search
main
0

Темнота и тишина,

или Как почувствовать руку друга

С 1963 года в городе Сергиев Посад Московской области работает уникальное для нашей страны реабилитационное, образовательное и воспитательное учреждение – Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов Министерства труда и социального развития РФ.

Язык глухих и брайлевский шрифт
В доме-интернате живут самые разные воспитанники. Некоторые из них полностью лишены зрения и слуха. Также есть незрячие с ослабленным слухом, глухие слабовидящие. В реабилитационном, учебном и воспитательном процессе важную роль играет дактильная азбука, с помощью которой можно вести диалог со слепоглухими.
В дактильной азбуке – ее еще кратко называют «дактиль» – каждой букве или знаку препинания соответствует определенный жест. Этими жестами пользуются и зрячие глухие люди. Отличие состоит в том, что инвалиды по слуху воспринимают жесты зрительно, а слепоглухие – тактильно, по системе «рука в руке». Каждый жест они чувствуют на своей ладони. Чтобы задать слепоглухому человеку какой-то вопрос или что-то ему сказать, необходимо «выстукивать» каждую букву на ладони.
Кроме дактильной азбуки слепоглухие, так же как и зрячие глухие, используют «язык глухих» (жестовый язык). Отличие состоит в том, что в языке глухих каждый жест обозначает не отдельную букву, а понятие (радость, движение, приветствие и т. д.) или даже целое предложение. Конечно, общение с помощью жестового языка происходит гораздо быстрее, экспрессивнее и эмоциональнее, чем с помощью дактильной азбуки, но освоить этот язык для зрячеслышащего человека довольно сложно.
Еще в жизни слепоглухих, так же как и незрячих с нормальным слухом, важен рельефно-точечный (брайлевский) шрифт. Каждая буква, цифра, знак препинания, музыкальная нота, а также химические и физические формулы обозначаются с помощью комбинации нескольких точек. Максимальное количество точек – шесть. Поэтому иногда этот шрифт называют брайлевским шеститочием – по имени его изобретателя, просветителя Луи Брайля.
– Значительную часть наших воспитанников составляют дети и молодые люди, имеющие серьезные нарушения не только физического, но и умственного развития. Большинство являются слепоглухими, но не все… У нас также есть незрячие мальчишки и девчонки с хорошим слухом, но обремененные другими патологиями, – рассказывает директор дома-интерната Галина Константиновна Епифанова.
Что директор считает самым главным в своей работе?
– Самое главное – всегда быть рядом. И с ребенком, и со взрослым человеком. Для слепоглухого необходим тактильный контакт, чтобы его взяли за руку, обняли за плечо… В темноте и тишине важно почувствовать руку друга.
Что самое сложное для сотрудников дома-интерната и его директора?
– Многие наши гости, в том числе и журналисты, думают, что главную проблему составляет сама слепоглухота. Но ее мы научились преодолевать, существуют успешные методики обучения таких детей и поддержания коммуникации со взрослыми… Но когда к поражению слуха и зрения «прибавляется» затуманенный разум, это создает трудноразрешимую проблему.
Галина Константиновна говорит, что любой прогресс в развитии детей с особенностями интеллекта она воспринимает как маленькое чудо. В настоящее время в доме-интернате живут 200 инвалидов от 3 до 23 лет. Двадцать пять из них являются детьми-сиротами. Учебный, воспитательный и реабилитационный процесс проходит в многочисленных мастерских, учебных классах, залах для адаптивной физической культуры, специальных сенсорных комнатах, обеспечивающих психологическую разгрузку. В летнее время все желающие могут поехать на море, в Геленджик. Все расходы в этих поездках берут на себя спонсоры.

Судьбы воспитанников – забота директора
Будучи директором крупного учреждения, Галина Константиновна должна справляться с валом административной работы. Но о каждом из 200 воспитанников она может что-то рассказать, всех помнит поименно. И о выпускниках может говорить бесконечно.
– В этом году две наши выпускницы, Виктория Мурашкина и Анастасия Ильиных, поступили учиться в Курский музыкальный колледж-интернат слепых. Несмотря на ограничения здоровья, мне очень приятно, что наши выпускницы смогли продолжить образование. По моей информации, в Курске они хорошо прижились, нашли новых друзей.
Также она с удовольствием рассказывает еще об одном выпускнике, Владиславе Шакине, тотально незрячем с ослабленным слухом, который в настоящее время учится на юриста в колледже города Королева Московской области.
Галина Константиновна следит за судьбами выпускников не только из чувства милосердия и гуманизма. Для нее как для педагога очень важно, чтобы знания, навыки и умения, полученные за годы жизни в доме-интернате, поддерживались и развивались в дальнейшем.
– Многие наши воспитанники, в том числе мальчики и девочки с ментальными нарушениями, научились самостоятельно пользоваться стиральной машиной. Мы учим своих воспитанников участвовать в приготовлении пищи, накрывать на стол, убирать со стола. Но если эти и другие навыки во взрослой жизни оказываются невостребованными, никому не нужными, то может произойти деградация личности. Слепоглухие люди при любом уровне интеллектуального развития обладают очень ранимой, лабильной психикой. У них может начаться депрессия.
Чтобы этого не произошло, в Сергиевом Посаде регулярно проводятся семинары для работников учреждений, оказывающих реабилитационные услуги слепоглухим и другим инвалидам со сложной структурой дефекта. Галина Константиновна как признанный эксперт в реабилитации слепоглухих регулярно выступает перед своими коллегами и родителями инвалидов. И для самих бывших воспитанников она является авторитетом, помогающим им не потеряться во взрослом мире.

«Прикасаемая»
Алене Капустян 20 лет. Уже в течение тринадцати лет она живет и учится в Сергиевом Посаде. Капустян привлекла к себе внимание благодаря уникальному театральному проекту «Прикасаемые», реализуемому московским Театром наций под руководством народного артиста РФ Евгения Миронова и фондом поддержки слепоглухих «Со-единение». В спектакле играют профессиональные актеры (разумеется, зрячеслышащие) и несколько слепоглухих москвичей и жителей Подмосковья, в том числе и Алена.
Среди слепоглухих участников спектакля Капустян играет наиболее ярко. Хорошая фигура. Пластичность. Ангельское лицо. Обаяние молодости. И полное отсутствие слуха и зрения.
Не видя и не слыша, Алена в полной мере обладает сохранным интеллектом. Моя беседа с девушкой состоялась благодаря содействию психолога и тифлосурдопереводчика Ирины Евгеньевны Соколовой. Она переводила мои вопросы, выстукивая их дактильной азбукой на ладони у Алены. А отвечала юная актриса самостоятельно, четко артикулируя, хотя и не слыша себя. Иногда она сбивалась, ее голос затихал, становился неразборчивым. Если что-то было непонятно, то Ирина Евгеньевна переспрашивала, и Алена повторяла сказанное.
– Я родилась 18 июня 1998 года в поселке Демихово, рядом с городом Орехово-Зуево. И сейчас там живу. В доме-интернате нахожусь только с понедельника по пятницу. А в субботу и в воскресенье – дома. Разумеется, все каникулы тоже провожу дома. В доме-интернате учусь уже тринадцать лет. Сейчас прохожу программу девятого класса средней школы. Нужно еще два-три года, чтобы освоить всю программу средней школы.
– Чем бы вы хотели заниматься после окончания школы?
– Честно говоря, не знаю. Сейчас самое главное – окончить школу. Когда я пришла в проект «Прикасаемые», то очень захотелось стать актрисой. Но сейчас не знаю, хочу ли этого, возможно ли это. Наверное, нужно сначала окончить школу.
– Как любите проводить свободное время?
– Важнейшее увлечение – это театр. В спектакле «Прикасаемые» есть танец, есть пантомима. Я играю саму себя, слепоглухую девушку.
– Как слепоглухие актеры ориентируются на сцене?
– Для этого спектакля создали специальное тактильное покрытие, каждый квадрат сцены мои ступни ощущают по-другому. Поэтому слепоглухие актеры могут без посторонней помощи не только ходить по сцене, но и бегать по ней, танцевать. Тактильное покрытие всегда точно показывает, в каком месте сцены мы находимся. Мы запоминаем, где в этот момент находятся партнеры, чтобы двигаться с ними синхронно.
– Что вас еще интересует, кроме театра?
– Умею и люблю вязать крючком шарфы, платки и другие вещи. Люблю заплетать косы – и себе, и другим девушкам. Свои косы всегда сама заплетаю. Люблю плавать, особенно в теплом море. Вместе с мамой я была на Кипре и в Греции. Зимой люблю с мамой кататься на коньках.
Душа дома-интерната
С 2011 года на территории дома-интерната действует храм в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Храм является подворьем Троице-Сергиевой лавры. Его настоятель – насельник лавры, иеромонах Феофилакт (Кириллов).
Прихожанкой православной общины стала и кандидат педагогических наук, заместитель директора дома-интерната по научно-экспериментальной работе Е.А.Заречнова. В доме-интернате она работает с 1982 года.
– Думаю, что храм стал одним из символов дома-интерната, – подчеркивает опытный педагог. – Деятельность нашей православной общины, состоящей из сотрудников, воспитанников, их родителей и родственников, можно назвать духовной инклюзией. Здоровые люди, их дети видят, с каким трепетом и вниманием дети-инвалиды участвуют в церковных службах. У нас есть незрячие дети с прекрасным слухом, которые поют на клиросе. Глухие дети, в том числе с ослабленным зрением, следят за богослужением с помощью сурдопереводчика.

– Посещение храма и православной воскресной школы – дело добровольное. Мы всегда получаем согласие и ребенка, и его родителей или опекунов. У нас есть гиперактивные дети, которых в доме-интернате буквально не утихомирить, но в храме они ведут себя удивительно тихо. Храм – это душа дома-интерната. Этими словами все сказано.

Сергиев Посад, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте