search
main
0

Текст с живой картинкой. Какой должна быть информационная модель учебного материала

На страницах «УГ» много пишут о создании электронных моделей учебных предметов. Их очень удачно охарактеризовал директор профессионального лицея №4 г. Воронежа С. Виниченко: «Учебные программы, которые имеются в электронном виде, в большинстве случаев копируют книги. Только добавлены элементарные мультимедиа технологии, и все» (см. «ИКТ в образовании» №4 в «УГ» за 10 февраля 2004 года).

Эти выполненные на достаточно высоком программном уровне «тексты с живыми картинками» построены по следующей схеме:

1) охватывается школьный курс по всему предмету или по какому-то классу;

2) общепринятый текст дополнен «живыми картинками»;

3) в тексте выделены ключевые слова, по которым можно свободно «передвигаться» по тексту (как в энциклопедии);

4) по уроку или теме имеется система контроля.

Такой подход не дает никакой новой педагогической информации об учебном материале, не создает основы для решения дидактических задач в процессе обучения, не обеспечивает системности в информатизации процесса обучения.

В Челябинском государственном педагогическом университете к решению этих проблем подошли принципиально с других позиций.

Учебный материал представлен в компьютере в виде выделенных дидактических структурных единиц и логических связей между ними. Таким образом, четко выделены все внутрипредметные и межпредметные связи. Каждая структурная единица, в свою очередь, разворачивается в два окна: в одном необходимый методический материал по этой структурной единице, а в другом – необходимая мультимедийная картинка (анимация, видео и т.п.).

По каждой структурной единице на экране представлены все входящие связи (структурные единицы, на которые опираются при ее изучении) и выходящие связи (структурные единицы, при изучении которых опираются на нее). Имеется возможность свободно переходить по этим связям в любом направлении. «Передвижению» по тексту помогают дидактические гиперссылки. Более того, по запросу выдается вся методическая цепочка, которая приводит к выделенной структурной единице,чем обеспечивается проведение повторения дома и на уроке.

Подобное представление учебного материала по большинству школьных предметов с единых позиций служит надежной основой для развития общенаучных учебно-интеллектуальных умений (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация. определение понятий, конкретизация, доказательство и опровержение).

По каждому уроку и теме имеется полная валидная система контроля на трех уровнях сложности. Эти свойства гарантируются тем, что система контроля проверяет каждую структурную единицу и каждую логическую связь. После ее проведения ученику и учителю сообщается, какие задания выполнены верно, а какие нет. Указывается также, какие структурные единицы учеником не усвоены, то есть указывается, что ученику нужно повторить. Такая же информация сообщается по классу в целом, чтобы учитель видел, на что надо обратить внимание.

На основании полученных результатов построен полный внутришкольный педагогический мониторинг, который дает возможность в любой момент увидеть на экране (и распечатать на принтере) результаты с начала учебного года по каждому ученику, классу в целом и параллели. Эта информация сообщается также по каждой теме, уроку и структурной единице. Таким образом, строится педагогическая траектория движения ученика по каждому предмету, вовремя выявляются негативные моменты в процессе обучения, формируется план необходимых работ различных методических объединений (кафедр) школы.

Построенная информационная модель учебного материала дает возможность педагогически грамотно поставить и решить с помощью компьютера в интерактивном режиме следующие дидактические задачи:

– оптимальное распределение учебного времени по предмету и между предметами;

– дифференцированный подход к учащимся;

– оптимальный отбор форм и методов работы на уроке;

– конструирование системы уроков по теме;

– прогнозирование результатов учащихся.

Для построения информационной модели ученика и более адекватного решения описанных задач создан автоматизированный психологический мониторинг, который рассматривается нами как система информационного сопровождения процесса обучения.

Психологический мониторинг построен на основе современных компьютерных технологий и позволяет провести стандартизированную диагностику особенностей личности, интеллекта и сферы межличностных отношений учащихся. Психологическое тестирование проводится в режиме диалога ученика с компьютером.

Исследование интеллекта затрагивает три взаимосвязанные, но качественно различные сферы: природную составляющую интеллекта, культурно опосредованную и процессы регуляции.

Сразу по окончании тестирования учащиеся имеют возможность ознакомиться с интерпретацией полученных результатов. Текст, который выдержан в положительном стиле, сообщает ребенку об особенностях его памяти, внимания, мышления. С обсуждения этой информации начинается индивидуальная работа психолога с учеником.

Диагностика интеллекта дополняется исследованием тех особенностей личности учащихся, которые в наибольшей степени влияют на учебные результаты.

Как известно, успешность обучения существенно зависит от особенностей мотивации ученика. Программа позволяет провести комплексную диагностику структуры мотивации.

Еще одним важным параметром для диагностики является самооценка учащихся.

Исследованию отношения ребенка со значимыми другими (одноклассниками, родителями, учителями) придается особое значение. В частности, программа включает стандартную социометрическую процедуру, наглядно представляющую структуру межличностных отношений в классе.

Оценивание учеником учителя является специфической возможностью программы. С помощью цветового теста изучается общий эмоциональный фон отношения детей к учителю. В игровой форме ребенок имеет возможность выразить свое отношение к особенностям преподавания. Программа позволяет выявить отношение ребенка не только к учителю, но и непосредственно к предмету.

Использование возможностей компьютерных технологий позволяет быстро и с высокой степенью надежности обрабатывать большие массивы данных и представлять их в форме, удобной для пользования.

Можно получить подробную информацию об отдельном ученике, классе, параллели или учителе. Интересующий параметр можно выбрать в окне, где представлен полный список тестов, входящих в психологический мониторинг. Основной формой представления результатов тестирования являются таблицы и графики.

При рассмотрении итоговых таблиц по классу, параллели становится наиболее очевидным превосходство компьютерной обработки данных. Ранжирование результатов позволяет наглядно увидеть группы детей, требующих особого подхода.

На следующей особенности программы следует остановиться отдельно. Под каждой таблицей существует окно внесения психолого-педагогических рекомендаций. В это окно психологом заносится текстовое описание результатов, представленных в таблице. В итоге все текстовые фрагменты объединяются, что облегчает написание заключения по ученику.

Обработка и представление данных личностного тестирования имеет свою специфику. Здесь задачей анализа является выявление проблемных точек в личностном развитии ребенка. Возможные проблемы обозначаются красным цветом. Зеленым – резервы для личностного развития.

В рекомендациях, которые вносятся под таблицу, отражаются те проблемные точки, которые есть у ребенка. Сопоставление результатов личностного и интеллектуального тестирования позволяет выявить возможные причины интеллектуальных затруднений ребенка.

Результаты оценивания учащимися учителей вносят весомый вклад в управление качеством образовательного процесса.

Обратная связь от учеников позволяет учителю более точно оценивать свою профессиональную деятельность. Светлые цвета, использованные при оценке труда учителя, свидетельствуют о хорошем эмоциональном отношении к данному учителю. Высокие показатели по гностическому, эмоциональному и поведенческому компоненту также являются признаками успешной работы. Полученные данные позволяют принимать конкретные управленческие решения.

Сильной стороной программы является то, что одни и те же параметры отслеживаются с 5-го по 11-й класс. Полученная динамика отражает особенности развития как конкретного ребенка, так и образовательной системы в целом. Ценность программы возрастает в процессе ее эксплуатации. Возможность накопления психолого-педагогических рекомендаций превращает программу из инструмента диагностики в инструмент поиска, разработки и передачи передового педагогического опыта.

На основании педагогического и психологического мониторингов происходит автоматизированное обобщение полученных результатов. Администрация получает подробную информацию о школе в целом, которая может быть в автоматическом режиме конкретизирована по каждому классу и ученику. Более того, имеется возможность увидеть те структурные единицы содержания любого учебного предмета в каждом классе, которые вызвали наибольшие затруднения учащихся, а также основные проблемы их личностного развития.

Описанные разработки прошли многолетнюю апробацию в школах различных регионов России и показали хорошие результаты. Опираясь на них, строится система муниципального и регионального мониторингов, которая использует современные телекоммуникационные технологии. Здесь весь обмен информацией осуществляется только на электронном носителе, создается единый для региона Центр репликации данных.

Дмитрий МАТРОС, декан факультета информатики Челябинского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, Челябинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте