search
main
0

Технология критического мышления. Надо идти, чтобы дойти до цели

Общепризнано, что в методике ХХI в. приоритет за приемами, ориентированными на активизацию познавательной деятельности учащихся. Если ХIХ в. был веком энциклопедизма, а ХХ в. – теоретизма, то ХХI в. станет веком методологизма. Методология определяет пути и принципы, способы и приемы познания, практическая реализация которых невозможна без определенных правил и процедур.

Пояснительная записка

На рубеже века прошлого и нынешнего хлынул поток, даже лавина, информации. Как оценивать достоверность информации – вопрос, волнующий как взрослого человека, так и ребенка. На фоне этих перемен видны три обстоятельства: 1) мы по-прежнему, говоря словами Пушкина, ленивы и нелюбопытны к собственному прошлому; 2) обнаружился феномен «белых пятен», когда узнаем о несоответствии большинства исторических сведений; 3) «очернение» дооктябрьского периода сменилось прямо противоположной тенденцией – идеализацией дооктябрьского и «очернением» советского периода.

Помочь ученику сориентироваться в выборе информации, дать возможность проявить себя и добиться успеха – задача курса, поскольку на протяжении 5-9-х классов ученика учат репродуктивными методами (запоминанием и повторением).

Данный курс ориентирован на использование технологии критического мышления, его трех стадий – вызова, осмысления, рефлексии.

В базовых курсах лишь упоминаются «вскользь» отдельные имена исторических лиц (Геродот, Нестор). Познакомить с историей, историографией, с именами историков. Курс обеспечен литературой из фонда школьной библиотеки (словари, энциклопедии, повести, романы). Имеются хрестоматия по истории СССР с древнейших времен, материалы из школьного музея.

Возможны следующие виды работ:

анализ автобиографий, биографий исторических лиц;

составление таблиц по «вертикали» и по «горизонтали»;

написание эссе;

подготовка сценариев культмассовых мероприятий в СДК, в школе;

публикации в газетах «Малая родина», «Новая жизнь» (местные газеты);

участие в конкурсах исследовательских работ;

активное участие в работе школьного музея.

Учащиеся могут выбрать объект изучения, желаемую работу для отчета, заниматься поиском литературы.

Ученик получает зачет за:

1) публичную презентацию своей работы в школе и за ее пределами (участие в конкурсах, публикации в газетах);

2) знания теоретической части (понятийный диктант, хронология).

В ходе собеседований в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу.

Изучение курса завершается участием во всероссийских конкурсах исследовательских работ.

Курс рассчитан на 34 часа.

Теоретическая часть – 14 часов.

Практическая часть – 20 часов.

1. Стадия вызова – 3 часа:

а) что такое история – 1 час;

б) история описательная – 1 час;

в) история – одна из древних наук (Геродот, Тацит) – 1 час.

Сбор материала – задание параллельно теоретической части.

Путь первый «Для самых ленивых, или автобиографический».

Путь второй «Для общительных, или сравнительно-биографический».

2. Стадия осмысления – 10 часов:

а) научные категории (время – когда? пространство – где? факт – что?). Интерпретация – 1 час;

б) логическая цепочка: предмет исследования – факт – интерпретация – вывод – 1 час;

в) средневековая наука (критика источников. Научные общества – академии, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза) – 1 час;

г) Эпоха Просвещения (Вольтер, Монтескье, Ж.Ж.Руссо) – 1 час;

д) Н.М.Карамзин – 1 час;

е) Методология истории ХIХ в. (Ключевский, западники и славянофилы, Шеллинг, Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, школа позитивизма – свою задачу видели в сборе информации, которая говорила сама за себя) – 1 час;

ж) источниковедение (Кареев) – 1 час;

з) методика исторического исследования по Дж. Г. Дройзену и Э. Бернгейму – 1 час:

эвристика;

критика;

истолкование;

изложение или историческая реконструкция;

и) начало ХХ в. – кризис истории (кризис позитивистской школы, устарелость повествовательной истории, вопрос субъективности мировоззрения исследователей) – 1 час;

к) вторая половина ХХ в. (школа клиометристов – исследователей, применяющих для изучения истории количественные, экономико-математические методы, персонифицированная история) – 1 час;

Урок-зачет – 1 час.

3. Стадия размышления, или рефлексии, – 20 часов.

1. Круг респондентов (по признакам – социальному, этническому, географическому) – 2 часа.

2. Источники (объем, вещественные, письменные, эпистолярные) – 2 часа.

3. Выбор темы – 2 часа.

4. Цель (автор должен видеть перед собой, мог сформулировать и реализовать) – 2 часа.

5. Погружение (выяснение деталей, подробностей, запись отдельных эпизодов, т.е. реконструкция ситуации) – 2 часа.

6. Сопоставление по горизонтали (люди одного поколения) и по вертикали (представители разных поколений) – 3 часа.

7. Социологическое исследование (правильно составленный вопросник из нескольких пунктов, а итог – собственное понимание проблемы в той или иной период) – 3 часа.

8. Оформление работы (вступление, основное содержание, заключение) – 4 часа.

Айман ХАМИДУЛЛИНА, учитель граждановедения, Оренбургская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте