Современный урок: проблемы и поиски
Урок. Привычное слово. Реальность, образ жизни тысяч людей. Еще в педагогическом институте будущие учителя заучивают, какие бывают типы и этапы уроков, как использовать наглядность, как давать открытые занятия… Но, увы, теория не всегда помогает практике. Проблем у современного урока множество, может быть, даже больше, чем раньше. Изменилось время, изменились люди – и
взрослые, и дети. Появилась вариативность. Вышли в свет сотни новых учебников и учебных пособий, так что в них и разобраться порой нелегко.
В сегодняшней “Теме” мы остановились на формах работы на уроке и проверке знаний, типах урока и его хронометраже, а также проблеме методического обеспечения урока.
Отдел школ
Мнение
40 или 45?
Коротко о главном
Даже обладая совершенной программой и современными учебниками, учитель не всегда может распорядиться своими знаниями. Зачастую он стремится просто передать всю имеющуюся у него информацию. Вот здесь и встает вопрос о хронометраже урока. Сколько он может продолжаться – 40 минут, 45, 50? Психологи установили, что слабый ученик способен воспринимать информацию на уроке в течение 7-8 минут, средний – на протяжении 12 минут, а хорошо подготовленный – не более 17 минут. Тогда чем же занимать школьника в оставшееся время? Любой нормальный учитель понимает, что нельзя до бесконечности затягивать проверку домашнего задания, хотя, к сожалению, этим грешат многие. Можно использовать различные технические средства обучения . Но каждая ли школа в нашей необустроенной России оснащена этими простейшими достижениями современной цивилизации, не говоря уже о чем-то более совершенном (сканеры, электронная почта, Интернет)?
Сегодня в педагогической практике применяются два подхода к длительности урока – 40 и 45 минут. Но дают ли “лишние” 5 минут урока ученикам дополнительные знания? Ведь вряд ли кто-то будет утверждать, что старшее поколение, традиционно обучавшееся 45 минут, получало знаний больше, чем современные дети. И всегда ли больший объем информации способствует лучшему усвоению учебного материала?
На наш взгляд, основную роль в определении продолжительности урока играют педагогическое мастерство, личность учителя. Так стоит ли ломать копья? Пусть каждая школа делает выбор сама в зависимости от имеющихся педагогических кадров и не перегружая при этом учеников.
Сдвоенные уроки – выход из ситуации, когда необходимо дать большой объем информации. Подобная практика получила широкое распространение в наших школах, но органы санэпидемнадзора выступили категорически против. И здесь свое веское слово также должны сказать учителя. Кто лучше знает своих детей – учитель или санитарный врач? Нам кажется, старшеклассники вполне готовы к работе в предложенном им ритме.
Существует немало тем в истории, литературе, физике и других предметах, которые не имеет смысла разбивать на два учебных дня. Это не всегда способствует успешному закреплению материала учеником, приводит к необходимости необоснованного возвращения назад. Требуется новое напоминание о поставленной проблеме (особенно с учетом разнообразия учебных предметов, которые изучают современные школьники). При этом потеря времени может составлять от 5 (при мастерской работе учителя) до 15 и более минут.
Однако на практике встречается и другая крайность: учителя используют сдвоенные занятия для проведения интенсивной лекции, в ходе которой поток информации буквально обрушивается на головы школьников. Конечно, без лекций обойтись в учебном процессе нельзя, но во всем должна быть мера. Исследования показывают, что лекционный материал усваивается, как правило, на 10 процентов. Поэтому при проведении лекции необходимо помнить о ряде важных моментов: лекция должна строиться по четкому плану, заранее известному ученикам; в ней должны присутствовать “оживляющие” элементы – истории, шутки, интересные факты, которые создадут разрядку; желательно время от времени ставить дискуссионные вопросы и давать школьникам высказаться (такая смена форм деятельности только положительно скажется на работоспособности); не стоит излишне затягивать лекцию.
Современная педагогика предлагает эффективное решение как проблемы длительности уроков, так и их сдвоенности. Сейчас становится популярной подготовка интегрированных уроков, в ходе которых объединяются темы самых разных предметных областей. Не секрет, что раздробленность получаемых знаний – острейшая проблема: на уроках истории школьники напрочь забывают об изученном на географии, на уроках литературы – об истории и т.д. Конечно, организовывать занятия с участием сразу нескольких преподавателей не всегда легко, но первым шагом может быть установление межпредметных связей.
Теперь сделаем некоторые выводы.
Продолжительность урока в зависимости от мастерства учителя и конкретных условий школы может быть и 40, и 45 минут, но с учетом перегруженности школьников лучше учебное время сократить. Сдвоенные уроки эффективны в старших классах, но они не должны стать сдвоенными лекциями. Использование лекций должно быть разумным и осторожным.
Интегрированные уроки или использование межпредметных связей помогают преодолеть предметную раздробленность.
Андрей ИОФФЕ, кандидат исторических наук, доцент Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ,
Александр ТАРАСЮК, директор Алферьевской средней общеобразовательной школы Зарайского района Московской области
Хранитель времени
Начало
На тренировке атлет не хватается за штангу без разминки. Каратисты начинают с медитации. Для любой деятельности нужен настрой. Процедура “входа в урок” может быть разной. В зависимости от возраста, учебного предмета, других условий. Еще недавно распространенным входом в урок был такой: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителю, по команде сели. Не хочу сказать, что он плох, – все хорошо или плохо только в зависимости от конкретных условий.
Формула: учитель начинает урок с “настройки”.
Знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: “Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос… (звучит тема урока в вопросной форме). Затем порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное… (называется тема повторения)”.
Если есть техническая возможность, хорошим настроем на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажорно-возбуждающей, как “Танец с саблями” Хачатуряна или “Болеро” Равеля, или минорно-успокаивающей, как романс Глинки. Можно начать с традиционного разбора домашнего задания; с интеллектуальной разминки – два-три не слишком сложных вопроса на размышление; с традиционного устного или короткого письменного опроса – простого опроса, ибо основная его цель: настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс. Могут быть и другие варианты входа в урок.
Если есть правило, то есть и исключения. Когда класс слабый, трудно настраивается, то начинаем урок всегда (или почти всегда) определенным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет, то вход в урок можно разнообразить.
Пример. Из опыта работы учителя В.М. Осиповой (Самара):
“У нас такая традиция входа в урок: после нескольких наводящих предложений дети сами должны определить, о чем будет идти речь на уроке”.
Завершение
Формула: учитель завершает урок четко, традиционным словом или действием.
Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затягивая его на полперемены. И все же последнее слово за учителем, а не за звонком. Пусть у вас будет простая фраза для завершения: “Урок завершен, успехов вам!” Или: “Урок завершен, до встречи на следующем уроке!” Важно только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока. Пусть она будет благожелательной. И никаких: “Ой, забыла сказать самое главное!” Еще лучше, если сигнал об окончании урока будет несловесным.
Пример.
Учитель всегда, заканчивая урок, гасил лампу над доской. Через некоторое время само собой сложилось, что щелчок выключателя обозначал: урок окончен. И никаких слов не нужно.
Отдых
Формула: учитель использует традиционную игру-отдых на уроке.
Требования к такой игре: не надоедлива, не слишком возбуждает детей, не выпадает из структуры урока, помогает нашей главной цели – познанию. Но всякому делу на уроке – свое время. Если игра затянулась, ломаем ее решительно. Не позволяем заиграться. Заранее четко договариваемся с детьми: никаких уговоров вроде “Давайте еще поиграем!” не будет. Тем более что эта игра – не последняя.
Задание – на стол
Формула: если дети регулярно сдают домашнее задание на проверку, то процедура сдачи отрабатывается единожды и надолго. И кладутся тетради всегда на определенное место учительского стола.
Руки прочь!
Стенания пятиклассника: “Первый раз учительница устроила мне головомойку за дежурство потому, что я не вытер перед уроком доску. Второй раз – за то, что вытер. Где справедливость?” Читатель правильно предположил, что вытертая старательным дежурным доска с контрольным заданием настроения учительнице не прибавила. Что делать учителю? Доску сторожить?
Похожая проблема волнует учителей, на столе которых часто приготовлены приборы, реактивы, наглядные пособия к уроку. Школьный народец очень любопытен. Сколько раз приходилось видеть сцену: “Зачем трогал?” – “А я не зна-ал”. Конечно, можно под страхом наказания запретить подходить к учительскому столу. Но ведь часто там вещи, которые “потрогать” можно и даже полезно. И необоснованные запреты авторитета не добавляют. Как быть?
Что ж, и эта задача решаема. Пусть старшеклассники нарисуют вам яркий знак, смысл которого – не трогать! Можете даже объявить конкурс на эскиз знака – это только поспособствует его известности.
Формула: при необходимости специальный запрещающий знак ставится на стол учителя или вешается на доску.
Четкая команда
Что такое четкая команда?
Урок. Учитель показывает на одну из первых парт и произносит: “Свободная парта”. Хозяева парты быстро собираются и освобождают ее, пересаживаются на другие места. Вопросов не задают. Что происходит?
Действия учеников по команде “Свободная парта” заранее оговорены и даже отрепетированы. Учитель дает такую команду, если ему для определенной формы работы нужна одна из первых парт.
Формула: учитель отрабатывает с учениками несколько четких команд.
Команду можно считать четкой, если есть совершенно понятная, не допускающая отклонений технология ее выполнения. В некоторых случаях такие команды экономят много сил и весьма полезны с точки зрения дисциплины.
Пример 1.
Кому не знакома такая сцена: сдается контрольная работа, распоряжение учителя уже прозвучало. Но один ученик списывает у соседа, пользуясь толчеей и неразберихой. Второй кричит: “Я забыл тетрадь подписать!” – и, как бы подписывая тетрадь, лихорадочно доделывает работу. Третий перекрикивается со сходным вариантом – ответ сверяет. Немногим лучше дело обстоит, если тетради собирает дежурный. Тогда можно пронаблюдать бой гладиаторов не за жизнь – за тетрадку. Не спасает и способ, когда тетради передают с задних парт на передние. Основная причина создавшейся ситуации в том, что ребята находятся в состоянии стресса. Стремление “доделать” оказывается сильнее других внешних сигналов. А общая неразбериха и нервная обстановка раздражают и педагога, который не справляется в этот момент с классом, и школьников, что не лучшим образом скажется на перемене и последующих уроках.
Но возможен и другой сценарий. Пользуйтесь правилом: любая контрольная завершается за пять минут до звонка. И завершается она четкой командой: “Работа окончена”. По этой команде ученики сразу же откладывают в сторону ручки, карандаши и т.п. Обмануть в этом случае нельзя – пишущий заметен. Учитель собирает взгляды детей на себя и очень спокойно, намеренно тихо 2-3 минуты беседует с ребятами о контрольной. Ну как, устали? Что было непонятно? Ответы? Пожалуйста… У тебя неправильно? Не переживай, может, только в расчетах ошибся…
Главная цель – успокоить, войти в нормальный режим. Теперь последняя четкая команда: по знаку учителя на каждом ряду один ученик собирает тетради. И напоследок о маленькой хитрости: за 2-3 минуты до завершения работы учитель предупреждает об этом, например, звонком колокольчика.
Пример 2.
Команда “Внимание!”. По этой команде ученики прекращают любую деятельность (работу с текстом, обсуждение в группах, решение задач…) и сосредоточиваются на учителе. Особенно важно отработать такую команду, если на уроках неизбежен “рабочий шум” (деловые игры, лабораторные и практические работы…) Тогда учителю не придется говорить и даже кричать, перекрывая многие голоса.
Несловесное управление
Где проще всего спрятать дерево? В лесу. Подобное растворяется в подобном.
Основную учебную информацию учитель передает голосом. Дисциплинарные замечания, управляющие действия – тоже. И это уменьшает их эффективность, ибо “подобное растворяется в подобном”.
Потому-то и появился маленький колокольчик как инструмент управления в приеме “Четкая команда”. Его звук отличается от звука голоса. Именно такой – отличающийся – звук уместен для команды “Внимание!” при рабочем шуме. Можно хотя бы громко хлопнуть в ладони. Кстати, руки могут взять на себя не менее половины управляющих сигналов на уроке.
Формула: учитель использует для управления классом несловесные команды.
Пример.
Боевое крещение я получил, учась на третьем курсе университета. Тогда мне поручили (больше некому было) вести физику в очень хулиганском восьмом классе. Да еще брать его пришлось посередине учебного года. Скоро – учебный практикум. А это куча приборов на столах, пересадки с парты на парту, необходимые и поэтому разрешенные разговоры на уроках… Самое страшное в такой ситуации – потерять управление. За три урока до начала практикума стали отрабатывать поведение в предполагаемой ситуации. Пять минут в конце каждого урока – самая настоящая дрессировка. Конечно, в форме игры. Примерно так: “А теперь – шумим. Разве это шум? Сергей, я же знаю, как ты умеешь шуметь! Три хлопка – и полная тишина!!! Нет, еще быстрее! Мы добились полного внимания за секунду. Плохо… Надо за полсекунды!”
Есть известное житейское наблюдение: мы любим не столько тех, кто нам помог, сколько тех, кому помогли сами. Этот психологический эффект в основании следующего приема:
Дай себе помочь…
Польза от этого будет великая. Обоюдная польза. Например, ребята могут разработать очень качественный дидактический материал. Конечно, под вашим руководством.
Пример.
Успевающие ученики 11-го класса получали задание: оформить по три задачи на повторяемые темы. Каждая задача записывалась на отдельном листе. На другом листе приводилось ее решение и выделялись промежуточные результаты. Через несколько лет учитель получил сборник контрольных работ на все темы 9-10-х классов. Контрольные состояли из 30-40 вариантов трех степеней сложности. То есть в последующей практике учителя каждый ученик получал свой отличающийся вариант – и никаких проблем со списыванием. Кстати, силами тех же учеников работы аккуратно оформлены: каждый вариант на сложенном пополам – как маленькая книжечка – плотном листе формата А4. И проверять контрольную – одно удовольствие. Ведь к ней приложена тетрадь со всеми разобранными задачами и промежуточными результатами. По такой тетради опять-таки контрольную проверят помощники учителя – старшеклассники.
Конечно, прием не сводится к разработке дидактики и помощи в проверке. Это и доклад, и часть урока, а то и полные уроки, которые проведут старшеклассники в младших классах. Это и ученики-лаборанты на практических работах…
Формула: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь.
Главное правило: помощь не бывает “из-под палки”. Если кто-то делает что-то в “добровольно-принудительном” порядке, не будем ждать от него хорошего отношения.
Введите роль
Формула: ученик участвует в управлении обучением, выполняя определенную роль.
Учитель читает лекцию. Преподносит теорию, гипотезу или набор фактов. Как только произносится нечто, что может вызвать у ребят сомнения, взметается вверх рука и следует реплика: “А я не верю! Докажите, что…” Это действует “Фома неверующий”. Непростая роль. Но зато помогает усвоить материал и оживить лекции. К концу урока или его теоретической части слово берет “связник”. Его роль – найти связь сегодняшнего материала с ранее полученными знаниями, в том числе и по другим учебным предметам. А может быть, на этом уроке лучше ввести роль “подводящего итог”? Он скажет, какая мысль (вывод, результат…) на уроке была, по его мнению, главной.
Есть в классе и “спонсоры знаний”. Это те, к кому может обратиться за помощью отставший по болезни ученик. Иногда на “сцене” урока появляются “почемучки”. Их роль (это может быть один или несколько учеников) – подготовить серию вопросов к фронтальному устному опросу. Пусть сами и проведут этот опрос. И получат за него оценку.
Интересная роль – “штурманы”. Это группа учеников, задача которых – разработать программу повторения какой-то давно пройденной темы. Конечно, по согласованию с учителем.
Если предыдущие роли можно было условно назвать дидактическими, то теперь поговорим об организационных. Вот роль, которая при некоторых условиях – решать учителю – может быть долговременной. Это “адвокат”. Почетная и уважаемая роль. Все жалобы учеников по домашнему заданию (непонятно, слишком много и т.п.) теперь не сваливаются многоголосым хором на голову учителя, а рассказываются, пишутся, передаются “адвокату”. А он защищает их интересы. Конечно, роль может осуществиться, если учитель серьезно к ней относится и дает “адвокату” реализовать свои права. Что не означает необходимости идти на поводу. Кстати, и спорные вопросы об оценках по письменным работам в большинстве своем отпадут на стадии разговора ученика с “адвокатом”, если последний знает предмет.
“Психолог”. Эта роль вводится тогда, когда в “королевстве не все спокойно”. В конце урока “психолог” оценивает атмосферу урока, степень ее дружественности или наоборот.
“Хранитель времени”. Он записывает на полях своей тетради-конспекта время, когда вы начинаете новую линию урока. И сдает учителю листок такого вида: устный опрос – 12.40, объяснение темы – 12.45, разбор задачи – 13.00, самостоятельная работа в группах – 13.10, обсуждение урока плюс разбор домашнего задания – 13.20. Таким образом, учитель сможет сверить хронометраж реального урока со своим планом: где затянул время и почему? Стоило ли это делать?.. Хороший способ научиться “чувствовать кожей” урочное время.
Итак, типовые роли: Фома неверующий, связник, спонсор знаний, почемучка, адвокат, штурман, подводящий черту, психолог, хранитель времени.
Резюме
Формула: ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю… Резюме дается раз в неделю или в месяц.
Некоторые типовые вопросы:
1. Что нравится на уроках?
2. Что не нравится на уроках?
3. Можешь ли учиться лучше по предмету?
4. Что мешает учиться лучше?
5. Какие действия учителя считаешь неправильными?
6. Поставь отметку учителю по 10-балльной системе. Обоснуй ее.
7. Поставь себе отметку по 10-балльной системе. Обоснуй ее.
По крайней мере один раз в каждом классе используйте резюме обязательно. Иногда можно услышать довольно неожиданное мнение о себе и своих уроках.
Конечно, в резюме можно “схлопотать” по первое число. Бывает. В архивах автора сохранилось самое жесткое резюме, которое ему пришлось получить. Произошло это после очередного двухчасового занятия кружка “Изобретатель”.
Пример.
Форма резюме была такой: 1. Что не понравилось на занятии? 2. Что понравилось? 3. Какие вопросы остались после занятия? 4. Оценка работы преподавателя и своей. Вот оно, резюме шестиклассницы Светы:
1. Мне очень не понравилось занятие в пятницу. Во-первых, начали не в 16, а позже, во-вторых, было много бесполезной информации. Зачем вы так долго говорили о Латвии, о конкурсах в журнале “Костер”?
2. Единственное, что было важно и интересно для меня, как говорится, для ума и для сердца, это рассказ о тризовских кружках Викентьева, где, кроме ТРИЗ, преподают журналистику, и о семье Мурашковских. Честно говоря, мне что-то не верится, чтобы мальчик пяти лет мог так рассуждать. А упражнение типа “Барьер”? Зачем вы так долго говорили о том, что очень важно уметь брать интервью, но не показали даже на примере, как из человека выманивать информацию, и задали нам на эту тему домашнее задание?
3. Может ли быть такое: человек не может ударить другого человека, а потом, перешагнув этот барьер, спокойно убивать людей?
4. Преподавателю – 3 балла (почти все занятие – бесполезная информация). Себе – 3 балла (просто слушала).
Анатолий ГИН
Гомель
P.S. О том, какие выводы сделал Анатолий Александрович Гин, давний автор “Учительской газеты”, из полученного “резюме”, вы можете прочитать в только что вышедшей в издательстве “Вита-Пресс” книге “Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя”. В ней содержатся четко сформулированные приемы управления классом, технологии организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке, взаимопомощи учеников, приемы обеспечения эффективной проверки знаний, а также дидактические приемы.
Опыт
Думы наши, думы…
В уроке, как в зеркале, отражаются образовательные традиции и новации, проблемы и противоречия сегодняшней жизни, успехи и недостатки научно-методических концепций, сильные и слабые стороны личности учителя и еще многое другое. Среди различных аспектов современного урока, без сомнения, наиболее актуальны методические.
В последнее время более-менее стабилизировались программы и учебники, пошел на спад “методический бум”, в какой-то мере сложились представления о базовых стандартах. Факторы положительные и успокаивающие. И все же учитель, оказываясь один на один с классом, с учеником, ежедневно сталкивается с непохожими, а порой уникальными педагогическими задачами. Одна из таких задач – планирование учебного курса. В большинстве методических источников оно одинаково и учитывает в основном только профильность класса: коррекционно-развивающий, базовый или углубленный. Но жизнь, как показывает школьная практика, гораздо богаче и многообразней. В одном и том же классе собраны непохожие дети, отличающиеся мотивами, потенциальными возможностями восприятия и усвоения, степенью овладения теми или иными навыками. Поэтому планирование каждого урока, структурное формирование содержания всего учебного курса – напряженная и кропотливая учительская работа.
Чаще всего в качестве “азбуки урока” выступает конспект, написанный в пору последнего прохождения курсов повышения квалификации. Но поурочные разработки не успевают за методической наукой. За каждый учительский “квалификационный срок” в дидактике появляется много нового и интересного. Изменения происходят и в других сферах – восприятии и реакции учеников, в запросах родителей, в требованиях администрации. Поурочные планы пополняются новыми разработками, которые учитель пытается увязать с прежними дидактическими положениями. В большей степени это относится к расширению содержания курса. Хорошо, если оно приобретает новые интегративные связи, которые раскрывают многогранность предмета, эффективность его методологического аппарата. Хуже, когда предмет переполняется фактами, наукообразными выкладками, сомнительными философскими концепциями. И уж совсем плохо, если новое содержание течет в русле старых методических схем. Увеличивающийся поток учебной информации, совершенствование технологий, изменение интересов и потребностей учеников должны находить отражение в методических разработках как самого учителя, так и в пособиях, написанных для него.
Попытки создания пособий, необходимых большинству учителей, уже есть. Волгоградское издательство “Учитель-Аст” наладило выпуск разнообразной методической литературы для учителя. Это справочные пособия, контрольные и проверочные работы, ответы на билеты, разработки уроков и многое другое. Предлагаемая издателями литература охватывает не только все школьные предметы, но и, что наиболее важно, содержит подробные поурочные планы (правда, пока по отдельным предметам). В поурочных разработках учитель может найти цели и задачи урока, содержательно-методическую логику занятия, различные виды практических работ, набор диагностических материалов, задания для индивидуальной работы, дозировку домашнего задания. Ясно, что подобные поурочные планы – не догма, тем более что и они далеки от совершенства, поскольку учитывают не все дидактические средства, которыми в настоящее время располагает предметник. Но это все-таки один из вариантов поурочного изложения курса, некоторая опора-размышление, методическая канва. Остальное учитель додумает…
Алексей АЗЕВИЧ, учитель математики, кандидат педагогических наук
Анонс
В театре есть традиция – с особым блеском, настроем играть юбилейные спектакли: сотый, пятисотый, тысячный… У школьного учителя – премьеры каждый день, а “юбилейные” уроки проходят без особой торжественности – никто ведь их всерьез не считает. И все же уроки – главная учительская работа. Ее надо делать хорошо или очень хорошо. 5 октября, в день выхода этого номера газеты, начнут давать свои уроки участники Всероссийского конкурса “Учитель года России-99”. Лучшие из них будут представлены на страницах “УГ”. А пока мы печатаем уроки участников нашего другого конкурса – “Сто друзей”. Уроки и рецензии жюри по отдельным предметам читайте на стр. 10-11, 13, 15-19.
Отдел школ
Комментарии