“Университет” – для многих школьников слово заветное. Это гора, на которую предстоит взобраться ценой больших усилий. Сегодня мало быть прилежным учеником, надо еще стать подготовленным абитуриентом, а это далеко не одно и то же.
Разрыв между школой и вузом растет. Вузы утверждают, что школа готовит слишком средне. Школы сетуют, что вузы неоправданно завышают требования вступительных экзаменов, бросая молодых людей и их родителей в сети репетиторов. “Преемственность”, декларированная во времена объединения двух министерств – общего и профессионального образования, остается абстрактной декларацией.
Централизованное тестирование делает первые шаги. Возможно, что сильные университеты будут выдвигать свои требования всегда. Вероятно, в этом нет ничего плохого, ведь наука и не может быть открыта для всех, в то время как массовая школа дает именно общее образование.
Сегодня существует несколько способов, с помощью которых школьник увеличивает свои шансы стать студентом государственного вуза: занятия в специализированной школе, подготовительные курсы при нужном факультете, участие в профильных олимпиадах, а также в других мероприятиях, которые организуются “умными” вузами, чтобы не упустить “своих” студентов.
Парадокс последних лет во взаимоотношениях школы и вуза становится закономерностью: расширяются территории, где выпускным школьным экзаменам предшествуют…вступительные в вуз. Многие новоявленные университеты начинают еще с зимы засылать в малые городки свои бригады для платных консультаций и приема “предварительных вступительных экзаменов”. Казалось бы, хорошо всем: дома, как известно, и стены помогают, сдавать легче, тем более что обласканный хлебосольным приемом преподаватель куда покладистее того нервного доцента, что будет принимать экзамен в голодной, знойной нервотрепке лета, да еще и бесплатно: по новым нормативам работа в приемной комиссии входит в обязательную нагрузку преподавателя. На выездных же экзаменах можно только официально заработать две месячные доцентские ставки. Но каково тем, кто станет сдавать летом “на общих основаниях”, когда группа первокурсников уже наполовину укомплектована?
С итогами государственного тестирования, которое проводилось в Новосибирске в апреле, согласны считаться пока лишь 3-4 вуза из трех десятков. Уровень требований, условия приема в современных университетах значительно разнятся. Есть и такая позиция: “Пускай высшее образование получает каждый, кто может платить”. “Соблазнительная” идея. Но вряд ли кому хочется лечиться у бестолкового хирурга и учиться у безграмотного учителя. В этой ситуации особенно интересен опыт Новосибирского государственного университета в Академгородке, который остается верен своим целям и ориентирам: готовить из одаренных школьников научную элиту, способную к фундаментальным исследованиям.
– Мы проводим вступительные экзамены летом, но раньше других вузов, поскольку у нас очень жесткий отбор: принимаем лишь тех, кто способен справиться с нашими нагрузками, – рассказывает ректор НГУ, известный педагог-физик, профессор Николай Сергеевич Диканский. – К нам по-прежнему нельзя поступить, “натаскавшись” у репетиторов или за деньги. В науку, как известно, нет ни царских, ни рыночных путей. Она требует одаренных, одержимых, оригинальных мыслителей, поэтому мы не можем “равняться” на очень усредненные школьные стандарты. Освоивший образовательный стандарт абитуриент еще не способен учиться в университете по новым технологиям и современным программам. Упростить, снизить свои требования мы не можем: диплом НГУ, один из немногих, котируется на международном уровне.
Школа, истощенная забастовками, безденежьем, реформами, отсутствием учебников, компьютеров, просто нормального питания, может ли она массово “подпрыгнуть” до уровня университетских требований, выше принятого стандарта? Хотя престиж образования (на отделение журналистики НГУ, например, в прошлом году было подано 20 заявлений на одно место) и число медалистов неукротимо растут…
– Медаль – это хорошо, пусть хотя бы ради медали дети учатся напряженно работать в школе, – говорит ректор НГУ, – но мы без экзамена и собеседования никого не принимаем. Медаль надо подтвердить. Для учебы в НГУ важен не столько уровень знаний, сколько интеллект, аналитические способности, особенности мышления, воображения, интуиции. Есть случаи, когда школьные “троечники” становятся у нас после второго курса отличниками: самостоятельное творчество высвобождает их особенные способности, возникает сильная мотивация.
Но часто школа именно эти особенности и “пресекает”, репетиторство также ориентировано на зарубежку. Что же делать? Как преодолеть разрыв меж школой и вузом?
В НГУ, который отмечает свое 40-летие, над этой проблемой работают с первых лет его организации. Здесь родились первые олимпиады для отбора в отдаленных уголках Сибири одаренных детей, которые после 7-го класса могли продолжить обучение под руководством известных ученых в физико-математической школе НГУ. Сейчас она реорганизована в учебно-научный Центр НГУ и дополнена Высшим колледжем информатики. У них общий Ученый совет с НГУ и общие преподаватели. Сейчас в разветвленную систему подготовки школьников к поступлению в университет – систему довузовского образования входят многочисленные заочно-очные и воскресные школы, летние специализированные лагеря. У различных факультетов НГУ более 10 подшефных школ.
Одним из первых в России НГУ приступил к реализации новых концепции и методики подготовки учителей экономики для средней школы. Созданы курсы повышения квалификации учителей экономики с выездными семинарами и организован выпуск международного учебно-методического журнала “Экономика: проблемы школьного экономического образования”. Но самую действенную помощь, позволяющую сокращать разрыв меж школой с ее усредненным стандартом и вузом с его современными требованиями, оказывает учителю Институт переподготовки педагогических кадров НГУ.
Галина ФРОЛОВА
Новосибирск
Статфакт
По данным Госкомстата РФ, в высших учебных заведениях России (государственных и негосударственных) обучаются 3597,9 тысячи человек, или 246 студентов на 10 тысяч населения. За счет бюджетов всех уровней обучаются 2618,9 тысячи человек, или 73,4 процента.
В 1998 году на обучение в высшие учебные заведения России было принято 912,9 тысячи человек, что на 98,3 тысячи (11,2 процента) больше, чем в предыдущем году, и на 34,7 процента больше, чем в 1995 году.
В 1999 году в вузы РФ будет принято 559,8 тысячи человек, в том числе 370,4 тысячи человек на очную форму обучения, это соответственно на 2,4 процента и 1,7 процента больше, чем в 1998 году. Ожидается, что сверх контрольных цифр государственные вузы примут 340 тысяч студентов на платную форму обучения. Учитывая возможный прием в лицензированные негосударственные вузы в количестве 83 тысяч человек, высшие учебные заведения России примут примерно 980 тысяч человек. Численность обучающихся составит примерно 3700 человек, или 255 студентов на 10 тысяч населения.
Да, несогласованность школьных и вузовских программ существует – это признают и преподаватели краснодарских вузов, и директора, и учителя школ, и чиновники сферы образования. Другой вопрос – насколько велик этот разрыв, закономерен ли он и, как говорится, что делать и кто виноват? А вот здесь мнения расходятся. Условно точки зрения можно назвать “вузовской” и “школьной”.
“Вузовская” выглядит примерно так: абитуриенты приходят из школ неподготовленными, их знания не соответствуют тем требованиям (надо заметить, достаточно суровым), которые предъявляет к ним вуз. Основная проблема вчерашних школьников – в неспособности аналитически осмыслить тот материал, который ими был изучен в школе. “Содержание вступительных экзаменов несколько оторвано от школьной программы, – признает заместитель декана факультета журналистики Кубанского государственного университета Георгий Матвеевич Соловьев, – но не настолько, чтобы стать проблемой для школьника. А для наиболее подготовленных абитуриентов этот разрыв не является непреодолимым”.
Здесь уже возникает вопрос: где и кем эти абитуриенты так хорошо подготовлены? На факультете журналистики уже три года работают годичные подготовительные курсы центра “Журналист”. Такой вид подготовки деканат журфака считает неким “связующим мостиком” между школой и высшим учебным заведением. Однако надо иметь в виду, что факультет имеет свою специфику – на вступительных экзаменах ребята пишут творческую работу. Журналистика не является школьным предметом, и понятно, почему специальная подготовка здесь необходима. Но ведь подобные курсы существуют сегодня в каждом вузе и обучают абитуриентов математике, литературе, географии, то есть тем предметам, которые входят в школьные программы. Выходит, и по этим дисциплинам школьной подготовки оказывается недостаточно? Обучение на курсах, конечно же, платное. Правда, эти деньги не сравнить с теми астрономическими суммами, которые выкладывают родители за услуги репетиторов. Частные занятия с вузовским педагогом дают больше шансов на успех – такая точка зрения прочно укрепилась в умах и абитуриентов, и их родителей. Впрочем, полностью отрицать последнее не стоит. На математическом факультете Кубанского государственного университета за несколько последних лет сделали такое наблюдение. Абитуриенты, которые посещали вузовские курсы, в три раза чаще были подготовлены хуже, чем те, кто якобы занимался самостоятельно. “Самостоятельно” скорее всего означает – получал частные уроки у репетитора. Здесь речь идет, конечно, о качественном репетиторстве…
В прошлые годы Кубанский государственный университет практиковал включение в состав комиссий преподавателей, не являющихся работниками данного учебного заведения, но эта практика не прижилась. Хотя учителя, директора школ, специалисты Департамента общего и профессионального образования и говорят о том, что существующий разрыв между школой и вузом можно сократить, вводя в состав вузовских комиссий представителей школ или департамента, вузы к таким предложениям относятся настороженно и без особого энтузиазма. Вот мы и подошли вплотную к той самой “школьной” позиции: вузы далеко не всегда заинтересованы в тесном взаимодействии со школой, не стремятся согласовывать содержание своих вступительных экзаменов с программой школы. Да, с юридической точки зрения экзаменационные вопросы могут строиться только на основе школьных программ, но фактически уровень сложности этих заданий гораздо выше школьного уровня. Причем чем выше конкурс на эту специальность, тем жестче отбор, тем сложнее экзаменационные задания. Вуз может себе это позволить, когда на 75 мест – более 100 медалистов, и вуз себе это позволяет. К примеру, из двух рекомендованных экзаменационных тестов деканат матфака выбирает так называемый тест повышенной сложности.
Еще несколько лет назад кубанские вузы практиковали предварительные экзамены, результаты которых некоторые факультеты засчитывали в качестве вступительных экзаменов, а по согласованию со школами они могли засчитываться и в качестве выпускных. Это можно было назвать некой формой сотрудничества между школами и вузами. Сегодня от этой практики отказались практически все факультеты. Существует и Центр тестирования при Кубанском государственном университете и при Кубанском технологическом университете, где за “символическую” плату (70 рублей) будущие абитуриенты могут оценить свои силы. Однако пройти тестирование стремятся далеко не все выпускники школ.
Ясно одно: совместные решения искать надо. Многие школы пытаются делать это самостоятельно. В течение 4 лет краснодарская средняя школа ? 8 сотрудничает с детской музыкальной школой ? 1, в которой с ребятами занимаются преподаватели музыкального училища и музыкальной академии, в школу приглашают преподавателей Кубанского технологического университета, создаются профильные классы. Именно в таких контактах, в определенной профессиональной ориентации старшеклассников (это и профильные классы, и лицейские, и специальные курсы, которые ведут в школах преподаватели вузов) многие видят хотя бы частичное решение этой сложнейшей проблемы. Но школа не должна целенаправленно готовить детей к поступлению в высшие учебные заведения, считает Светлана Вениаминовна Логачева, первый заместитель директора Департамента общего и профессионального образования, она должна давать общее образование, но может ориентировать школьника на тот или иной вуз.
В общем, сегодня проблема по-прежнему остается открытой, а ее основная тяжесть ложится на школьников, их родителей и учителей, как справедливо замечает Лидия Ивановна Цимбал, директор одной из краснодарских школ. Так что, умники и умницы, грезящие о высшем образовании, помните, вуз, как и всякое учение, – свет, вот только “светит” он далеко не каждому…
Юлия РЕКУТА
Краснодар
Школа в принципе готовила учеников для поступления в вуз. Сегодня между программами возникает существенный разрыв: на первом курсе требуют то, к чему первокурсник не готов, потому что в школе у него были предметы по выбору, авторские программы… В результате пробелы в образовании компенсируются платными услугами.
По поручению Министерства общего и профессионального образования мы занимались в прошлом году проблемой преемственности программ. Думаю, выход не в стыковке программ, а в изменении содержания образования. Министерство сегодня видит выход в 12-летнем образовании. За десять лет школа даст каждому ученику среднее образование на достойном уровне, а за последние два года сможет подготовить к поступлению в высшие учебные заведения тех, кто хочет продолжить образование.
Геннадий БОРДОВСКИЙ,
ректор Российского государственного педуниверситета
Санкт-Петербург
Kаждый год с приближением лета возникает озабоченность абитуриентов и их родителей вопросом поступления в вузы. Этой озабоченности могло бы и не быть, если бы удалось обеспечить правовую и методическую преемственность контроля знаний и оценки способностей на пути из общеобразовательной в высшую школу. Но проблема так же далека от решения, как это было полвека назад. Средним и высшим образованием долгое время управляли два министерства, и они не смогли обеспечить цивилизованного и безболезненного перехода лучших учащихся в число студентов вузов. Сейчас, когда образованием управляет одно министерство, все равно получилось так, что вузы не доверяют оценкам, выставленным абитуриентам в процессе итоговой государственной аттестации в школах, а потому устраивают свои собственные экзамены. В результате чего выпускники, едва сдав экзамены в школе, начинают готовиться, не переводя дух, к более трудным приемным экзаменам в вузе. В масштабах страны такое недоверие порождает огромные расходы бюджетных средств, потерю здоровья миллионов молодых людей, нервные и финансовые нагрузки родителей.
Заметный разрыв, образовавшийся между требованиями к знаниям в школах и вузах, родители абитуриентов вынуждены компенсировать репетиторством. Известно, что дороже других репетируют те преподаватели, кто входит в экзаменационные комиссии. Но совмещение такого рода противоречит этике педагогической работы и тянет на форму взятки, лишь слегка прикрытую. Уже давно надо было бы ввести ограничение на участие репетиторов в работе приемных комиссий.
Сейчас в вузах используются различные методы контроля знаний: письменные и устные экзамены, тестирование. Отменено наконец собеседование как самая субъективная форма оценки подготовленности абитуриентов. Эти методы неравноценны по уровню объективности, а баллы, получаемые по ним, сейчас фактически несопоставимы. Для того чтобы уравнять возможности абитуриентов, нужна объективная методика сравнения тестовых и экзаменационных баллов. Вопрос о такой методике был поставлен еще более тридцати лет назад, но воз и ныне там.
Считается, что переход наиболее способной части молодежи из школ в вузы облегчают тесты. Но введение тестирования породило новые проблемы. В последнее время стало известно о множестве нарушений правил приема, проведении в вузах платных репетиционных экзаменов, досрочного и платного централизованного тестирования, досрочных испытаний и т.п. (Подробнее об этой проблеме читайте в “УГ” ? 18 за 1999 год). Руководители ряда вузов ввели принудительные договора на платные целевые взносы и спонсорскую помощь со стороны поступающих в вузы, хотя незаконность такого рода взносов уже признана судом, потому что в них отсутствует принцип добровольности.
Напрасно искать в приказах министерства хотя бы одно слово о повышении общей культуры тестирования, о выпуске научной литературы и организации периодических изданий по этой проблеме, о внедрении тестов в учебный процесс, о подготовке специалистов в этой области. Равно как и о конкретных мерах по повышению качества тех тестов, которыми в этом году собираются оценивать новые сотни тысяч абитуриентов. При этом старательно обходятся самые больные вопросы – высокая погрешность измерения знаний абитуриентов, неизбежная в сложившейся системе управления этой сферой…
Ни одна из общественно значимых задач, декларированная многочисленными приказами, до сих пор не решена, если говорить по существу. Все еще не создана служба тестирования, нет концепции, нет правовых документов, нет требуемых этических норм проведения такого рода тестирования, нет правил проведения этой работы, нет требований сохранности содержания тестов от недозволенного доступа. Не определена ответственность должностных лиц за различные нарушения, нет публикаций подлинных результатов тестирования, нет открытой отчетности, нет независимой экспертизы качества тестов и результатов тестирования, что сразу вскрыло бы место и масштабы нарушений при приеме в вузы. Список того, чего нет, можно долго продолжать. Главное, что так и не определен порядок проведения централизованного тестирования, но есть само тестирование, чем созданы условия для различных нарушений.
Понятно, что тестовая культура не может быть более развитой, чем образование и общая культура страны. Если к этому добавить изначальный откровенно коммерческий уклон централизованного тестирования, проводимого под непосредственным руководством министерства, то на этом фоне легко понять сложность попыток хоть как-то облагородить этот процесс. И все-таки потребность в цивилизации тестового процесса стоит остро.
Вадим АВАНЕСОВ,
доктор педагогических наук, профессор
Экспертный опрос руководителей вузов, осуществляющих взаимодействие с общеобразовательными учреждениями Москвы, показал, что основные цели этого сотрудничества заключаются в достижении более высокого уровня подготовки учащихся (100,0%), привлечении в вуз большего числа абитуриентов (71,9%), приобщении школьников к творческой и научной деятельности (68,8%), обеспечении их более ранней профессиональной ориентацией (59,4%). При этом половина вузов обучает всех школьников, а 46,9% – только потенциальных абитуриентов своего вуза. В подавляющем большинстве (90,6%) цели взаимовыгодного сотрудничества высшей и средней школы достигнуты. Однако наибольшие трудности во взаимовыгодном сотрудничестве создают проблемы чрезмерной учебной нагрузки учащихся (59,4%), отсутствия четкой нормативно-правовой базы взаимодействия и финансирования преподавателей вузов (по 53,1%).
Самыми распространенными формами взаимодействия высшей и средней школы являются индивидуально-групповые занятия (84,4%), проводимые в школе преподавателями вузов, а также факультативы и лекции по базовым предметам (по 71,9%), совместная промежуточная и итоговая аттестация школьников (59,4%). Кроме этого, более половины опрошенных руководителей вузов (68,8%) считают необходимым повышать квалификацию учителей подшефных школ.
Для обучения выпускников подшефных общеобразовательных учреждений в вузах применяются особые формы: объединение в отдельные группы для обучения по программам повышенной сложности (65,6%), сокращение сроков обучения (37,5%) и индивидуальное обучение по программам повышенной сложности (31,5%).
Для существенного повышения эффективности взаимодействия вуза и школы в первую очередь необходимо разработать более “жесткое” Положение о взаимодействии средней и высшей школы (84,4%), доработать существующие рекомендации по проведению единого экзамена (84,4%), четко регламентировать принципы финансирования совместных работ (50,0%). Тем не менее подавляющее большинство опрошенных (81,3%) нормативно-правовая регламентация отношений высшей и средней школы устраивает на городском уровне, а на федеральном уровне – лишь 21,9%.
Единый экзамен является одной из основных форм сотрудничества высшей и средней школы. Требования вступительных экзаменов вуза совпадают со школьными программами в классах, ориентированных на вуз, по оценкам экспертов, полностью (28,1%) или в большей степени (71,9%), в то время как в классах, не ориентированных на вуз, 53,1% руководителей вузов отметили их недостаточную стыковку, 34,4% – совпадение в большей степени и лишь 3,1% – полное совпадение.
Поддерживают предметное тестирование как способ оценки знаний при поступлении в вуз и итоговой аттестации в школе 59,4 и 40,6% опрошенных руководителей вузов соответственно. Одновременно с этим 75% опрошенных руководителей вузов считают необходимым при зачислении в вуз учитывать результаты успеваемости в школе.
Исследование проведено Московским городским
центром мониторинга и тестирования при МГПУ
Опыт
Среди немассовых образовательных учреждений школы Международного Бакалавриата занимают особое место. Они специализируются на подготовке молодых людей к высшему образованию. Причем к качественному образованию в той стране мира, в которой они хотели бы учиться. Выпускники Международного Бакалавриата (МБ) обладают теми умениями, которые мечтают видеть в абитуриентах профессора приемных комиссий. Ведь обучение в МБ направлено не на “поглощение” информации, а на ее анализ и умение ее использовать.
Международный Бакалавриат (International Baccalaureate) – международная неправительственная организация, имеющая консультативный статус в ЮНЕСКО и Совете Европы, зарегистрированная в соответствии со швейцарским законодательством в качестве образовательного благотворительного фонда. Если первоначально она возникла на базе частных международных школ, то теперь 50 процентов школ-участниц МБ являются государственными. Сегодня в работе МБ участвуют 750 школ в 95 странах мира.
Первым российским государственным образовательным учреждением, принятым в Международный Бакалавриат, стала школа ? 45 г.Москвы (директор – Леонид Мильграм). На сегодня в МБ вступили шесть российских школ, в том числе четыре государственные. Заявки на членство в организации подали школы Москвы, Самары, Тольятти, Казани и других городов.
Диплом Международного Бакалавриата признан 700 университетами в 55 странах мира. В некоторых из них выпускные экзамены засчитываются как вступительные, в других необходимо пройти вступительные испытания. Например, в Великобритании большинство университетов принимают студентов по оценкам за три предмета углубленного уровня, Голландия и Дания ввели систему “выравнивания” результатов выпускных экзаменов МБ с помощью поправочных коэффициентов. В Испании все студенты обязаны сдавать вступительные экзамены. США, Канада, Ирландия, Франция, Бельгия, Норвегия, Швеция, Эстония, Иордания принимают студентов с дипломом МБ без дополнительных условий. Существуют соглашения между министерствами образования и организацией МБ, а также прямые соглашения непосредственно с университетами.
Преподавание в системе МБ может вестись на родном языке, английский же является вторым рабочим языком, на нем ведутся занятия и пишутся экзаменационные эссе. Российский ученик может закончить школу Международного Бакалавриата в России. После дополнительного (двенадцатого) класса и выпускных экзаменов у него будет диплом, который позволяет получить международно признанное высшее образование как в России, так и за рубежом.
Достижения учеников оцениваются в системе МБ на основе четко и детально разработанных критериев, основными из которых являются:
– умение добывать и практически использовать знания: извлекать информацию, анализировать, интерпретировать и адекватно использовать ее для решения предлагаемых задач;
– восприятие конкретных знаний как слагаемых целостной картины мира;
– овладение технологиями организации индивидуальной и групповой деятельности;
– готовность (желание и способность) к прикладной деятельности в различных областях знаний.
Программа старшей школы “Диплом Международного Бакалавриата” ориентирована на 16-18-летних молодых людей, которые стремятся к высшему образованию. Но планка, которой должен достичь ученик МБ, – еще выше. Желаемый образ выпускника старшей ступени МБ – это критический и сопереживающий мыслитель, хорошо информированный участник локальных и мировых событий, который разделяет общечеловеческие ценности и уважает многообразие культур.
Отличительной чертой программы “Диплом МБ” является наличие курса “Теория познания”. Этот междисциплинарный курс направлен на развитие критического осмысления знаний и опыта. “Теория познания” заставляет студентов задуматься о том, на чем основываются наши знания, иметь представление о влиянии субъективных, политических и идеологических факторов, развивать собственный способ мышления, основанного на анализе информации и выраженного в рациональных аргументах.
Комментарии