Еще трудятся наши эксперты по самым разным предметам школьной программы, еще сотрудники школьного отдела готовят к публикации лучшие работы по математике и физике, английскому языку и литературе. Но это – прощальные аккорды конкурса “Сто друзей” сезона 1998 – 1999 годов.
Мы собрали и проанализировали ваши письма, еще раз просмотрели все 918 работ, пришедших в редакцию. И вот наш отчет о конкурсе и о конкурсантах. Может быть, наши выводы пригодятся участникам “Ста друзей” сезона 1999 – 2000 годов.
А вот в том, что вам будут полезны советы нашего жюри, мы не сомневаемся. Ведь наши многоуважаемые судьи критикуют в надежде на то, что даже отрицательную
рецензию учитель возьмет “в дело”. Здесь, в “Теме”, мы представляем первые выводы экспертов.
Не удивляйтесь, что пока мы ничего не говорим о победителях. Работа экспертов-предметников – это только первый тур конкурса. Во втором туре коллективное жюри определит окончательных победителей по всем пяти направлениям, как мы и обещали.
В отзывах на этой странице вы найдете имена учителей технологии, географии, математики, прошедших во второй тур. В августе мы опубликуем полный список преподавателей, преодолевших барьер первого тура. И фамилии победителей в номинациях. До встречи!
Отдел школ
География
Не давайте зайцам убивать шофера!
Среди работ по географии очень много интересных краеведческих материалов. Об Урале, Кавказе, Сибири. Как правило, они насыщены фактическими сведениями о природе и хозяйстве области, поселка, города. Что касается формы подачи материала, то прослеживается явное преобладание учительских рассказов, а ученики лишь пассивно их слушают.
Интересный материал о “живом деле” мы получили от учителя географии Игоря Данилко из города Туймазы Башкортостана о работе школьного географического клуба “Раймантау”. Игорь Михайлович не только рассказал об экспедициях школьников по родному краю, но прислал нам и кодекс клуба, и экспедиционные фотографии, и заметки в местной печати о работе “Раймантау”.
Хочется дать нашим конкурсантам несколько советов. Надеюсь, никто не в обиде на дружескую критику. Будьте внимательны, когда вы определяете главную цель урока. Например, учительница пишет в предисловии к сценарию урока в курсе географии 6-го класса по теме “Атмосфера. Погода и климат. Времена года. Гимн весне”, что задача занятия – “сформировать более глубокое представление о весне – “утре года”.., показать положительное влияние весенней природы на создание художественных произведений поэтами, художниками, композиторами”. И прибавляет: “Игра в моей работе является главной”. Другой педагог считает, что ее цель – “совершенствовать навык художественного чтения, хорового пения”. Все это замечательно, но когда же у этих учителей происходит собственно обучение географии? И как оно осуществляется?
Учителя географии и экологии прислали на конкурс много разработок игр, но, к сожалению, среди них мало оригинальных, своих. Большая часть – широко известные лото, карточки, “Счастливый случай”, “Угадай…” и так далее.
Подробнее остановлюсь на ролевых играх на экологическую тему. Действующие лица в них – Атмосфера, Нептун, Леший, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Природа, Нерпенок, Чайки и другие. Что они делают? Конечно, борются с врагами природы – лесорубами, водителями, начальником ЦБК. Но как? Например, в одной экологической сказке зайцы собираются убить шофера, отравляющего их угарными газами.
Конечно, очень важно проводить экологические мероприятия, обсуждать с ребятами негативные последствия деятельности человека, но не менее важно соблюдать чувство меры. Многим авторам это чувство изменяет – их сценарии написаны с позиции алармизма, отрицающегося всякую хозяйственную деятельность человека. Так, один из наших конкурсантов провел большую работу по подбору примеров, но воспользовался устаревшей литературой. И получилось, что Рейн – сточная канава Европы, а на токийских улицах полицейские могут находиться только в противогазах. На деле это давно уже не так. Гораздо продуктивнее говорить с детьми о возможностях восстановления природной среды и ее улучшении, вместо того чтобы отрицать хозяйственную деятельность как таковую.
Иногда в ролевой игре предполагается “перевоплотиться” в какого-нибудь зверя. “Я – бизон, самое крупное стадное животное, – в соответствии с задумкой автора рассказывает первоклассник. – Из шкур бизона индейцы раньше делали свои жилища, шили обувь”. То есть фактически все эти манипуляции проделывают с ребенком, ведь он играет роль бизона! И далее: “Особый интерес у меня вызывают искалеченные быки и коровы”. Обратите внимание: вызывают не сочувствие, не сострадание, а интерес. Мелочь? Не стоит пренебрегать мелочами, которые могут надолго запомниться школьнику.
Ольга Крылова,
доцент кафедры исторического и социально-экономического образования РАПКиПРО, учитель географии 1305-й школы
Москва
Математика
Более девяноста работ по математике оспаривали право называться лучшей. Среди них – интересные сценарии уроков, внеклассных мероприятий, описания собственных методических находок. Мы увидели, что участники конкурса – настоящие учителя. Это неравнодушные, думающие, энергичные люди. Они живут радостью творчества, несмотря на огромные трудности, которые приходится сейчас всем испытывать.
И все-таки, дорогие коллеги, конкурс есть конкурс. Необходимо определить победителей. А это совсем непросто, ведь в каждой присланной работе есть положительное зерно. Я выделил пять основных параметров, которым должен отвечать хороший методический материал.
1. Уровень обоснования дидактических целей.
2. Степень новизны учебного содержания.
3. Оригинальность формы материалов.
4. Согласованность методического обеспечения и психолого-педагогических особенностей возрастной категории.
5. Наличие системы представленных методических средств.
К сожалению, анализ показал, что разработок, в которых учителя грамотно и осознанно излагали дидактические цели урока, внеклассного мероприятия, приводили методическое обоснование того или иного приема, немного. Часто в работах вообще отсутствовали даже намеки на какие-то педагогические задачи. Иногда цели были слишком глобальны и не соответствовали учебному содержанию. Так, например, в одном конспекте учитель предлагает интересное содержание, сочетающее гуманитарную и математическую линии. Между тем сама структура урока, не подкрепленная адекватными дидактическими целями, расплывается, поскольку одна содержательная линия искусственно привязана к другой. Другой учитель, выбравший в качестве наглядного средства пример использования математических методов в природе, заимствует содержание из педагогической литературы. Увы, собранные куски из разных источников не заменят собственных размышлений.
Оказывается, математика привлекает не только самих математиков, но биологов и физиков. Например, учитель химии и биологии третьей печорской средней школы Антонина Столярова рассматривает в своей работе различные способы доказательства теоремы Пифагора. А учитель физики Игорь Изюмов из города Аксай Ростовской области рассказывает об использовании математического аппарата на уроках физики.
В разработках уроков нет ярких методических находок. Немного работ, в которых присутствует единство формы и содержания. Иногда учитель, увлекшись выбранной формой, теряет систему вопросов и упражнений или в угоду выбранному сценарию упрощает задачи до такой степени, что они не соответствуют возрастной категории учеников.
А вот сочетание взвешенного содержания, продуманной системы задач, четкой организационной структуры свидетельствует о высокой педагогической культуре авторов. Эти слова можно адресовать Ирине Воробьевой из Твери, Румие Саитовой из села Терекли-Мектеб, Дагестан, Татьяне Шушковой из деревни Бучиха Вологодской области, Светлане Борисовой из Калининграда.
Очень заинтересовала необычная школьная доска, которую придумала учитель математики из сельской школы Омской области Валентина Рассказова. К сожалению, идея изложена лишь в самых общих чертах. Валентина Алексеевна, ждем от вас подробностей!
Методическое мастерство, творческий исследовательский подход демонстрирует работа учителя математики 101-й школы города Ростова-на-Дону Татьяны Молчановой. Это, пожалуй, единственный конкурсный материал, в котором содержится целая система интегративных математических курсов с 5-го по 11-й класс.
Сценарии внеклассных мероприятий по математике отличаются большим разнообразием и новизной по сравнению с уроками. Скорее всего, сама форма этого вида деятельности располагает к широкой фантазии, выдумке, творчеству. И здесь надо отдать должное смекалке наших друзей. Вот только некоторые названия конкурсных материалов: “Путешествие в Числоград”, “Пчелиная геометрия”, “Экскурсия в музей почетных вещей”, “Полет на планету Геомыслия”.
Значительно меньше пришло материалов, посвященных тем или иным методическим приемам преподавания математики. А ведь создание новых дидактических средств – одна из важнейших сторон творческой деятельности учителя. Именно в неожиданно открывшемся приеме, способе, методе и проявляется истинная сущность творчества педагога. С маленькой находки, системы эффективных средств начинается подлинное мастерство. Показательна в этом отношении работа учителя математики Евгеньевой Т.Н. (Тамбов). Она излагает особую технологию, направленную на формирование у учеников умения решать задачи. Для этого учитель использует и научный, и практический подход.
Это же можно сказать и о материалах, Анны Ликсановой (Войлово Калужской обл.). Многие учителя используют такую форму работы, как зачет. Однако зачеты, разработанные Анной Егоровной, – это целая гамма методических средств, в которой все направлено на получение знаний каждым учеником независимо от уровня его способностей, потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей. Именно таких работ-озарений, в которых творческий полет, практика и научный подход слились воедино, хотелось бы видеть больше.
Подводя итоги конкурса, можно назвать те работы по математике, которые получили наиболее высокие оценки по трем основным номинациям.
I. Технологии и методики преподавания
1. Молчанова Т.И. (Ростов-на-Дону). Разработки математических курсов по теме “Гуманитаризация математики”.
2. Ликсанова А.Е. (с. Войлово Калужской обл.). “Методика проведения зачетов в системе дифференцированного обучения”.
3. Евгеньева Т.Н. (Тамбов). Наглядно-символические схемы решения задач.
3. Рассказова В.А. (с. Белогривка Омской обл.). Система методических приемов и дидактических средств.
II. Оригинальные сценарии уроков
1. Молчанова Т.И. (Ростов-на-Дону). Разработка урока “Вокруг да около окружности”.
2. Шутеева В.Е. (Томск). Серия разработок уроков с психологическим комментарием.
3. Хлестунова Г.А. (Знаменск Астраханской обл.). Разработка урока “Формула Симпсона и ее применение” (по программе модульного обучения).
III. Организация внеклассной работы по предмету
1. Смолина Н.В. (п. Октябрьский Ярославской обл.). Серия сценариев внеклассных вечеров по математике.
2. Запивахина Н.И. (г. Сосновый Бор Ленинградской обл.). “Целостное восприятие мира и роль математики в познании”.
3. Грознова Г.А. (С.-Петербург). Сценарий “Декада по математике”.
3. Филиппова Ю.К. (Москва). “Подготовка видеофильма как форма внеклассной работы по математике”.
Алексей АЗЕВИЧ,
учитель математики, кандидат педагогических наук
Технология
Чай пьют и дело разумеют
Этот предмет в наши дни называют по-разному – “Обслуживающий труд”, “Технический труд”, просто “Труд” или “Технология”. Споры идут не только вокруг имени, но и вокруг принципов преподавания. А тут еще и преподавателя-специалиста по трудам днем с огнем не найдешь. Во многих школах предпочитают, ничтоже сумняшеся, просто отказаться от этих занятий, отдав часы наукам.
А вот пришедшие на конкурс работы по технологии показывают, что не все так плохо! Учителя работают, проводят очень интересные занятия, с выдумкой. Так, урок-игра “Чаевничание” для 6-го класса (автор Татьяна Еремеева, Воронеж) позволяет не только научить девочек готовить чай, но и познакомить их с традициями разных народов, развить творческие способности. Кульминацией занятия становится подготовка тремя командами чайного стола – по-французски, в соответствии с китайской чайной церемонией и по-русски.
Особо выделяется урок для шестого класса Надежды Бойко из Нижнеудинска “Русский костюм Восточной Сибири. Косник как часть костюма”. Вокруг небольшой, но яркой детали костюма – косника – учительница развернула целый разговор о традициях костюма родного края, о красоте и вкусе, древности и современности. А конкретный результат – изготовление самого косника.
Хочется отметить разработки уроков-праздников учителем технологии из поселка Пограничный Приморского края Галиной Крючкевич. Итоговое занятие в этой серии становится эмоциональной и смысловой точкой, с показом результатов работы и поощрением самых активных и умелых.
А учитель технического труда Барзугинской средней школы Леонид Будунов (Республика Бурятия) прислал целую программу по техническому труду для мальчиков 5-9-х классов с оригинальной системой контроля знаний и умений.
Анна Панфилова,
учитель информатики и технологии 534-й московской школы
Почти год мы исправно нумировали письма, приходящие в редакцию, заносили данные о каждом участнике в компьютер. Конкурс “Сто друзей” для школьного отдела “УГ” стал таким же привычным и родным, как крупномасштабный “Учитель года”. Больше того, мы поняли, что “Сто друзей” нужны учителям не меньше, чем ежегодное очное состязание педагогов. “На конкурсе “Учитель года” в своем районе я была только девятой, но это тоже победа. Форма конкурсных фрагментарных уроков не позволяет познакомиться с “кухней” учителя. Вероятно, такая возможность откроется на конкурсе “Сто друзей”, участвуя в котором, хочу поделиться своим опытом. Может быть, разрешатся и мои сомнения в том, что не сумела донести свои идеи до коллег”, – написала нам филолог из Воронежской области Виктория Сушкова.
И вот наступило лето. Такое чувство, что мы лишились чего-то очень важного. Письма иссякли, конкурс завершен. Остается подвести итоги. А они, к нашей радости, превзошли все ожидания. Права преподаватель русского языка и литературы московской Ломоносовской школы ?3 Елена Орлик, предполагая: “Можно представить, какой поток творческих работ обрушивается на вас сейчас, ведь Россия всегда славилась новаторами!” В этом сезоне 612 учителей прислали в общей сложности 918 работ! Впору переименовать состязание методических разработок в “Тысячу друзей”.
Впрочем, извините, назвать всех наших конкурсантов учителями было бы неправильно. “Сто друзей” настолько демократичен, что среди участников оказались и экономист, и заведующий сектором Российской государственной библиотеки (незабвенной Ленинки), и даже профессиональный шофер. Робко стучались в дверь воспитатели детских садов, библиотекари, преподаватели профтехучилищ. Зря робели, ведь конкурс открыт для всех, лишь бы идеи наших друзей-адресатов пригодились там, где учат – в школе, училище, детском саду… А что касается социального статуса конкурсантов – тут и вовсе никаких ограничений. Для нас все участники одинаково важны и почетны – от семиклассницы Марины Зепновой из Самарской области до академика Российской академии образования Пюрвя Мучкаевича Эрдниева.
Резко возросшее количество друзей “Методической кухни” позволяет нам, оперируя статистикой, набросать портрет читателя “Учительской газеты”.
Итак, наш читатель – это учитель обычной массовой школы, иногда неполной, часто – сельской. Вот она, наш типичный конкурсант – преподаватель Новокырлайской средней школы им. Г.Тукая в Татарстане Танзиля Мансурова: “Работаю в сельской школе 22-й год. Преподаю английский язык. Очень люблю свою работу, детей и сельскую жизнь. Увлекаюсь психологией, нетрадиционной медициной. Все это связываю с астрологией и народными средствами лечения и методами воспитания. Люблю наблюдать, анализировать, делать выводы. Есть своего рода “маленькие открытия”. А когда увидела конкурс “Сто друзей”, я поняла – родная моя “УГ” нуждается в нашей, а может быть, и моей помощи”.
Примерно 50% участников работают в гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением тех или иных предметов. Замечательно, что на приглашение к сотрудничеству откликнулись преподаватели специальных школ-интернатов, школ-интернатов для детей-сирот, коррекционных школ-интернатов, санаторных школ. Давно пора показать себя! И эксперты, кстати говоря, высоко оценили эти работы. Получали мы весточки из нетрадиционных учебных заведений, таких, как военно-городская школа, школа-система (это в Саратове) и даже Екатеринбургская муниципальная школа общего среднего образования с торгово-предпринимательской профилизацией. И только одна работа пришла из частного учебного заведения – школы “Анастасия” города Глазова.
Наш читатель – предметник (большая часть конкурсантов – учителя литературы), иногда методист, завуч или директор школы, педагог-организатор, педагог-психолог, чиновник управления образования, научный сотрудник института повышения квалификации. Очень много работ пришло от педагогов из Домов и Дворцов детского творчества, досуговых и образовательных центров. Выяснилось, что эта система жива вопреки всему, и современному школьнику есть где с пользой провести свободное время. Хочешь – вышивай или занимайся макраме, хочешь – пой или на фортепиано играй, а хочешь – конструируй или фотографируй.
Нам пишут письма целыми школами и даже городами. Например, из города Березники Пермской области нам пришли письма если не от ста друзей, то от двух десятков из разных учебных заведений – точно. Активно включились в конкурс учителя 426-й гимназии города Ломоносова в Санкт-Петербурге – три материала от учителей начальных классов, четыре – от учителей математики. Скооперировались педагоги Дома детского творчества “Родничок” села Ермаковское Красноярского края и Войловской основной школы из Калужской области.
Ну а что касается конкурсных материалов, мы поняли, что большинство наших читателей самой важной в своей работе считают внеклассную деятельность. Именно в этой номинации больше всего работ. Поразительный факт, если учитывать, что даже за работу в классе учителю порой месяцами не платят.
А они, несмотря на это, веселятся. “Новый год”, “Последний звонок”, “Мисс лицей”, вечер романса, танцевальный праздник, юбилейный школьный вечер, “Прощание с букварем”, посвящение в гимназисты, конкурс актерского мастерства и даже “Вручение паспорта” – смешались традиции и “новые веяния”. Кто-то, с позиции столичного жителя, называет эти праздники доморощенными. Но мы-то знаем, как они важны в маленьких городах и селах, где просто нет иной возможности передохнуть от тяжелых будней. Порадовало нас, что в номинации “Внеклассная работа” много сценариев школьных библиотекарей.
Конечно, много мероприятий по литературе, общеразвивающего, познавательного характера и для малышей в начальной школе.
А вот то, что не меньше разработок для внеклассных занятий по математике – это немного необычно. Хотя вполне понятно – сложный предмет нелишне “разбавить” шуткой, праздником после уроков.
Но вот парадокс. При всей популярности развлекательно-познавательных мероприятий вне класса, игр на уроках нам прислали совсем немного. И опять фавориты – математика и начальная школа. Намного меньше играют наши конкурсанты на уроках иностранного языка, хотя именно здесь особенно требуются игровые ситуации!
В разработке традиционной формы обучения – урока – блеснули многие наши конкурсанты, сценариев в редакцию пришло почти столько же, сколько внеклассных мероприятий. Но опять загадка – почему самые активные в этой номинации учителя начальной школы и литературы? Либо учителям других предметов больше нечего прибавить к тому, что уже описано в методической литературе, либо, наоборот, преподаватели стоят перед непаханым полем проблем преподавания информатики, черчения, русского языка и других наук. Скорее – последнее. Одна из наших конкурсантов, учитель валеологии из сельской школы Ленинградской области Татьяна Киселева назвала “Сто друзей” “ликбезом для школьных сценаристов”. Наверное, тут есть доля истины. Что думаете вы, читатели?
А вот что касается небольшого числа работ в номинации “Маленькие находки” – тут все ясно. Яркая находка, которой хочется поделиться с коллегами, – это как удачно найденная рифма для стихотворца. А вдохновение приходит нечасто.
Разработок по направлению “Технологии и методики преподавания” тоже пришло не так много (172 работы из 918). Зато здесь царит гармония, разработаны учебники, программы, курсы по всем основным предметам – литературе, истории, математике, иностранным языкам. В числе аутсайдеров – физика и химия, но последняя вообще не в чести у “Ста друзей”, как и география.
Если не считать дотошно цифры, можно сказать, что на конкурсе представлена вся школьная программа и даже больше. От естественных наук до музыки, искусства, ОБЖ, занятий по правилам дорожного движения, психологии, шахматам, агрономии. Очень много интегрированных уроков. Самый многопрофильный посвящен пчелам и содержит сведения из математики, биологии, истории, литературы, географии, музыки.
Глядя на это изобилие, мы решили, что оно не должно пропадать. К сожалению, на газетной площади всех друзей не уместишь. Мы прислушались к совету учителя истории Мелехинской средней школы Курской области Олега Печурина: “Если будет создан методический банк, то им могут воспользоваться многие учителя”, и открываем страничку “Ста друзей” в Интернете, на сайте “УГ”. Со временем там появятся лучшие разработки, не вошедшие в бумажную “Методическую кухню”.
В августе мы объявим победителей. Но что бы там ни решили наши строгие эксперты, помните, дорогие друзья, что для нас вы все одинаково блистательные, лучшие учителя России. Поэтому не огорчайтесь проигрышу. Следуйте логике Надежды Кулик, учителя биологии средней школы ?8 села Николаевка Краснодарского края: “Очень трудно было решиться принять участие в конкурсе “Сто друзей”. Надеюсь, мой опыт окажется интересным и полезным, а если что-то не так – друзья не осудят”.
От имени отдела школ
Оксана РОДИОНОВА, письмочит
В этом сезоне 612 учителей прислали в общей сложности 918 работ! Впору переименовать состязание методических разработок в “Тысячу друзей”.
Эмблема
Паруса для победителей
Итак, перед нами 125 индивидуальных и коллективных эскизов эмблемы конкурса “Сто друзей”. И даже одно стихотворение, посвященное таинству создания эмблемы. Автор – учитель физики и математики О.А.Свириденко из Панагинской неполной средней школы Иркутской области. Он прислал свое стихотворение вместе с работами ребят и так объяснил нарисованное:
Голубь мира, открытая книга,
Планета детская, семья –
Это символы нашей школы
Пусть об этом узнают друзья.
Спасибо всем, кто не пожалел времени и провел часы за созданием эмблем. Все эскизы сделаны с душой и достойны высшей похвалы. Вы можете убедиться в этом, взглянув на рисунки. Сегодня мы в последний раз публикуем лучшие работы, которые не стали нашей эмблемой только потому, что технология производства газеты не позволяет передать в полной мере красоту этих произведений.
Ольга Моисеева, 7-й “А” класс, ср.шк. ?4, Великие Луки Псковской области, преподаватель Петушок О.В.
Галина Хлестунова, заместитель директора по учебной части средней школы ?234, Знаменск Астраханской области.
Владимир Филиппов, учитель ИЗО МОУ, “Гимназия #3”, Рубцовск Алтайского края.
Ну а победительницей стала преподаватель 95-й кемеровской школы, методист областного Института усовершенствования учителей Валентина Новоселова. Она не только подарила конкурсу эмблему, но и позаботилась, чтобы страницы с публикациями победителей-предметников были украшены в едином стиле.
“В качестве эмблемы предлагаю кораблик с изображением солнышка на парусе. Оно должно быть разным, ведь каждый учебный предмет имеет свой символ. По парусу наши друзья сразу определят то бушующее море знаний, по которому плывет корабль”.
P.S. Лучшие работы, вошедшие во второй тур конкурса, читайте на страницах 10, 15-20, а также в NN 12, 16, 20 за 1999 год. Обратите внимание на необычное оформление “Ста друзей” в этом номере – предметные эмблемы на каждой странице.
Комментарии