. Она научила участников своего мастер-класса формулировать понятия и корректировать неправильные конструкции.
Комментарии