search
main
0

Телевидение: развлекает, убивает, врет. На экспертной сессии по информационным технологиям завучи собирали… букеты

Прошедший в московской средней школе №1365 с углубленным изучением английского языка аналитический семинар «Информационные технологии как механизм повышения качества начального образования» для заместителей директоров 1-й ступени школ Южного округа столицы заметно отличался от стандартного мероприятия: не было пленарной части с докладами, участники не расходились для работы по секциям и не собирались вновь, чтобы проголосовать за проект резолюции. Семинар проходил в форме экспертной сессии. А итогом работы стал… букет.

тоже была технологичной. Группа разработчиков провела классический «мозговой штурм». Прежде чем оценивать, нужно понять, что скрывается за словами «качество образования» и «информационные технологии» и достаточно ли этих слов для анализа ситуации? Глоссарий собрали быстро: добавили субъектов – «учителя» и «ученика», образовательный результат – «грамотность» и путь его достижения – «критическое мышление». Подумав хорошенько, разделили «информационные технологии» на «информацию» и «технологию». Эти слова стали исходным материалом на стадии вызова.

Подготовка

Тема семинара была согласована с окружным методическим центром и заявлена в плане работы округа. Цель – оценить эффективность применения различных информационных технологий для повышения качества начального образования. В основу легла базовая модель технологии РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо»): «вызов-осмысление-рефлексия». Поскольку в короткое время нужно было рассмотреть и представить максимальное количество различных точек зрения, выбрали стратегию «Зигзаг».

Подготовка тоже была технологичной. Группа разработчиков провела классический «мозговой штурм». Прежде чем оценивать, нужно понять, что скрывается за словами «качество образования» и «информационные технологии» и достаточно ли этих слов для анализа ситуации? Глоссарий собрали быстро: добавили субъектов – «учителя» и «ученика», образовательный результат – «грамотность» и путь его достижения – «критическое мышление». Подумав хорошенько, разделили «информационные технологии» на «информацию» и «технологию». Эти слова стали исходным материалом на стадии вызова.

Вызов

Участники расселись за пять столов, расставленных так, чтобы всем была видна классная доска с темой семинара. На каждом столе – конверт, листы цветной бумаги, ножницы, клей, фломастеры, ручки и карандаши. Ведущая семинара Юлия Евгеньевна Пинчук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе 1365-й школы, предложила извлечь из конвертов карточки со словами и составить из них кластер, отразив взаимные связи между понятиями. Если группе не хватало выданных слов, можно было не ограничиваться ими, а дописывать недостающие термины. Каждая группа представила и обосновала свою позицию. В кластерах появились «семья» и «социум», между «учителем» и «учеником» установилось «сотрудничество», а к «информации» добавились, уточняя и детализируя, ее источники: «книги», «радио и телевидение», «компьютеры» с «интернетом»… Честно говоря, мы очень на это рассчитывали!

Юлия Евгеньевна познакомила участников с оригинальной точкой зрения на информационные технологии: «Традиционно информационными технологиями считаются технологии, связанные с использованием компьютеров и другой вычислительной техники. Но подобная трактовка грешит неполнотой и не может претендовать на истинность. Понятие «информационная грамотность» стало центральным, оно охватывает целый ряд знаний, умений и навыков, которыми должен обладать молодой житель России в новом информационном веке». На столах появились тексты, описывающие наиболее общие требования к информационной грамотности подрастающего поколения, включая поиск, анализ, использование имеющейся и создание новой информации. Очевидно, что достигшие этих стандартов дети будут готовы к жизни в радикально меняющемся мире.

Осмысление

Главное на стадии осмысления – встреча с новой информацией, знакомство с текстами и активная работа с ними. Каждой группе достался текст об одном из источников информации: книгах, радио, телевидении, кино (или видео), интернете. Участники семинара обсудили тексты в группах, постарались найти достоинства и недостатки каждого источника и понять, каким образом его применение поможет сформировать информационную грамотность учащихся.

Первая группа сравнивала термины и понятия «информационная грамотность», «информационная культура» и «культура чтения». Участники-эксперты рассказали остальным, что термин «культура чтения» относится не только к умению ориентироваться в море информации, но и включает в себя понятия «интерес к чтению», «любовь к книге», «восприятие и понимание прочитанного», «творческое чтение». Таким образом, «культура чтения» становится более личностным, даже интимным понятием, чем сухая «информационная грамотность». Интересно, что термин «культура чтения» в подобной трактовке встречается только в русском языке.

Во второй группе обсуждали кино- и видеофильмы. Никто не спорит, информация, представленная в наглядной форме, усваивается легче и быстрее. Фильмы успешно выполняют все дидактические функции: их можно использовать для первичного представления знаний, для закрепления, повторения, обобщения, организации контроля усвоения. В учебных видеофильмах широко используются специальные виды съемок – цейтрафер (замедленная съемка) и рапид (ускоренная съемка), микросъемка, мультипликация. Эксперты так увлеклись, что предложили выделить использование видеофильмов в отдельный метод обучения!

Третья группа рассказала, как обстоят дела с компьютерной грамотностью в российских школах. Из заморской диковинки персональный компьютер давно превратился в рабочий инструмент, без которого многие уже не могут обойтись. Компьютеры есть везде. Ученики переписываются по электронной почте, создают web-сайты, пишут программы, обсуждают работу серверов и провайдеров… На домашних компьютерах! А в школе? Может быть, проблема в том, что на отсталой технике нельзя показать самое интересное? Если бы можно было на уроках организовать высокоскоростной доступ в интернет и применять современные программы, интерес к учебе был бы намного выше.

Четвертая группа экспертов анализировала радио, которое вот уже более 60 лет является важным средством массовой информации: не только развлекательным, но и образовательным. Вспомнили «Радионяню», воспитавшую не одно поколение «ребят-тру-ля-лят», и посетовали, что ничего подобного сейчас в радиоэфире не услышишь.

Завершала обсуждение пятая группа, изучавшая образовательный потенциал телевидения. Обсуждение было бурным, и немудрено – ведь сегодня на земле не осталось мест, которых не достигло бы телевидение. Эксперты сообщили статистические данные: в среднем телевизор бывает включен более 7 часов в сутки, к 18 годам ребенок успевает провести перед экраном свыше 2 лет своей жизни и увидеть на телеэкране 200 тысяч сцен насилия, ежегодно ребенок наблюдает более 9 тысяч сцен интимных отношений или намеков сексуального характера. А познавательные телепередачи часто не совпадают с учебным расписанием и содержанием урока. Нужны образовательные каналы, которые будут поддерживать и развивать информационную грамотность учащихся.

Рефлексия

Бурные обсуждения постепенно стихли, и экспертам стало ясно, что пора подводить итоги. Каждый участник записал свое мнение об источнике информации на листке цветной бумаги. Так вокруг сердцевинок с названиями появились лепестки индивидуальных мнений. У «книги» – «радость познания» и «общение», возле «кино/видео» – «мультипликация облегчает понимание сложного учебного материала», «радио» – просто «источник информации», а «телевидение» – «влияет на общественное сознание». Но самые экспрессивные пожелания приклеились к «компьютеру»: «Пусть никакие вирусы не омрачат ваше взаимодействие с компьютером!», «Smart-доска: применение в обучении», «Повышать компьютерную грамотность!» и печальное «Очень хочется иметь технические средства и в нашей школе. А их нет!»

Когда все индивидуальные мнения были записаны и наклеены, группа перешла к коллективной рефлексии. На зеленых листочках записали синквейны:

Книга.

Мудрая, вечная.

Учит, лечит, ведет.

Всю жизнь сопровождает

Радость.

Телевидение.

Общедоступное, информационное,

Развлекает, убивает, врет.

Без него никуда.

Контроль!!!

Компьютер.

Полезный, современный.

Информирует, учит, развлекает.

Как мы жили без него?

Необходим!

У каждой группы получился собственный цветок, который поместили в вазу. Вот и собран наш букет информационных технологий, обеспечивающих качество образования в начальной школе.

Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель, методист кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования

Вместо послесловия

Впечатления участников от самого семинара: «Восторг», «Познавательно», «Отлично!!!», «Полезно!!!», «Великолепная подготовка и прекрасное проведение. Мо-лод-цы!»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте