Русская национальная школа
Русской национальной школы в России нет. Есть попытки создать ее, подходы к ней во многом интересные, оригинальные. Но школы нет. Почему? Трудный вопрос. Главная причина, видимо, в том, что нет и самой России – той, светлой, духовно-сильной, становления которой ждали. Но не зря ждали. Становление ее идет. Медленно. Мучительно. Россия новая родится, когда освоит глубинные пласты национальной духовности. Ведь мы так плохо знаем себя, свои сокровища. Великая русская
литература XIX века – только одно из них. А ведь есть еще русская религиозная философия, есть творения святителей Филарета Московского, Игнатия Брянчанинова. А книгу епископа Варнавы (Беляева) “Основы искусства святости” можно предложить сделать настольной каждому учителю. Какой в ней высокий духовный психологизм, как мастерски исследовано все здание (и с подвалами) человеческой души. И есть еще творения оптинских старцев. И есть Его Величество Русский Язык.
Мнение
“Предметность противостоит сразу – и безразличию, и безоглядному своекорыстию – этим двум чертам рабского характера. Воспитать к предметности значит, во-первых, вывести человеческую душу из состояния холодной индифферентности и слепоты к общему и высшему, открыть человеку глаза на его включенность в ткань мира, на ту ответственность, которая с этим связана, и на те обязательства, которые из этого вытекают, вызывать в нем чутье и вкус к делам совести, веры, чести, права, справедливости, церкви и родины. Поэтому стать предметным человеком значит проснуться и выйти из гипноза бездействия и страха, растопить свою внутреннюю льдину и расплавить свою душевную черствость. Ибо предметность противостоит прежде всего безразличию. Воспитать к предметности значит, во-вторых, отучить человека от узкого и плоского своекорыстия, от того “шкурничества” и той беспринципной изворотливости, при которой невозможны никакое культурное творчество и никакое общественное строительство. Стать предметным человеком значит преодолеть в себе примитивный и безоглядный инстинкт личного самосохранения, тот наивный и циничный эгоизм, которому недоступно высшее измерение вещей и дел. Человек, не обуздавший своего животного себялюбия, своего практического эгоцентризма, не открывший себе глаза на свое призвание – служить, не научившийся преклоняться перед высшим Смыслом и Делом, будет всегда существом социально опасным. В этих двух требованиях содержится азбука предметного воспитания. И надо признать, что вне ее – всякое вообще воспитание мнимо и призрачно, и всякое вообще образование мертво и формально”.
Иван ИЛЬИН, русский философ
“Призвание русской школы – помочь подрастающему поколению не только ощутить свои национальные качества, но и усовершенствовать, преобразовать свой национальный характер. Русская школа – это не только школа напоминания о национальной “породе” русских. Это и призыв к умножению прекрасных черт нашего характера: нам предстоит приобрести новые позитивные национальные особенности. Эти задачи актуальны: большинство современных русских пребывает в состоянии национальной бессознательности. Большинство или не подозревает о своих национальных особенностях, или национальное лицо видится преимущественно в пороках. Достоинства же либо замалчиваются, либо не усматриваются”.
“Нужно научить разгадывать загадку России, ее национальную идею, понять ее духовное своеобразие, возродить веру в духовные реалии, присущие России”.
И.Ф.ГОНЧАРОВ,
профессор, руководитель движения
“Русская школа”,
Санкт-Петербург
Крона и корни
Соборный русский язык как основа русской национальной школы
– Будучи вновь в Бурятии, узнал, что герой моих первых публикаций об этой столь значимой для России земли – учитель тибетского и китайского языков из поселка Кижинга Андрей Стрелков уже дважды побывал на Тибете и написал о своем паломничестве книгу “Тибетский дневник”. Это издание в короткий срок стало библиографической редкостью, и если бы не помощь Биликмы Орбодоевой, журналистки газеты “Буряад унэн”, при редакции которой и вышла книга, вряд ли бы мне удалось ее достать.
Открыл ее на главе “Возвращение” совершенно случайно и прочитал: “Проходя через деревни на окраине Лхасы, я самому себе кажусь нереальным. В небольшой придорожной лавочке покупаю пиво. Мальчишка-тибетец, помогавший за прилавком старшей сестре, подает мне пиво и удивленно спрашивает: “Куда вы идете, господин?” – “В Россию”. (Выделено мною. – А.Ф.)
Вечернее небо над Лхасой. Одинокий паломник, лица которого не разглядеть в сгущающихся сумерках. И каким взрывом света становится в его устах слово “Россия” здесь, на окраине Лхасы, столицы Страны Снегов, не только для мальчика-тибетца, но и для всякого читающего эту книгу.
Как благодарен я Андрею за эти строки, за именно такое стечение, стояние слов в строке. Он физик по специальности, и как же ему не знать законы рождения света! Но он пошел дальше, решив познать законы физики духа. Вот где истоки этого светового взрыва: “Вы куда идете, господин?” – “В Россию”.
Этот абзац из стрелковской книги обладает неотразимым педагогическим действием и вплотную приближает нас к почти утраченному пониманию России как светоносного и святого.
Россия познается и создается в обратной перспективе. Россия велика в своем прошлом и не менее значима в дне сегодняшнем. В этом – ее оригинальность и неповторимость. Россия создает себя и познает себя в себе созданной.
Век XII – расцвет русского белокаменного зодчества. Века XV-XVI – пик русского иконописания. Век XIX – золотой век русской литературы. Века XIX-XX – осмысление русской религиозной философией литературы XIX века как умозрения в слове, иконы XV-XVI веков как умозрения в красках, храмы XII века как умозрения в камне.
Осмысление сотворенного в своем абсолюте не просто тоже творение, но творение, равнозначное первоначальному и ныне осмысливаемому творению. Осмысление сотворенного есть умозрение в духе, то бишь рассмотрение, созерцание в духе, духовно слова, краски, камня. Россия, осмысливающая себя как творение, есть новое творение, равнозначное первоначальному, есть зерно – набухающее, зреющее, постепенно готовящееся развернуться в плодоносящий колос. Вкратце именно так понимается мною феномен России в развертке исторического времени.
И поэтому вдвойне отрадно было узнать, что преподаватель Бурятского государственного университета, кандидат филологических наук Александра Даниловна Болсохоева свой курс “Душа России”, подготовленный ею специально для учащихся российской классической гимназии ? 59 г.Улан-Удэ, построила именно в связи с основным духовно-философским принципом развития истории России – принципом обратной перспективы.
Болсохоева преподает литературу не по хроническому принципу – от “Слова о полку Игореве” до Солженицына, а по принципу обратной перспективы – от Солженицына и золотого века до древнехристианского “Слова о Борисе и Глебе” и понятия русской святости как венца русской духовности.
Такое построение курса сложилось уже в процессе работы. Каким образом, Александра Даниловна?
– Современному подростку абсолютно чужды древнехристианские тексты типа “Сказания о Борисе и Глебе”. И без предварительной подготовки совершенно не воспринимаются. Вот почему я далеко не сразу приступаю к изучению блока древнерусской литературы. Мы двигаемся в обратном направлении. От книги философа Николая Лоского “Характер русского народа”, от русской лирики XIX века – пушкинского переложения молитвы Ефрема Сирина “Отцы пустынники и жены непорочны”, стихов Фета – апофеоза единения человеческой души с природой, от тютчевского чувства космизма через эпоху просвещения к “Слову о Борисе и Глебе”, к вершинам русской духовности – святости. В исследовании этого глубинного понятия мы опираемся на труд выдающегося русского ученого-лингвиста Владимира Николаевича Топорова “Святость и святые в русской духовной культуре”…
…Прерву на минуту монолог Александры Даниловны, чтобы поставить знак восклицания!
Ну как не восхититься! В Забайкалье, которое и до сей поры по исторической привычке считается глухой российской периферией, преподаватель литературы опирается в своей работе на новейшие духовно-философские исследования, которые и в Москве известны единицам. И, в частности, это названная Болсохоевой работа В.Н.Топорова, неоценимая для разработки концепции русской национальной школы и отмеченная не так давно солженицынской премией. Кстати, одной из первых работ ученого-лингвиста Топорова был перевод с языка пали главной книги буддийского канона “Дхаммапада”. Так что с буддийской традицией и Бурятией Владимир Николаевич связан давно и крепко. А последние его исследования о русской святости в русской духовной культуре ставят его в один ряд с российскими мыслителями, в частности с Павлом Флоренским, который, как известно, придавал огромное значение духовной этимологии как науке.
Но вновь слово Болсохоевой, и короткая цитата из книги В.Н.Топорова.
– По Топорову, у слова “святость” корень языческий, первоначально он имел отношение к зерну, к процессам в зерне – возрастанию, набуханию, разбуханию, а в эпоху христианства был переосмыслен применительно к душе и духу – возрастание в духе. Он пишет, что этот корневой элемент “обозначал возрастание (набухание) не только физической массы, но и некой внутренней плодоносящей силы, духовной энергии и связанной с нею и о ней оповещающей внешней форме ее – световой и цветовой”.
В российской классической гимназии города Улан-Удэ найден, по-моему, необычный, своеобразный подход к преподаванию отечественной словесности. И единственно правильный. Потому что он духовный. Основанный на принципе обратной перспективы – от современности в Древнюю Русь как хранительницу русской святости и чистоты. Только усвоив всю русскую литературу в ее лучших образцах, гимназисты приступают к духовно-этимологическому исследованию слова “святость”. То есть движутся от произведения к слову, от организма – к атому, от вершины, кроны – к корню. А возможно ли это без знания русского языка в его двух ипостасях – кронного, то есть современного, и корневого, каким является церковнославянский язык?
Что такое духовно-этимологическое исследование слова, попробую показать в отрывке из лекций, которые читались мною на протяжении нескольких лет в школе “Возрождение” имени Андрея Первозванного г.Владимира.
“Рассмотрим слово “кара”. В каком контексте мы часто слышим его? В христианском, например, как “Божья кара”. Каковы порождающие его буквы? (Имеются в виду согласные буквы как скелет, каркас слова). “К” (“г”, “х”) и “р”. Приведу примеры еще нескольких слов, в которых порождающими являются названные буквы. Край, кора, икра, игра, хор.
Что такое кара, что значит быть покаранным? Очутиться в предельном состоянии, то есть действительно “на краю”.
Что такое кора? То, что защищает дерево, его “кожа”, внешнее дерева.
Что такое икра? Рыбье “яйцо”, то есть то, что защищает растущую, развивающуюся рыбью особь.
Что такое игра? Тоже зародыш. Например, в игровой форме мы представляем себе в детстве нашу будущую взрослую профессию. Словом, игра – это зародыш будущего серьезного дела.
Значит, порождающие буквы “к” (“г”, “х”) и “р” символизируют зародыш. Ты развиваешься в себе, как орех в скорлупе, как зародыш в яйце, разбить скорлупу до срока, выйти за край – значит погубить себя, не дать себе дорасти до стадии зрелости. Бог не карает, Бог не дает выйти за край, за предел, ибо там – гибель, а внутри, в каре – развитие, созревание, жизнь. Названные порождающие буквы – символ защиты, символ внутреннего развития, роста, жизни.
Что такое хор? Усиленное, умноженное звучание для лучшего понимания, чувствования, усвоения того, что поется, исполняется.
Так и кара есть нечто увеличенное, умноженное, набухшее, увеличенное – для рассмотрения. Тебе – через наказание, через кару – увеличили все в тебе, чтобы ты лучше себя рассмотрел, увидел, понял. Все в тебе сделано видимым для того, чтобы ты исследовал это.
Так увеличивается зрачок для исследования глаза, так для исследования-увеличения служат микроскоп и телескоп.
Ты увеличен в каре (в горе, беде, болезни) для исследования самого себя. Кара делает твое одиночное “я” множественным “я”. Кара есть уже не один голос, а хор, не один цвет, а радуга. В каре горят все твои краски, звучат все твои струны, видны все твои “детали”.
Кара есть покорность. Покорность – это смирение себя в каре для увеличения себя, для исследования себя. Кара – выявление, извлечение. Ты не привык видеть себя так близко. Ты теперь все время видишь себя перед собой. Ты явлен себе в огромных, в немыслимых размерах. Как больно, страшно и прекрасно!
Кара – начало самоисследования, самовзирания, самосозерцания, самовидения.
Твоя кара, твое горе – это ты сам, увеличенный, кратный. Недаром герои главных книг Достоевского и Толстого носили фамилии со слогом “кара”: Карамазов, Каренина. Их фамилии – символы кратности, увеличенности героя для лучшего рассмотрения, исследования его. Кстати, в латинских терминах incrementa (прибавление) и incressentia (нарастание) те же порождающие буквы.
Мучительная история России последнего времени воспринимается нами как Божье наказание России, Божья ее кара. Духовное исследование слова дает нам возможность по-иному осмыслить все в истории России происшедшее. Россия покаранная есть Россия увеличенная, приближенная к самой себе для самосозерцания, самоисследования, самопознания”.
В российской классической гимназии г.Улан-Удэ (директор Е.М.Миронов) и в школе “Возрождение” имени Андрея Первозванного (директор Н.А.Сульман, г.Владимир) вплотную подошли к проблеме изучения русского языка как кронного и корневого, то есть включающего в себя современный язык и церковно-славянский и в них единого, соборного. Почти в это же время в издательстве “Просвещение” вышло в свет первое за последние семьдесят пять лет оригинальное учебное пособие по церковнославянскому языку. (Авторы А.Плетнева, А.Кравецкий). Факт, мало кем замеченный, но от этого не ставший менее знаменательным и ординарным.
Соборный русский язык и есть начало русской национальной школы, о концепции которой сегодня так много говорят и спорят, есть тот фокус, где возжигается пламя национальной духовности.
Путь же обоих учебных заведений к выводу о том, что соборный русский язык есть начало и одновременно венец русской национальной школы, был самобытен.
В улан-удэнской российской гимназии к нему шли через становление курсов “Русская душа”, “Русская философия”, “Светочи России”, “Святыни России”, “Национальный русский пантеон”. Во владимирской школе “Возрождение” – через “Историю православия”, “Философию сказки”, программы “Речь и музыка”, “Чтение нараспев”.
Директор школы “Возрождение” Наталья Алексеевна Сульман так рассказывала о значении новых, рожденных и разработанных в недрах школы программ: “В окружении ребенка важна верная звуковая среда, формирующая красоту речи, грамотность, влияющая на выбор в будущем своей звуковой среды – творческой или разрушающей. В уроки чтения и письма мы экспериментально вводим элементы “чтения нараспев”. Хочется, чтобы слово было прочувствовано, пропето, услышано. Читается стихотворение. Дети выделяют кульминацию. Учитель подводит к передаче образа через интонацию мелодии. Мелодия сочиняется детьми. Работа по программе “Речь и музыка” помогает интонационному обучению письменной речи, делает ее свободной и творческой, одухотворенной. Введение в мир словесности параллельно с познанием интонационного языка мелодии рождает в ребенке чувство своего языка, своих фраз, слов, букв, в речи появляется такая же непрерывная линия звучания, какая вырабатывается в пении и без которой не может быть подлинного творческого обращения со словом. Зародилось же искусство слышания музыки слова еще в апостольские времена. Ведь и в современной церковной практике уважение к каноническим писаниям выражается в том, что читаются они с внятными, хотя и краткими, наклонениями головы нараспев.
Александр ФУРСОВ
“Святыни России”
Программа курса
Раздел I. Природные
святыни России. 4 ч.
Тема I. “Славное море, священный Байкал” – емкая характеристика нашей голубой жемчужины.
1. История названия, легенды, сказания о Байкале.
2. Байкал – крупнейшее озеро на Земле.
Географическая экскурсия по Байкалу.
3. Животный, растительный мир Байкала.
4. Горы Прибайкалья.
5. Байкал в истории России.
6. Декабристы и Байкал. Писатели, поэты и художники о Байкале.
7. Краеведческие изыскания учащихся.
(Обработка материала по поездкам в Максимиху и Усть-Баргузин).
Раздел 2. Литературные святыни России. 4 ч.
Тема I. “Михайловское и Тригорское так же святы для каждого русского человека, как свято то место берега Америки, где впервые ступила нога Колумба…” (Лихачев Д.С.).
Заочное путешествие по пушкинским местам: Тригорское, Михайловское, Святогорский монастырь, Царское Село, Болдино, Мойка, 12, “Особые уголки” Пушкиногорья”, “Онегинская скамья”, “Святой камень Суйды”…
“Пушкиногорье” в стихах А.С.Пушкина.
Знакомство с творчеством Б. Щербакова, с серией картин “По пушкинским местам”.
Составление пушкинских карт.
Раздел 3. Памятники
Отечества (26 ч.)
“О светло светлая и красно
украшенная земля Русская!
Многими красотами дивишь ты:
озерами многими дивишь ты,
реками и источниками
месточтимыми,
Городами великими, селами
дивными.
Всего ты исполнена, земля
Русская”.
Тема I. Знакомство с понятием “Святая Русь”.
“Господин Великий Новгород”:
История Новгородского кремля. Святая София. Софийский собор в истории Новгорода. История создания, архитектурные особенности Новгородской Софии. Путешествие по кремлю. Памятник “Тысячелетие России”.
Ильмень-озеро.
Камни-валуны Ильменя. Былинные герои русского народа. Садко. Север в творчестве Н. Рериха.
Тема 2. Северные святыни России.
Ладога. Старая Ладога. Валаам.
Приладожье в творчестве П.И. Чайковского, А.И.Куинджи, И.И. Шишкина, И.Е.Репина, Ф.В.Васильева, А. Анухтина.
О. Кижи. Памятник древнерусского зодчества. История острова. Покровская и Преображенская церкви. Талантливые люди Кижей: И. Федосова, Рябинины и др.
Русские композиторы об острове:
Аренский, Балакирев, Мусоргский, Римский-Корсаков.
Тема 3. Сердце России – Москва.
Экскурсия в святая святых – Кремль. История Московского Кремля. Кремлевские башни, их история, архитектурные особенности, назначение. Прогулка по Соборной площади: Успенский, Благовещенский, Архангельский, Собор двенадцати апостолов, колокольня Ивана Великого.
Грановитая палата, Оружейная палата.
Тема 4. Киев – “Мать
городов русских”
Крещение Руси – 988 г. Десятинная церковь. Киевская София. Архитектурные особенности Киевской Софии. Ее значение. Киево-Печерская лавра. Главная русская святыня. Первый русский летописец Нестор.
Тема 5. Православные монастыри
1. История создания монастырей.
2. Троице-Сергиева лавра. Знакомство с житием Сергия Радонежского. Андрей Рублев. “Троица”: великая идея единения, мира и согласия. Лавра – духовный центр России. П. Флоренский о Т-С. Лавре.
3. Оптина пустынь. Феномен Оптиной пустыни. Созвездие литературных имен, связанных с пустынью.
4. Соловецкий монастырь.
История монастыря. Грустные страницы “Соловков” в советский период.
Тема 6. Православные церкви нашего города. (4 ч.)
Экскурсия по православным церквам.
Система экспериментальных заданий и вопросов к курсу:
1. Нарисовать проект эмблемы-символа “Экология Байкала”.
2. Особые уголки Байкала.
3. В названия каких уголков Байкала входит слово “святой”?
4. Назовите единственный в стране музей, посвященный литературному герою, расскажите о нем подробнее.
5. Составьте генеалогическое древо Ганнибалов, расположите эти имена на карте пушкинских мест.
6. С какими природными святынями связаны имя и жизнь А.С.Пушкина?
7. О каких природных святынях сложены песни?
8. Нарисуйте Новгородский собор св. Софии, от стен которого уходил на битву Александр Невский.
9. Через каких людей могли быть заочно знакомы Александр Невский и Шота Руставели? Составьте цепочку этих людей.
10. Почему два монаха – героя Куликовской битвы известны нам под языческими именами Пересвет и Ослябя? Были ли у них христианские имена?
11. Составьте план визита и беседы Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.
12. Перечислите современников Сергия Радонежского.
13. Почему Сергий Радонежский после смерти митрополита Алексия отказался принять этот пост? Правильно ли он поступил?
14. Перечислите ханов Золотой орды – современников Сергия Радонежского.
15. Как изменилась бы история Восточной Европы, если бы на Куликовом поле русские были разбиты?
16. В 1367 году в Москве строится первый каменный Кремль. Для чего и на какие средства?
17. Расскажите о башнях Московского Кремля.
18. Почему в ХIV веке Московский Кремль был построен из известняка, а в ХV веке его перестроили из кирпича?
19. Какие постройки Московского Кремля воздвигнуты русскими зодчими и какие иностранцами?
20. Говорят, что в 1470 году владения Новгорода были больше, чем владения Москвы. Верно ли это и почему?
21. Какая держава была в 1470 году более населенной – Новгородская или Московская?
22. Чем отличается Московский Кремль 1500 года от нынешнего?
23. Прогулка по Соборной площади Кремля.
24. В честь каких царей названы Царь-пушка и Царь-колокол?
25. Что вы знаете о происхождении названия “Колокольня Ивана Великого”? Какой Иван имелся в виду?
26. Что значит “орать во всю Ивановскую”?
Когда появилось это выражение?
27. Какое отчество было у Ивана Федорова (первопечатника)?
28. Когда и для чего на Красной площади возвели Лобное место?
29. В связи с каким событием был возведен Покровский собор? Какое название он имеет и почему?
30. Почему поляки не смогли взять Троицкий монастырь, хотя они разбойничали по всей стране как хотели?
31. Расскажите о Николае Спафарии и его поездке в Китай.
32. Перечислите отличия типичного русского храма ХVII века от типичного храма ХVI века и от храма ХV века.
33. Перечислите самые замечательные русские храмы ХVII века.
Ольга ПОПОВА,
преподаватель российской
классической гимназии # 59
Улан-Удэ
Мнение
“Декрет Ленина об отделении Церкви от государства и школы от Церкви нанес страшный удар по экологии русской не только духовной, но и языковой культуры. На многие десятилетия прервались традиции подготовки наставников, издания учебных пособий и академического исследования церковнославянского языка – величайшей нашей драгоценности, священной и высокохудожественной оболочки русской духовной культуры и образованности”.
“Сегодня русская национальная школа, современный русский литературный язык, русский народ искусственно оторваны от своего языкового фундамента: славянский язык выпал из программы русской общеобразовательной школы. Задача теперь состоит не столько в изучении грамматики церковнославянского языка, сколько в формировании начитанности в текстах, выражающих высокую нравственность и твердую веру. Необходимо такое пособие по церковнославянскому языку, которое могло бы дать не столько грамматические, сколько религиозные, богословские, культурно-исторические и философские комментарии с целью глубокого осознания смысла фразы, и слова, словосочетания, текста”.
“Церковнославянский язык – мощнейшее средство оздоровления и очищения неблагополучного состояния экологии русской духовной и языковой культуры, русского литературного языка – прямого преемника церковнославянского языка. Не усвоив элементов церковнославянского языка, трудно осознать структуру и закономерности современного русского литературного языка, невозможно сознательно и бережно относиться к его сокровищам, умело пользоваться ими в обыденной речи”.
В.К.ЖУРАВЛЕВ, профессор
“В последнее десятилетие русская культура еще по-новому искажена тлетворным облучением ее – через общественные образцы, через каналы информации и через образование, застигнутое в самый момент очищения от идеологии коммунизма, в момент пересоздания. Разложение школьного образования особо губительно: для русских подростков, да и юности постарше, – перестает существовать Россия как духовная сущность и как историческое явление. Но без объединяющего национального чувства мы, русские, – особенно при разбросанности наших пространств – рассосемся, как безликий этнический материал, как аморфная масса. Нам возразят, что это опасно – преувеличивать значение наций, национальной принадлежности. Преувеличивать мы никак не намерены, ибо твердо ощущаем выше нее – мерку Неба”.
Александр СОЛЖЕНИЦЫН,
русский писатель
NB!
В следующем номере мы продолжим тему.
В “Методической кухне” – “Этнопедагогика малочисленных народностей Крайнего Севера”.
Комментарии