search
main
0

ТЕМА

В 50-м номере “УГ” за 16 декабря 1997 года вышла статья “Девочки и мальчики: стратегии развития”, которая и дала название сегодняшней теме. Статья была опубликована по соседству с очередным проектом полового воспитания – вопрос этот, как и во все кризисные эпохи, в России традиционно “обостряется”. Не хлебом единым, что называется… С тех пор медленно, но верно в редакцию идут письма, свидетельствующие об интересе учителей-практиков к проблеме.

Нет только вестей из РАО и РАМН. Вопрос между тем ставился четко: кто посмел объединить мальчиков и девочек в один класс, зная, что у них различные стратегии роста? Кто будет нести ответственность за результаты? Почему молчат ученые?

Увы, из всего научного мира откликнулась только Тамара Хризман. Цель нашей сегодняшней публикации – поставить вопросы вторично и все-таки получить ответы.

Отдел школ

Разделяй и властвуй!

В России до ХVIII века грамотная женщина была достаточной редкостью. Женское образование начало развиваться с середины ХVIII века – после создания Смольного института благородных девиц. При Екатерине II начали создаваться и школы для женщин, где обучали девочек различным ремеслам.

Существенный перелом в женском образовании наступил в конце 70-х годов ХIХ века, когда появились Высшие женские курсы. Особенной известностью пользовались Бестужевские курсы (1878), по имени их директора академика К.Н.Бестужева. Их по праву называли “женским университетом”.

Развивалось и общее среднее женское образование. В начале ХХ века насчитывалось 200 гимназий, где обучались 80 тысяч девушек. Действовали и три десятка женских институтов – закрытых учреждений, для “девиц благородного сословия”, размещавшихся в основном в Москве и Петербурге. В них обучались 8 тысяч человек. Существовали и средние специальные женские учебные заведения – различные медицинские и педагогические курсы, художественные, а также профессиональные училища, например по подготовке телеграфисток и учительниц гимнастики.

Хотя женщин и не принимали в университеты, они могли получить высшее образование за границей или же в частных университетах и институтах, которые создавались в России в начале ХХ века.

Таким образом сложилась достаточно разветвленная, параллельно существующая система мужского и женского образования. В ее основе также находился принцип естественного разделения полов по характеру и их роли в обществе. Наиболее рельефно этот тезис выразил Н.И.Пирогов, убежденный, что “как мужчина не может стать связью общества, цветком и украшением его, так и женщина не может стать солдатом, чиновником, министром”.

В начале ХХ века в России значительно усиливается движение за совместное обучение. Это требование становится общим местом в резолюциях всех педагогических съездов демократической направленности. В раздельном обучении видели только способ дискриминации женщины.

После Октябрьской революции в советской школе утвердилось совместное обучение – не только как признак равноправия, но и средство преодоления замкнутости между социальными группами. При этом, естественно, игнорировались различия между мальчиками и девочками, был взят курс на усредненного школьника.

В годы войны (1943 год), как известно, было вновь введено раздельное обучение и созданы мужские и женские школы, преимущественно в крупных городах. Аргументировалось это тогда тем, что совместное обучение не готовит юношей к тяготам военной службы, а также противоречит природным физиологическим особенностям различных полов.

Десятилетний период (до лета 1954 года) существования раздельного обучения принес неоднозначные результаты. Многие сейчас вспоминают свое обучение в мужских и женских школах как прекрасное время и полагают, что именно в раздельном обучении и кроется педагогическая правда.

Вместе с тем выявились, как тогда полагали, и отрицательные стороны раздельного обучения.

В женских школах девочки погружались во внутренний мир, до 8-го класса играли в куклы, снижалась познавательная активность. В мужских школах нередко наблюдалась слабая дисциплина, царило разгильдяйство, были случаи драк, хулиганства, брани. В целом в мужских школах было все время как-то насорено, грязно и неуютно. Но заметим, что разделение на мужские и женские школы носило в то время чисто механический характер, реально существующие биологические и физиологические особенности различных полов если и не совсем игнорировались, то слабо учитывались.

А такие особенности, очень важные для организации обучения, конечно, существуют. Девочки уже в утробном состоянии находятся меньше времени, чем мальчики, и раньше появляются на свет. В дальнейшем ускоренное развитие девочек только нарастает. К моменту полового созревания они опережают мальчиков в развитии на два года, а ко времени остановки роста – на три.

Соответственно, и характер, содержание обучения должны строиться с учетом этих особенностей. К 13-14 годам девочка-девушка должна освоить в основном курс обучения, в то время как у мальчиков только должна начать нарастать сложность.

Словом, независимо от того, раздельное или совместное обучение осуществляется в школе, оно должно учитывать особенности мальчиков и девочек.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, доктор педагогических наук

Монологи Базарного” – так назывался материал, который появился несколько лет назад на страницах нашей газеты. Ново, шокирующе, раздражающе звучали многие выводы ученого. Базарного трудно принять и понять – он фанатично предан идее и собеседника своего не жалеет. Вал фактов, лавина информации.

За годы знакомства с Владимиром Филипповичем я немного научилась “держать удар”. И тем не менее моя беседа с доктором медицинских наук руководителем научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области шла не на равных. Расстояние между нами поболее, чем между Платоном и его учениками. Базарный начинает с темы, на мой женский взгляд, весьма щекотливой:

– В недрах нашей цивилизации возникла и набирает обороты видовая биогенетическая катастрофа. Ее суть – в угасании и распаде мужского детородного начала.

Установлено, что, например, у французов с 1973 года количество мужского семени ежегодно уменьшается на 2,1 процента. За последние двадцать лет концентрация сперматозоидов снизилась на 20 процентов, а их активность – на 11 процентов. Есть данные и по другим западным странам, внешне вполне благополучным.

Понимаете, идет видовая деградация. Угасание мужских гормонов сопровождается возрастанием рака яичек. В Дании за последние сорок лет рост пораженности раком яичек достиг 400 процентов! А у женщин при угасании способности молочной железы продуцировать молоко возрастает частота поражения ее раком.

– Качество половых клеток есть качество будущего человека?

– Да. Половая клетка является единственным передатчиком поколения генофонда нашей видовой жизни. Угасание жизнеспособности половых клеток – это деградация нашего генофонда.

– Вероятно, причина в качестве питания, воды, чистоте воздуха…

– А Франция? А Дания? А США, где сейчас уже около двух тысяч центров по усыновлению (то есть “закупке”) детей? Нет, дело в другом. Биологи знают, что выживание любого вида жизни возможно лишь на основе дифференциации и специализации пола. История духовного возвышения человеческого рода – это история возвышения культуры пола, возвышения специфических, духовных, пололичностных ценностей. Человек изначально “дичка”, биологический сорт животной жизни, и ему необходим особый, духовный “привой”.

– То есть культура?

– Если понимать культуру как специфическую духовно-возвышенную среду, среду вне инстинктивной животности, то да. Но “привой” можно осуществить лишь на специфическом сенситивном этапе, когда человек генетически “раскрыт”. И это время – до шести-семи лет.

Корни стереотипных переживаний и действий взрослых всегда из сенситивного периода детства.

– Человек остается творцом до тех пор, пока ему идут “сигналы” из детства?

– Разумеется, если под творцом вы понимаете личность созидательную. На чем воспитывались прежние поколения в народных культурах? На таких чувственных истинах, как мифы, легенды, сказки. На таких “чувствостроительных” технологиях, как игры. Мальчики воспитывались на таких ценностях, как любовь, бережное отношение к невесте, женщине, матери. Девочки – на прославлении красоты, доброты и нежности невест, целомудрии, преданности идеалам семьи. Теперь вы спросите меня…

– …На каких идеалах, мифах и святынях мы воспитываем наших детей и в семье, и в школе? На каких духовных ценностях формируем личность пола?

– Отвечаю: идеалы божественной святости мы отвергли. Подлинные народные мифы, легенды и сказки носят сейчас скорее номинативный, чем воспитательный характер. Навыки культуры формирования комплекса черт характера мужественности у мальчиков и женственности у девочек утеряны. Всеобщая нацеленность на святость материнства, на продолжение своего рода отсутствует. Бесполая школа – это запущенный “вирус” злокачественной мутации духовных процессов, который спустя ряд поколений обязательно приведет к деградации культуры не только целых народов, но и всей цивилизации.

– Но, насколько я помню, у бесполого воспитания есть солидная научная платформа?

– Лженаучная. Классик отечественной психологии Выготский утверждал, что “бесполое” воспитание будет способствовать “затуханию силы раздражителя”, “сделает его постоянным, неприметным и не вызывающим специфических реакций”. Более того, Выготский призывал к целенаправленному активному погашению реакции на всякое лицо другого пола: “Мы должны пронизать школу сетью внеполовых отношений, которые впоследствии будут нужны в жизни”.

– И вот мы смешиваем девочек и мальчиков…

– Да еще как! Не по уровню зрелости, а по календарному возрасту. Смешиваем, хотя знаем, что мальчики на два года по уровню генетической и духовной зрелости отстают от девочек. А это целая эпоха! Что происходит: более младшим по зрелости мальчикам стереотипы поведения навязывают девочки. Результат – закрепощение в реализации видовых генетических программ. До свидания, мужественность! А это значит – рабство духа, психозависимость, психопрограммирование. Отсутствие воли, противодействие соблазну и порокам жизни. Ведь искоренение зла – не в искоренении соблазнов среды, а во внутреннем неприятии соблазнов…

– Похоже на Библию…

– Возьмите и перечитайте Новый Завет, идея искушения дьяволом Иисуса Христа будет понята вами глубже. Но это тема для отдельного разговора… Задумайтесь над другим: существуют некие неизвестные человеку силы, которые на уровне популяции регулируют соотношение рождений мальчиков и девочек. Во время войны и гибели молодых мужчин рождаемость мальчиков резко повышается. Бесполый эмбрион, как вы знаете, на этапе первых недель имеет бисексуальную (гермафродическую) природу. То есть потенциальную готовность принять как мужскую, так и женскую стратегию развития. Но женское начало имеет явно доминирующее влияние. Это доказывают опыты на животных. Если у самки крысы удалить яичники, то она все равно будет развиваться по женскому типу. А вот если удалить яичники у самцов, то, несмотря на генетическую предопределенность, особь развивается по женской программе.

Вывод: в стратегии формирования “духовного привоя” к “дичке” сверхвнимание должно быть уделено оформлению мужского начала у мальчиков, как у генетически более подверженных возможности развития по женскому типу.

– Что показали исследования вашей лаборатории?

– Мы установили, что мальчики и девочки рождаются с изначально качественно отличающимися архетипами-символами, на которых впоследствии строится вся их духовно-психологическая сфера личности. Установлено, что мальчикам снятся и они рисуют прежде всего:

символы свободы и путешествий в свободном пространстве. Это солнце, окно, ветер, месяц, луна, радуга, горы, мосты, горизонт, система дальней космической связи, космические полеты. Атрибутика путешествий: колеса, самолет, велосипед, машина, лодка, корабль, ракета и т.д.;

символы силы, мощи и воли: трактор, подъемный кран, кит, штанга, ракета, машины, поезд;

символы врага: страшные драконы, змеи, роботы;

символы стойкости: треугольник, квадрат, высокое дерево, дом;

символы борьбы: меч, копье, лук, стрелы, булава, шлем, щит, крепость, замок и т.д.;

символы победы: флаг, горн, колокол, крики “ура”.

Для девочек же характерны иные символы как в снах, так и в рисунках:

символы хранительницы и воскресения жизни: яйцо, птенцы, колыбель;

символы духовного материнства: куклы, колыбели, невесты, коляски;

символы женственности (нежности, изящества, легкости); воздушные шарики, порхающие птицы, цыплята, разукрашенные принцессы-невесты;

символы женской красоты: цветы, шляпа, очки, броши, яркие губы, глаза, губная помада;

символы очага и домашнего уюта: дом, стол, занавески, сервиз, кровать, печка, ванная;

символы достатка в доме: ягоды, фрукты, овощи, грибы и т.д.

Анализ многих тысяч рисунков мальчиков и девочек убедил нас в главном: при нормальном развитии ребенка стратегия чувственно-подсознательного, стратегия их первичных архетипов, на основе которых оформляется психическая жизнь, никогда не пересекаются.

– Но что же делать после таких открытий?!

– Жить и работать. И не для удовольствия и комфорта, а для любви и истины.

Лидия СЫЧЕВА

Цитата

Наукой доказано, что психология мальчика отличается от психологии девочки. У мальчика с ранних лет возникает острая потребность в понимании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как его воспринимают, как он выглядит, что он может, кем и каким станет.

Система Л.В.Занкова позволяет мальчикам быть собранными, организованными, так как обучение идет на высоком уровне трудности: ведущая роль теоретических знаний, изучение материала быстрым темпом – это как раз то, что доказывает В.Ф.Базарный (доктор медицинских наук, работающий над проблемой полоролевого обучения), – мальчик готов действовать сразу, в то время когда девочка будет многократно анализировать. Реализация принципа обучения на высоком уровне трудности создает условия для проявления индивидуальных особенностей каждого мальчика, формирует на уроке атмосферу доверительных отношений: и сильный, и средний, и слабый ученики имеют возможность высказать свою точку зрения, предложить свой вариант, привести примеры из личного жизненного опыта, свои наблюдения. Сталкиваясь на уроках с трудностями, мальчики, каждый на своем уровне, решают познавательную задачу, а только потом могут ознакомиться с мнением одноклассников. Однополовой класс дает возможность избавиться от комплексов речевикам, учащимся с замедленной реакцией, показать себя как человека, ведь для мальчиков не существует повторения, их мозг выключается при повторах, это природный механизм, о существовании которого многие даже и не догадываются. Наличие эмоций для мальчика очень важно. Подбираться к эмоциям мальчика очень трудно, ведь он более уязвим, чем девочка, его мозг предпочитает информацию радостную, позитивную. Мальчик нуждается в ощущении радости, добрых отношений. Иначе угроза эмоциональной глухоты очень реальна.

Надежда ФАРТУШНАЯ, учитель класса мальчиков, заслуженный учитель РФ

Краснодарский край

Tамара Петровна Хризман – давний автор нашей газеты. Тема ее лаборатории – нейропсихология искусства для дошкольного детства. Аналогов подобному заведению нет. “Под крылом” у лаборатории – Эстетический центр “Петродворец”. Тамара Петровна рассказывает:

– У нас простая, но уникальная задача – мы пытались сказать всем, что эстетическое воспитание, развитие ребенка средствами красоты, высоких духовных ценностей – это несравнимо с попытками внедрять в головы детей знания – умения – навыки, как следует из существующих программ для детских садов и школ.

Хочу подчеркнуть очень важную роль во всем нашем деле администрации города, прежде всего Распитиной Жанны Филипповны, ее поддержки, ее понимания, ее оценки. Правительство Петербурга даже в нынешних сложных обстоятельствах поддерживает нас и обещало 70 тысяч рублей на новый энцефалограф! Наш Центр – лучший детский сад Петербурга, мы три раза выиграли приз “Лучший сад России”.

– Тамара Петровна, в чем же суть вашей теории, которая на практике дает такие блестящие результаты?

– Впервые в научной практике мы поставили этот вопрос в 77-м году, а в Эстетическом центре концепцию реализовали. Мальчики и девочки развиваются по-разному. Мозг мальчика и девочки имеет ПОЛЯРНУЮ организацию. Полярную! То есть на любое воздействие дети реагируют противоположно – это показали исследования.

Если мальчик, положим, реагирует на какое-то речевое и эмоциональное воздействие, допустим, левым полушарием, то есть у него активизируется левое полушарие, то девочки этого же возраста, этой же группы в этот же момент активируют правое. Нарочно не придумаешь!

Повторите наши эксперименты – будет то же самое. В морфологии-то ведь изучают мозг мужчин. И ученые сначала не верили, что есть существенные различия как морфологические, так и функциональные. По-настоящему проблема различия мозга взрослых мужчин и женщин не исследована, мы исследуем детей, и тут дифференциация явная.

У мальчиков и девочек – разный мозг, разная асимметрия, разные уровни активации. Вообще у мальчиков более высокое развитие ассоциативных структур, более прогрессивное развитие мозга, более экономные структуры, реализующие любую психическую деятельность. Я про “хороших” мальчиков говорю, не про всех. Есть “вариативные” девочки, которые зададут фору любому мальчику. Но законы развития, эволюции мозга подчинены главной линии – создать такую особь мужскую, чтобы прогрессивно развивался вид. Прогрессивное развитие вида зависит от мужчин, вообще в биологии – от самцов.

Получается, что более консервативный, более устойчивый мозг с более сильными межполушарными взаимодействиями, более активированный (надо – не надо, все равно) мозг – у женщины, у девочки. Понимаете, менее экономная система, с большей надежностью, с лучшими межполушарными взаимодействиями – эмоциональный мозг в плане биологических эмоций – это мозг девочки.

Другой закон, который мы обнаружили, изучая мальчиков и девочек, – закон позитивного развития человеческого мозга. Закон позитивного предпочтения. Получается, если мы ставим маленького ребенка в ситуацию выбора позитива-негатива, то чаще всего ребенок выбирает позитив. Кстати, у мальчиков, что интересно, срабатывают сразу два канала – он может видеть и то, и то. Если мы предъявляем позитив-негатив, он может выбрать и то, и это. Девочки – нет. Выбирают только одно.

– А как определяется здесь “позитив” и “негатив”? Например, “белый” и “черный” – где тут негатив, а где позитив?

– Психологи установили цвета, которые относятся к позитивным и к негативным.

Мы исследовали сначала мозг при предъявлении позитивных и негативных слов: “плохо-хорошо”, “плачут-смеются”, “беда-радость” и так далее. Оказалось, что на негатив активируются слуховые системы прежде всего правого полушария, правый зрительный канал, правая ассоциативная система. Они всю энергию, которую мозг активирует, в себе собирают. Идет замыкание, по существу, негатива в одних структурах, а все остальные отключаются. Срабатывает закон минимизации отрицательных воздействий. Мозг работает по этому закону. И наши эстетические программы, они как бы усиливают его, делают его работу более детальной, формируют более активным.

Когда позитив, реакция мозга меняется. Количество связей, которое формируется в этот момент в коре головного мозга, наверное, раз в 100 больше, чем при негативе. Устанавливаются связи правого полушария с левым и левого с правым, очень активизируются межполушарные взаимодействия. Как симметричные, так и асимметричные. Слуховая система срабатывает, лобные структуры, все левое полушарие (и это все у детей!).

– Это объясняет известное многим родителям: попробуйте повеселить ребенка – как он откликается, как он всегда готов радоваться в ответ на радость!

– И происходит у мальчиков и девочек все по-разному. Не линейно. Не однозначно. Да, вариативность, но когда ищешь общий закон, то всегда есть какие-то элементы вариативности, но они уходят на второй план. В 70% случаев срабатывает закономерность.

– Я понял это так. Радостный индивид в эволюции более предпочтителен.

– Совершенно верно, более предпочтителен, его мозг быстрее и прогрессивнее развивался. Потому что радость – это какие-то дополнительные активации всего мозга. Это прогрессивное развитие. Мы рождаемся для позитива. Закон позитивного развития – это вообще закон живых систем. Общество, социум и все остальное, вместе взятое, навязывают негатив.

Для человеческой жизни необходимо это понимать и знать. Мозг активен только тогда, когда ребенок понимает смысл. В любой деятельности, пусть в изобразительном искусстве, пусть это речевая деятельность, пусть эмоциональная, один главный фактор – смысл. Бессмысленные воздействия – и мозг не активируется вообще. Существует какой-то смысловой барьер, смысловой “блок” – мозг отключается от информации.

Смысл появляется только тогда, когда появляются два процесса. Если хотите, смысл – двуликий Янус. Один процесс – когнитивный, интеллектуальный, другой – эмоциональный. Когда происходит интеграция, возникают смысл, осмысление, понимание. Нет какого-то звена, нет интеграции, нет смысла. И эмоции более высокого уровня, социальные, особенно эстетические, интеллектуальные, которые мы переживаем в музеях, дворцах, парках (я еще никак не могу до наших дворцов дойти), они, по существу, как бы определяют стратегию мозга в процессах смыслообразования. В процессе развития, говорил Выготский, интеллект становится более эмоциональным, а эмоции – более умными.

Мы формируем маленького ребенка с трех до семи. И мы приняли за основу, что музей является школой развития высших чувств. Составили новую программу развития. Мы сказали, что все виды человеческой деятельности в детском саду должны иметь эстетический компонент. Они должны подчиняться законам прекрасного, законам удивительного, восхищению, удивлению, законам позитивного предпочтения.

И получили других детей. Ребенок стал другим! Другой мозг, другая психика. Все виды эстетического воздействия РАЗВИВАЮТ мозг. Развивают и формируют ассоциативные процессы мозга. Формируют ассоциативные поля. Развивают ассоциативный мозг.

Мы выдвинули идею “двойного контекста”. Первый контекст – сказка; окруженный сказками ребенок развивается иначе, это уже известно. А во дворце, в музее появляется второй контекст – самого дворца. И когда на парадной лестнице дворца разыгрывается “Золушка”, как быстро формируются художественные, эстетические эмоции!

И теперь ты говоришь ребенку: “Какие хорошие слова ты знаешь?” Он отвечает: “Дворец, фонтаны, мама, папа, картина”. А мальчики говорят: “Восхитительное, удивительное, чудесное”. Такие ассоциации, которые и взрослый человек не может назвать. Значит, мы создали иные функциональные системы, иные семантические поля.

А вот ребенок из другого сада, но такой же возраст. “Ванечка, – говоришь ему, – назови хорошее слово”. Он говорит: “Конфеты, мороженое, пирожное, колбаса, сыр”. Он все продукты питания назвал хорошими словами. Я от удивления не знала, что сказать. Вот бы нашему правительству знать, какие слова дети считают самыми хорошими? А плохие слова? Дети в нашем саду вообще не употребляют криминала. У них плохие слова: “толкаться, плеваться, ругаться”. А в другом детском саду говорят: “сжигать, убивать, грабить”. Вы представляете – такое говорят дети пяти-шести лет. Как будто с разных планет дети слетелись. Даже не догадывалась раньше, что можно так вот изменить сознание ребенка.

Мы сделали вывод, что все виды эстетического развития в первую очередь нужны мальчикам. Это вывод фундаментальный. Нужно создать мощную защиту развития психики мальчиков, чтобы вообще не было явления психической депривации у ребенка, у мальчика, который сейчас неправильно развивается и в детском саду, и в школе. И мы впервые заговорили о проблеме социальной депривации, психической депривации, вообще социального инфантилизма и у мальчиков, и у девочек, но прежде всего у мальчиков.

Мальчиков в современном мире недоучивают, недолюбливают. Не умеют их воспитывать. Законы восприятия, воспроизведения информации, законы эмоционального развития – они разные для особей разного пола, а мы все делаем одинаково для детей, будто никакой разницы нет.

Наш главный вывод: все-таки обучение и воспитание мальчиков и девочек должно быть разным. Мы не за раздельное обучение, речь идет о дифференциации процесса образования. В разных предметах по-разному. И особенное внимание нужно уделить мальчикам, они – на передовых фронтах эволюции, им особенно трудно и, значит, особенно нужна помощь…

Евгений БЕЛЯКОВ

Такие разные игры…

Наш педагогический коллектив уже четвертый год работает над решением задачи полоролевого дифференцированного воспитания мальчиков и девочек. За это время у нас выстроилась определенная система.

Каково же содержание нашей работы?

1. С учетом интересов мальчиков и девочек в группах выделены игровые уголки (для мальчиков собраны разные виды конструкторов, строительных наборов, военной техники; подобран материал для ролевых игр “Мы военные”, “Пожарные”, “Моряки”; сделана подборка иллюстраций о разных видах деятельности взрослых мужчин; в уголке для девочек разместили ролевые игры “Семья”, “Ателье”, “Парикмахерская”, здесь же игрушечная посуда, одежда для ряжения, куклы, коляски).

2. Руками воспитателей были изготовлены дидактические игры-лабиринты по типу “Кому что нужно для работы?”, “Кто во что играет?” с целью классификации игрушек и орудий труда; для игр с куклами и транспортными игрушками были сделаны макеты жилых комнат и макеты улиц нашего города.

3. Разработали и провели систему занятий, бесед, экскурсий с целью расширения знаний о социальной роли мужчин и женщин.

4. Оформили фотомонтажи “Моя семья”, “Мой папа – солдат”, “Мамочку милую нежно люблю”.

5. Организовали факультативы “Рукодельница” (обучение труду с тканью для девочек), “Самоделкин” (обучение труду с деревом для мальчиков), “Богатырь” (дополнительные физкультурные занятия для мальчиков, обучение игре в футбол, хоккей).

6. Сделали подборку детской художественной литературы, прочли детям и провели этические беседы по воспитанию женственности (“Морозко”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Золушка”, “Дикие лебеди”, “Снежная королева”), по воспитанию мужественности (“Мальчиш-Кибальчиш”, “На заставе”, “Сивка-Бурка”, “На льдине”, “Шел по улице солдат”, “Два брата”).

7. Осуществляли дифференцированный подход в трудовом воспитании: так, задания, требующие физической нагрузки, выполняли мальчики (вскопать грядки, перенести песок, налить воду, сгрести снег), а более легкую работу выполняли девочки (посеять семена, взрыхлить и прополоть грядки, протереть пыль, полить цветы).

Конечно, не все, что приемлемо для работы в детском саду, может быть перенесено в школу. Но продолжить проведение уроков по труду в двух подгруппах реально. Возможно и продолжение дифференцированного подхода на уроках физкультуры.

Ирина ШЕЛУХИНА,

заведующая яслями-садом # 30

Озерск,

Челябинская область

Казаки и золушки

Три года в нашей школе ведется раздельное обучение мальчиков и девочек.

Работая с девочками, учитель Сидельникова Л.А. стремится развивать у них такие качества, как скромность, женственность, доброта, отзывчивость, нежность, чуткость, умение быть очаровательной, обаятельной, целомудренной.

На уроках “Золушка” девочки учатся создавать уют в комнате и следить за порядком. Многое узнают о цветах: как сохранить дольше срезанные цветы, как ухаживать за комнатными растениями. А клуб “Умелые руки” учит девочек рукоделию, где они шьют, вышивают, вяжут, создают аппликационные композиции из бумаги.

На уроках русского языка и чтения девочки говорят о том, какой должна быть девушка, пишут сочинения “Какой я буду мамой”. Даже на уроках математики условия задач направлены на воспитание хорошей хозяйки, любящей мамы. За три года раздельного обучения уже заметно на совместных внеклассных мероприятиях с мальчиками, как девочки следят за своими манерами, поведением, а мальчики умеют галантно усадить девочку за стол, пригласить на танец, занять беседой.

Вся работа в классе мальчиков построена на воспитании мальчика – юноши – мужчины, защитника Отечества, отца, мужа, хозяина дома. Учитель Фартушная Н.Д. приглашает для классных бесед офицеров Российской армии (бывших учеников). Ребята отправляются в походы к историческим местам, связанным с историей Краснодарского края, станицы, с Великой Отечественной войной. Налажена тесная связь с местным казачеством, мальчики всем классом поют в хоре песни казаков, на уроках ритмики разучивают казачьи пляски, уделяется внимание и бальным танцам, современным ритмам. Уроки трудового обучения спланированы таким образом, чтобы мальчики как можно раньше смогли включиться в продуктивную работу. Родители класса мальчиков изъявили желание обучать своих сыновей отдельно и в школе II и III ступеней.

Владимир БУТОВ,

директор средней школы # 7

ст. Днепровская,

Тимашевский район,

Краснодарский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте