search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века Регионы вводят в школах дистант и закрывают детсады из-за коронавируса

ТЕМА

Четырехлетнее начальное образование

С начала нынешнего года идет широкое обсуждение вопроса о введении 12-летней школы, и первым ее этапом названа четырехлетняя начальная школа. Кажется, в настоящее время нет ни одного мнения “против”. А число аргументов “за” все увеличивается. Это и снятие перегрузки детей, и как следствие – сохранение их здоровья, и появление больших возможностей для развития личности и воспитания… Конечно, любой переход требует сил и времени, а главное – необходимых для него условий. Большинство учителей из числа тех, с кем мне довелось беседовать, говорили, что ни за что не перейдут на четырехлетку до тех

пор, пока не получат все необходимые программы и пособия. Слишком уж много тут было непродуманных, ничем не подкрепленных шагов.

Тем же, кто считает, что талантливый ребенок способен пройти начальную школу за три года, огорчаться не стоит – такие дети могут учиться четыре года по нетрадиционной развивающей методике – занковской или эльконинско-давыдовской.

Итак, переход начинается. Постараемся сделать его максимально комфортным и для учеников, и для учителей, и для родителей.

Наталья САВЕЛЬЕВА

Официоз

По решению коллегии Минобразования России (декабрь 1996 г.) было пересмотрено содержание начального образования по всем вариативным системам:

– традиционная начальная школа: доработаны учебно-методические комплекты для трехлетней школы для использования их в четырехлетке; созданы новые УМК по всем образовательным областям: “Филология” – 15, “Математика” – 5, “Окружающий мир” – 8, “Технология” – 4, “Искусство” – 5, “Физкультура” – 2;

– система Л.В.Занкова: созданы новые УМК для 1-го класса по всем предметам;

– система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова: появились новые УМК для 1-го класса по математике, обучению грамоте и русскому языку.

С 1997 года на базе АПК и ППРНО проводятся курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования по переходу на четырехлетнее начальное образование. Разработаны “Примерные программы повышения квалификации учителей начальных классов” по всем вариативным системам.

В апреле 1998 года проведено Всероссийское совещание по переходу образовательных систем Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова на четырехлетнее начальное обучение. В апреле 1999 года прошло Всероссийское совещание “Проблемы перехода на четырехлетнее начальное образование” (традиционная начальная школа).

Для руководителей органов управления и учителей подготовлены сборники с соответствующими организационно-методическими рекомендациями, информационно-методическими письмами по использованию новых курсов в четырехлетней школе.

Подготовлены и направлены в регионы письма:

– “О сроках обучения в начальной школе” (от 26.06.97 г. ? 818/14-12);

– “О подготовке детей к школе” (от 22.07.97 г. ? 990/14-15);

– “О нарушениях при приеме в первые классы общеобразовательных учреждений” (19.06.98 г. ? 06-51-138 ин/14-06);

– “О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы” (от 22.02.99 г. ? 220/11-12);

– Методическое письмо “Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе” (от 19.11.98 г. ? 1561/14-15).

“О НЕДОПУСТИМОСТИ ПЕРЕГРУЗОК ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ”

Из письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.02.99 ? 220/11-12

Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой.

По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. Сильное влияние в этом случае оказывает школа, т.к. в школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения.

В целях нормализации учебной нагрузки и недопущения перегрузок обучающихся Минобразование России обращает внимание руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений на необходимость внимательного отношения к этому вопросу и выполнения нормативных актов, направленных на здоровьесберегающую организацию учебного процесса.

Приказом Минобразования России от 09.02.98 г. #322 утвержден Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, определяющий максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Школьное расписание уроков следует строить с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся. В расписании уроков для младших школьников основные предметы рекомендуется проводить на 2-3-м уроках, а наибольший объем учебной нагрузки должен приходиться на вторник или среду. Контрольные работы следует проводить на 2-4-м уроках в середине учебной недели.

Учебные занятия в школах рекомендуется начинать не ранее 8 часов.

Продолжительность урока в школах не должна превышать 45 минут.

В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах следует применять “ступенчатый” режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки.

Актуальное интервью

Ирина Петрова:

“Переход – на зеленый свет”

На вопросы корреспондента “УГ” отвечает начальник отдела начального образования МО РФ Ирина Анатольевна Петрова.

– Сейчас уже никому не нужно доказывать необходимость перехода на четырехлетку. В четырехлетней начальной школе в отличие от трехлетней предоставляется больше возможностей сохранения психического, физического и эмоционального здоровья ребенка. Это с одной стороны. А с другой – реализуется приоритетная цель современного начального образования – развитие и воспитание личности младшего школьника.

– В чем отличие четырехлетки конца 90-х годов от четырехлетки 80-х?

– Немного изменился возраст начала обучения – теперь это 6,5 лет. От монополизма мы перешли к вариативности. Значительно обновились программы и учебники наших авторов-“классиков”: В.Г.Горецкого, М.И.Моро, Л.Ф.Климановой, Н.С.Рождественского, Т.Г.Рамзаевой… Появилось много новых вариативных курсов.

– Как изменилось содержание современного начального образования по образовательным областям?

– Филология. Она состоит из образовательных компонентов “Русский язык” и “Литературное чтение”. Начало обучения в 6,5 лет позволило сократить этап обучения грамоте, и в отличие от прошлых лет русский язык теперь начинают изучать с конца 1-го класса. С этих позиций “достраиваются” и учебники. Отличительная особенность новых вариативных курсов русского языка – концентрация внимания на развитии речи младших школьников, коммуникативной функции языка, практической направленности обучения.

Предмет “Чтение” трансформировался в “Литературное чтение”.

Содержание обогатилось художественными текстами русских и зарубежных классиков. Больше возможностей приобщения к литературе как к искусству, то есть приобщения к искусству слова в качестве читателя, слушателя и автора.

Возрождается литературное слушание (в 1-м классе на этапе обучения грамоте читает взрослый), причем идут не примитивные тексты, как обычно, а настоящая литература. Обновление содержания обеспечивается теперь не одним учебником “Родная речь”, а комплектом. Комплекты по литературному чтению состоят из учебных хрестоматий, литературных задачников и книг для семейного чтения. Последние позволяют возродить давнюю российскую традицию – чтение в кругу семьи.

– А сколько часов отводится на литературное чтение?

– В Базисном учебном плане в 3 – 4-х классах вместо четырех – три часа. Это компенсируется уроками природоведения, окружающего мира, введения в историю, где ведется работа над научно-познавательными текстами и деловыми статьями.

Другая образовательная область – “Математика”.

В соответствии с новыми целями начального образования математическое решает задачи развития личности средствами предмета:

– формирование приемов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования и обобщения;

– формирование качеств мышления, необходимых для ориентации в простейших математических закономерностях окружающей действительности.

Произошло перераспределение программного материала между 1-м и 2-м классами.

Увеличилось число заданий практического характера: появилось большее разнообразие упражнений; пробуждающих и развивающих интерес к математике. Усилена геометрическая линия, способствующая развитию воображения и пространственного мышления.

То есть по сравнению с трехлетней начальной школой значительно уменьшается количество часов и одновременно усложняется содержание. Это серьезная проблема. Поэтому в будущей 12-летней школе на математику предлагается: в 1-2-х классах – 4 часа, в 3-4-х – 5 часов, то есть желательно из обязательной вариативной части добавить по часу.

Значит, пока в современной 4-летке по сравнению с 3-леткой получается такое распределение времени:

– филология – нет изменений;

– математика – уменьшение;

– значительное увеличение часов на эстетическо-художественный блок, физкультуру, окружающий мир.

– А что включает в себя понятие “окружающий мир”?

– В соответствии с Базисным планом образовательные области естественных и общественных дисциплин представлены образовательным компонентом “Окружающий мир”. Это отражает особенности начального образования в данных областях знания. Происходит интеграция естественно-научного и обществоведческого знания для формирования целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека.

В перспективе планируется создание сквозного интегрированного курса с 1-го по 4-й класс, включающего все содержание естественных и общественных наук. А сейчас он выстроен так: в 1 – 2-х классах – “Окружающий мир”, а в 3 – 4-х он разбивается на два предмета – “Природоведение” и “Введение в историю” (предмет совершенно новый). Предусматривается предварительное (пропедевтическое) ознакомление с историей Отечества и родного края на ярком и доступном детям этого возраста материале. Формируются образные представления о прошлом и настоящем нашей страны.

В “Окружающий мир” включено и содержание курса “Основы безопасности жизнедеятельности” для начальной школы.

– Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– Совсем недавно министерство направило в регионы письмо (от 25 марта 1999 года) “О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе”. Назову главные его положения.

Отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни пагубно отражается на состоянии здоровья и жизни детей. По данным Минздрава России, в начальной школе абсолютно здоровы лишь 11-12% учеников. Возросло количество бытовых травм у детей младшего школьного возраста. Повысилось число несчастных случаев на водоемах. Происходит множество пожаров. Очень часто дети становятся жертвами насилия.

Поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за выработку привычек здорового образа жизни. И эта работа должна начинаться уже с начальной школы.

В настоящее время в Минобразовании России разработан и утвержден обязательный минимум содержания начального общего образования, определяющий основные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности, с которыми необходимо знакомить младших школьников. Это основные вопросы ОБЖ: здоровый образ жизни. Правила гигиены. Режим дня. Охрана и укрепление здоровья. Природа как условие жизни людей. Правила дорожной безопасности, безопасного поведения на улице и в быту, на водоемах, противопожарной безопасности.

Более подробно это содержание раскрывается в примерной программе для четырехлетней начальной школы “Окружающий мир” (М., 1998, “Дрофа”).

Все действующие в начальной школе программы, реализующие содержание образовательного компонента “Окружающий мир”, учитывают особенности усвоения младшими школьниками знаний по безопасной жизнедеятельности как части знаний об окружающем мире и включают эти знания в содержание программ и учебников, но в разной степени.

Назову несколько программ. “Зеленый дом” (А.А.Плешаков; издательство “Просвещение”), программа “Природа и люди” (З.А.Клепинина; издательство “ХХI век”), “Окружающий мир” (авторы – Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов; издательство “Просвещение”), курс “Мир и человек” (авторы – А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан; издательство “Дрофа”) и другие.

Итак: начальное образование значительно изменилось по сравнению с 4-леткой 80-х годов и приобрело современные черты – гуманизация, гуманитаризация, ориентация на развитие и воспитание личности ребенка, предоставление больших возможностей, создание условий для индивидуального продвижения.

Еще одна отличительная черта – в традиционной начальной школе в рамках перехода на 4-летку формируются целостные модели начального образования “Школа 2100” (научный руководитель – М.Р.Леонтьева) и “Начальная школа ХХI века” (науч. рук. – Н.Ф.Виноградова). Комплекты учебников построены на единых концептуальных основах. Особое внимание уделяется интеграции и дифференциации обучения с учетом возрастных особенностей ребенка.

– Какие еще наиболее важные проблемы начальной школы необходимо, на ваш взгляд, назвать?

– Во-первых, организация учебного процесса. Практика показывает, что у нас преобладают фронтальные формы работы с детьми и авторитарный стиль общения. Поэтому необходимо особое внимание обратить на иные подходы к организации учебного процесса в начальной школе. Активизировать хорошо известные методы: работу в парах, парах сменного состава, в малых группах, коллективный способ обучения А.Г.Ривина и другие. Они достаточно проработаны, но мало используются в традиционной начальной школе.

Экспериментальная программа “Сообщество” в основе своей направлена на иную организацию учебного процесса и этим представляет интерес для начальной школы. Суть ее в том, чтобы при сохранении современного вариативного содержания обучения и традиционных эффективных методик обучения, создать условия для формирования у ребенка навыков социализации, адаптировать его к условиям постоянно меняющегося мира. Сформировать личностные качества и умения, позволяющие делать осознанный выбор в любом виде деятельности и нести за него ответственность. Повторю, такие условия создаются за счет иной организации учебного процесса и приближения предметно-развивающей среды к интересам ребенка. Программа действует в 11 регионах: Самаре, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Владимире, Москве, Ярославле, Санкт-Петербурге и др.

Следующая проблема – преемственность: между детским садом и начальной школой, начальной школой и средним звеном. Важно подчеркнуть – разработана программа “Преемственность” (автор – Н.А.Федосова). Это сквозная программа, рассчитанная на детей 3-10 лет. Работа по ней позволит устранить проблемы, существующие между дошкольным и начальным звеньями.

Дальше. Более 50% детей не посещают дошкольные заведения, и, следовательно, нужно продумать, как сделать, чтобы они были в равных условиях с теми, кто детские сады посещал. Предлагается организовать школы для подготовки детей к 1-му классу. Разрабатываются специальные программы, УМК. Мы выпустили письмо “О подготовке детей к школе”. В новых моделях начального образования тоже прорабатываются комплекты пособий по подготовке к школе “домашних” детей.

Преемственность со средним звеном реализуется разработкой сквозных предметных курсов с 1-го по 11-й класс, с одной стороны. С другой – проблему преемственности позволяет решить разработанный недавно минимум содержания, о котором тоже многократно писали. Он способен на уровне содержания выстроить преемственность по образовательным областям с основной школой.

Наталья САВЕЛЬЕВА

Нынче в школе первый класс вроде института…

Помните эту веселую песенку, которую распевала Пугачева, причитая: “То ли еще будет, ое-ей…” Однако у нас этот шутливый прогноз не сбылся. В Иркутской области учителя и особенно родители – за четырехлетнее начальное образование. По их мнению, уменьшение информационных нагрузок поможет сохранить здоровье детей, они лучше усвоят программу, следовательно, переход на среднюю ступень будет более плавным и успешным.

В Восточной Сибири есть и особые – демографические – причины для того, чтобы скорее осуществить переход на четырехлетку. В последние годы продолжается отток населения из северных районов Иркутской области. Одновременно в регионе снижается рождаемость. Все это приводит к сокращению числа детей в начальных школах. По сравнению с предыдущим в этом году учеников в начальных школах Катангского района стало меньше на 20,5 процента, в Усть-Илимском – на 14,2, в самом городе Усть-Илимске – на 13,6.

Эти данные привела ведущий специалист ГУОПО Иркутской области Екатерина Пеньковская. В беседе с корреспондентом “УГ” она рассказала и о других проблемах начального образования Приангарья.

Еще с 1986 года в области началась организация обучения детей с 6 лет. Но сегодня в регионе лишь 29,7 процента учатся по данной программе, в том числе и в классах компенсирующего обучения. “Почему за 13 лет у нас не прижились шестилетки? – задает вопрос Екатерина Зиновьевна. – Здесь несколько причин. Во-первых, регламентация требований организации среды для шестилетних детей достаточно жестка: в школе нужны дополнительные игровые комнаты, спальни, отдельно – комнаты для занятий. Возникли трудности с организацией одновременного обучения детей с шести и семи лет. Не каждая школа могла обеспечить обе программы квалифицированными кадрами, учебниками. К тому же многие родители не хотели отдавать своих детей в школу с шести лет, приходилось вести большую разъяснительную работу. И, разумеется, одна из ключевых причин – это недостаточное финансирование образования”.

В это время начали появляться комплексы “детский сад-школа”: сама жизнь заставила это делать. Сейчас в Иркутской области сеть таких учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста растет. Например, в Тайшетском районе уже 15 таких учреждений: поскольку там очень много малокомплектных школ и небольших садиков, им выгодно объединиться под одну крышу. По мнению специалистов, детям младшего возраста в таких учреждениях очень комфортно: идет плавная адаптация к школьной жизни, решаются проблемы преемственности. Многие образовательные учреждения выбирают свое направление – эстетическое, экологическое, по сохранению здоровья детей и так далее.

Сегодня информационная нагрузка на школьников огромна. При этом начальная школа закладывает фундамент всего дальнейшего образования. Ученику современной начальной школы нужно знать и уметь неизмеримо больше, чем десяток-другой лет назад, – продолжает Екатерина Пеньковская. – Но функциональные возможности организма ребенка остались прежними. И одной из задач перехода с трехлетнего на четырехлетнее начальное обучение является снятие этих противоречий между потребностями и возможностями.

Медицинские исследования упрямо свидетельствуют об ухудшении здоровья детей и подростков. Сказываются неблагополучные экологические и социальные факторы, особенно проблемы безработицы, алкоголизма. Ухудшилось питание детей как в семье, так и в школе. Но при этом учебная нагрузка в начальной школе в 1985-1986 году составляла 90 часов, в 1993-1994 году она увеличилась на 11 часов (!), в этом году составляет 97 часов.

В этом году в Иркутской области принят новый региональный учебный план, в котором в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами учебная нагрузка на учащихся начальной школы уменьшилась.

К плану разработаны рекомендации по использованию программ и учебно-методических комплексов для образовательных учреждений области. Для начальной школы для переходного периода на 4-летнее начальное обучение определены учебники и учебные пособия, которые существуют в системе “1-4” – они обозначены как базовая учебная литература в области. “Но мы не ограничиваем учителя только этим списком, – подчеркивает Пеньковская, – есть огромное количество дополнительных, альтернативных учебников, часть которых также внесена в региональный план”.

Сегодня в области создается банк данных о наличии условий для перехода на 4-летнее начальное обучение. Из городов и районов поступили и анализируются данные о поступающих в первые классы, о педагогических кадрах, об учебно-методическом обеспечении. Область сделала большой заказ учебников издательствам “Дрофа” и “Просвещение”.

Три года подряд ГУОПО и ИПКРО совместно изучали уровень обученности выпускников начальной школы по всем трем системам обучения: традиционной, занковской, эльконинско-давыдовской. В том числе учителя отвечали на такой вопрос: “Каковы причины неуспешности обучения детей в вашем классе?” Чаще всего отвечали: “Низкий уровень интеллектуального развития ребенка; плохо развиты ассоциативная память и речевые навыки; бедный словарный запас; не развито умение рассуждать и задавать вопросы; не сформированы коммуникативные функции, волевые качества”.

Один из ответов заставляет задуматься особенно: “Неподготовленность к обучению в школе”. Причем в первую очередь это утверждение касается трехлетней системы. Дело в том, что в последние годы из-за спада производства и остановки крупных промышленных предприятий, многие из которых являются градообразующими, в области выросла безработица. Во многих семьях нет средств, чтобы отправить ребенка в сад. Так, в нынешнем учебном году 56 процентов первоклассников сели за парты, придя прямиком из дома и миновав детские сады.

Специалисты надеются, что переход в области на четырехлетнее начальное обучение пройдет безболезненно: сами учителя встречают его с огромным одобрением. В зависимости от уровня подготовки своих учеников учитель сможет провести корректировку программы, дополнить ее с помощью вариативной части учебного плана, введя дополнительные предметы, спецкурсы по разным направлениям.

В связи с этим директоров школ области сейчас очень интересует проблема нагрузки учителей начальных классов. В соответствии с региональным базисным учебным планом в первых классах она составляет 20 часов, во вторых-четвертых – 22. Раньше, имея 25 часов, учитель начальных классов мог отдать специалистам физкультуру, рисование и музыку. Сейчас он поставлен в такие рамки, что все предметы должен вести сам.

Какой здесь видится выход? По словам Пеньковской, на помощь приходит вариативная часть учебного плана, которая содержит 2-3 часа учебной нагрузки и предусматривает индивидуальные консультации, специальные предметы – риторику, художественный труд, математику и конструирование, литературное образование и так далее.

Элеонора КЕЗ

Иркутск

Мнение

Три плюс один: шаг вперед

Недавно нескольких своих знакомых – все они с высшим гуманитарным образованием – я попросила ответить на тест, предложенный третьекласснику: найти лишнее слово в ряду “лист”, почка, кора, дерево, сук”. Ни один не дал правильный ответ – “дерево”. Называли все слова, кроме этого! На мой не обремененный тонкостями тестирования взгляд, все они были правы: ведь в зависимости от хода рассуждения каждое из этих слов может стать лишним. Но в методике предполагается только один ход рассуждения: лишнее слово “дерево”, потому что все остальные означают то, что на дереве, а это – само дерево. Вот так гасится фантазия ребенка, убивается его живая мысль, ибо они не укладываются в прокрустово ложе сомнительных методик. Самое удивительное, что подобные тестирования призваны определить интеллектуальное развитие. Представляете, какой результат будет у ребенка с нестандартным мышлением?!

Чему же должна научить начальная школа малыша к моменту его перехода в основную? Что мешает решать поставленные задачи? Об этом наш разговор с заведующей кабинетом начального обучения Карельского республиканского института повышения квалификации работников образования Г.В.Васильевой.

– Выпускник начальной школы должен быть личностью, – считает Галина Васильевна. – Осознавать себя, понимать других людей, владеть информационной культурой. Уметь анализировать явления, делать выводы. У него развита речь, он способен выразить свои мысли и взгляды. А еще он умеет сохранять свое здоровье…

– В последнее десятилетие нагрузка на ученика начальной школы значительно увеличилась…

– Появились новые предметы. … Ясно, что мы должны выходить на их интеграцию. С перегрузкой детей, ухудшением их здоровья в основном и связан переход от трехлетнего к четырехлетнему начальному обучению. Он должен завершиться к 2003 году. Правда, не все родители такой шаг приветствуют – боятся, например, что пройдут годы, и прямо со школьной скамьи ребенка заберут в армию.

– По-моему, желание многих родителей отдать ребенка в школу, где учат по системе “1-3”, объясняется завышенными представлениями об интеллектуальных, психофизиологических возможностях своего чада.

– Да, это так. Бывает, уже через неделю – две родители просят перевести ребенка в класс четырехлетнего цикла.

В Карелии сегодня 891 учитель нуждается в переподготовке для 4-летнего начального обучения. Около 70 процентов учеников начальной школы у нас учатся по системе “1-4”. Но я не исключаю, что если будут пожелания родителей, то для особо одаренных детей – и, конечно, здоровых – сохранятся классы трехлетнего цикла.

– Какие главные проблемы возникают при переходе из начальной школы в основную?

– Одна из них – преемственность курсов, сейчас идет их состыковка. Возьмем математику. Есть традиционный учебник Моро, кое в чем устаревший, и учебник Петерсона. В последнем материал излагается творчески, и детям это нравится. Но мы сделали вывод, что в этом учебнике примеров деления многозначных чисел недостаточно для подготовки к основной школе.

Грамотность – вот еще одна проблема при переходе в основную школу.

– Ни для кого не секрет, что за последние годы она резко упала. Впору сказать: язык мой – враг мой…

– У&127;учителя мало времени на индивидуальную работу. А ученик при выполнении упражнений по русскому языку, где надо просто вставить пропущенную букву, пока переписывает тексты, сильно устает. До грамматики ли ему? Тетрадей, дидактических книг, где надо лишь вставить пропущенную букву, у нас нет. В учебниках по русскому языку много материала с заданием обобщить, сравнить – и это, несомненно, развивает ребенка, но совершенно недостаточно тренинговых упражнений. Можно представить себе, как трудно придется в основной школе ученику, у которого не сформирован навык грамотного письма.

А учителя, работающие по системе Эльконина-Давыдова, обещают, что грамотное письмо у учеников сформируется к 7-му классу. Этот срок приближается, и мы с нетерпением ждем результата такого обучения в одной из петрозаводских школ.

Неплохие результаты получают те, кто работает по технологии “Орфография без правил” Тоцкого. Известна и технология НЛП (нейролингвистического программирования) американских психологов, которая тоже дает неплохие результаты.

То, что выпускник начальной школы должен быть грамотным в пределах программы, значится как одно из основных требований в методическом письме Министерства образования РФ “Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе”. Также он должен читать 80 слов вслух и 115-120 про себя, читать словосочетаниями, осмысленно, выразительно. Это методическое письмо для нас – главный ориентир.

Наталья МЕШКОВА

Петрозаводск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте