С 5 по 7 февраля в МГУ имени М.В. Ломоносова проходит Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии, посвященный Международному году Периодической таблицы химических элементов. В нем принимают участие делегаты из 78 регионов РФ.
— Михаил Васильевич Ломоносов писал о проекте создания московского университета, а именно о том, что университет без гимназии, как пашня без семени, и предложил при создании университета создать две университетские гимназии, и на сегодняшний день МГУ реализовал две университетские гимназии, — отметил Виктор Садовничий.
Он также обратил внимание на роль науки в школе: \”Я считаю, что нужно дальше совершенствовать систему завершающей подготовки в нашей школе с тем, чтобы ребята как раз старших классов больше занимались наукой и ее фундаментальными вопросами\”.
О роли государства в развитии химической науки и концепции преподавания химии в школе рассказал советник министра просвещения РФ Андрей Петров: \”У нас на площадке министерства создана рабочая группа, которая разработала концепцию преподавания химии. В установленном правительством порядке она должна быть обсуждена на коллегии Министерства просвещения, коллеги такое обсуждение подготовят. Мы обязательно, думаю, в течение года закрепим нормативный статус этой концепции документом министерства\”.
Президент химического факультета МГУ, академик РАН Валерий Лунин поздравил всех участников съезда с Международным годом Периодической таблицы химических элементов и пригласил принять участие во II Всероссийском химическом диктанте, который состоится 18 мая. Мероприятие традиционно будет организовано на площадках по всей России, желающие смогут поучаствовать онлайн и за ее пределами.
— В очередной раз совместно с корпорацией \”Российский учебник\” и Ассоциацией учителей и преподавателей химии проведем Всероссийский химический диктант, чтобы продемонстрировать ребятам и взрослым, насколько замечательна и многогранна наука химия\”, – рассказал Валерий Лунин.
На церемонии стало известно, что в этом году Таблице химических элементов могут на мировом уровне официально присвоить имя Дмитрия Менделеева. \”Недавно прошедшая Церемония открытия [Международного года Периодической таблицы химических элементов] в Париже стала триумфом нашей науки, Дмитрия Ивановича Менделеева. 150 лет потребовалось, чтобы это случилось. Но когда я спросил президента американского химического общества [Бонни Чарпентье], а должно ли быть имя Менделеева присвоено таблице, она говорит: пока это тайна, и вы узнаете ответ, когда мы с вами увидимся 5 декабря в Японии. Я надеюсь, что 5 декабря это [присвоение имени] случится\”, – поделился Валерий Лунин.
— Химическая наука пронизывает все сферы нашей жизни, множество отраслей промышленности, медицину, сельское хозяйство. Все так или иначе используют достижения химической науки. Но в начале пути каждого ученого, каждого профессионала-практика, для которого вход в профессию и развитие в ней сопряжены со знанием химии, стоите вы – преподаватели и учителя химии, – обратился к участникам генеральный директор корпорации \”Российский учебник\”, стратегического партнера мероприятия, Александр Брычкин. – Время ставит сегодня перед страной и обществом совершенно новые вызовы, требующие кардинального улучшения качества общего образования, увеличения числа школьников и их заинтересованности в естественнонаучных и математических дисциплинах.
Региональная повестка по поддержке одаренных школьников и учителей и выделению квот для организации участия региональных делегаций во Всероссийском съезде была поручена Ассоциации учителей и преподавателей химии при поддержке благотворительного фонда Андрея Мельниченко. Наибольшее количество делегатов — из Республики Татарстан, Нижегородской области, Саратовской области и Пермского края. Председатель Ассоциации Людмила Левина отметила: \”Наши партнеры приветствуют и поддерживают нас в проведении столь масштабного съезда\”.
Второй день Съезда был посвящен теме преподавания химии в современной школе. Профессор Ноттингемского университета (Великобритания), Сэр Мартин Полякофф показал на своем примере, как с помощью практических работ и авторских видеоуроков, публикуемых на YouTube-канале, можно привлечь внимание ребят и показать, насколько интересной и удивительной может быть химия.
Живой интерес также вызвала тема государственной итоговой аттестации в системе общего образования. В частности, эксперты обсудили стандарты аттестации, которые используются в настоящее время, а также поделились мнением о переходе к новым стандартам. До 2020 года ОГЭ будет проводиться по федеральному компоненту госстандарта 2004 года, но с 2020 года запланирован переход на новый стандарт. Также изменения затронут ЕГЭ при вступлении в 2022 году в силу ФГОС 2010 года.
Одной из самых важных тем в рамках второго дня Съезда стала система переподготовки и повышения квалификации учителей химии. Известно, что химия как школьный предмет имеет большой содержательный потенциал, поэтому для учителя важны курсы, связанные с предметной компетентностью. Такие потребности связаны в том числе с профильностью, которая возникает в образовании: появляются медицинские, химико-биологические классы. Кроме того, меняется и содержание ФГОС, который дорабатывался несколько раз за последние годы.
Записи основных выступлений участников Съезда доступны на YouTube-канале для педагогов.
Фото Вадима Мелешко
Комментарии