search
main
0

Темные пятна вступительной кампании-2015

«В целом ситуация становится всё лучше и лучше, но нам ещё есть над чем работать!» – примерно к такому выводу пришли участники пресс-конференции с участием министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова по итогам приёмной кампании-2015, которая прошла в МИА «Россия сегодня».

В самом деле, согласно результатам мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы, проводимого в рамках проекта \”Социальный навигатор\” агентством РИА «Новости» совместно с Национальным исследовательским университетом \”Высшая школа экономики\” и Минобрнауки РФ, результаты весьма обнадёживающие. Так, по словам министра, объем приема по очным формам обучения на бюджетные места по программе бакалавриата и специалитета составил 324200 бюджетных мест, что больше объема контрольных цифр приема прошлого года на 0,5%. Мелочь, а приятно! И доступность высшего образования для выпускников школ у нас вовсе не сократилась, а стабильно держится уже несколько лет на уровне 56%. Вселяет радость и то, что количество бюджетных мест по естественно-научным, инженерно-техническим и медицинским направлениям у нас также увеличено. По словам министра, зафиксирован рост конкурса на бюджетные места – в среднем по России он составил 9 человек на место. Просили много инженеров для страны? Получите!В целом по стране средний балл ЕГЭ абитуриентов в этом году составил 65,2 балла, что также чуть (на 0,8 балла) выше, чем прошлом году. А объем целевого приема достиг 14% от общего количества принятых, что также больше, чем раньше. Вузы наконец перешли от слов к делу и начали добавлять баллы за индивидуальные достижения абитуриента (попросту – приняли во внимание его портфолио). Кроме того, целый ряд вузов (около 40%) учёл результаты итогового школьного сочинения. Вполне возможно, именно эти баллы и решили чью-то судьбу. И уж совсем здорово, что в этом году конкурс в педвузы заметно вырос, равно как и средний балл ЕГЭ, необходимый для поступления на педагогические специальности. А это, как ни крути, говорит о том, что престиж учительской профессии стал повышаться, чем нельзя не гордиться. Однако есть в этой радужной картине и тёмные пятна. Например, как заявил министр, в этом году 4% от общего количества поступающих в вузы составили дети-инвалиды и сироты. Это притом что для таких детей в вузах установлена квота в 10%. С одной стороны, можно сделать вывод, что проблем с доступностью высшего образования для абитуриентов с ограниченными возможностями у нас нет, коль скоро поступает в 2,5 раза меньше, чем сами учреждения готовы принять. С другой – стоит задать вопрос: а почему дети-инвалиды и сироты не спешат реализовать своё право на высшее образование за счёт государства? Что (или кто) им мешает? Может, дело в том, что вузы, формально устанавливая квоты в 10%, не спешат создавать условия для обучения студентов с особыми образовательными потребностями? Не совсем понятна ситуация и с повышением конкурса в педвузы. Несомненно, в регионах, где учителя получают действительно высокую зарплату (например, в Москве), престижность этой профессии повысилась, что по крайней мере выражено в отсутствии вакансий в школах. То есть выпускники видят, что теперь и учитель может хорошо зарабатывать, поэтому чаще выбирают эту профессию. Но что движет теми, кто живёт не в столице, а в провинции, и тем не менее, решает пойти в пед? Не исключено, что получить диплом о высшем образовании в педвузе всё так же проще и легче, чем в каком-либо другом учреждении, оттого идут именно сюда, а не куда-либо ещё. Опять же то, что люди стали охотнее идти в педвузы, вовсе не означает, что у выпускников усилилось желание пойти в школу. Или, может, дело в том, что в педвузах сейчас предостаточно факультетов, где можно получить профессию юриста, экономиста, дизайнера, программиста?Далее, согласно статистике в этом году количество выпускников школ несколько уменьшилось (примерно на 40000 человек). При этом желающих поступить в вузы, равно как и мест в этих вузах, стало больше. Вопрос: а как же быть с причитаниями последних лет о том, что у нас некому работать на производстве, стоять у станка, выращивать хлеб, доить коров, варить металл? Эту проблему, что, уже решили? Или решать её будут те самые граждане с высшим образованием, которые спустя 4-6 лет не смогут устроиться по специальности и будут-таки вынуждены встать у станка, сесть у швейной машинки, лечь под автомобиль в качестве дипломированного инженера – сотрудника автосервиса? Дать оптимистичные ответы на эти вопросы пока не получается. Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте