search
main
0

Технология креативного конструирования как способ создания продуктивного урока

Уроки могут приносить радость и удовлетворение от хорошо проделанной работы, а могут расстраивать и уничтожать в нас ощущение профессиональной компетентности. Иногда урок зависит от настроя детей: от их желания постигать материал, настроя на учителя, от погоды, наконец. Иногда успех или неуспех зависит от случайности, от проводимой в школе проверки, от ожидаемых праздников – да мало ли от чего может зависеть радость нашего общения с детьми. Но все же урок творим мы, уважаемые коллеги, творим своей энергетикой, аурой и огромным желанием создать нечто продуктивное и оригинальное.

Какой урок может быть назван продуктивным? Тот, который оставил след в уме, сердце и тетради ребенка. Парадоксально, не правда ли? Но так оно и есть: если на уроке работали увлеченно и радостно, но в тетради пусто, то вряд ли в следующий раз дети смогут воспроизвести материал должным образом. Если же урок не запал в душу, то к нему не захочется вернуться, а значит, знания пропали втуне. Как же соблюсти эту тонкую меру между разумом и чувством? Как сделать урок интересным и полезным?На наш взгляд, выходом из сложившейся ситуации может быть овладение различными технологиями создания урока. Мы предлагаем один из возможных вариантов – Технологию Креативного Конструирования (для краткости назовем ее ТКК).Этот термин раскрывает особенности предлагаемого нами подхода к созданию урока естественно-гуманитарного цикла, к которым мы относим предметы, перечисленные в схеме 1.Все эти предметы объединяют обилие материала и недостаток часов на то, чтобы его передать детям, поэтому возникает необходимость отбора и выстраивания информации. В том числе и для этого была создана ТКК. Расшифруем эту аббревиатуру.Понятие «технология» свидетельствует о наличии алгоритма, пошаговой инструкции к действию, приводящей к определенному результату – созданию качественного урока. Так как технология -стратегическая единица обучения, то овладение ею дает молодому специалисту базу, фундамент создания уроков, от которого уже возможны и приветствуются различные индивидуальные вариации, методики, приемы, авторские разработки.Термин «конструирование» мы понимаем как создание элементов урока на основе алгоритма технологии в зависимости от личностной составляющей педагога и потребностей конкретной ситуации обучения (образно выражаясь, из готовых одинаковых кирпичиков можно сложить разное здание в зависимости от личности строителя).Обязательная составляющая нашей технологии еще не слишком распространенное слово «креативность» (от лат. «creatio» – «сотворение, создание»). Это «уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности». Относительно урока креативность мы рассматриваем с точки зрения творческого подхода учителя к созданию урока: мы даем алгоритм составления урока, раскрываем веер вариантов действия на каждом шагу алгоритма, а отбор конкретных способов действия, выбор фактов, лейтмотива зависят от творчества каждого учителя.Принципиальное отличие нашего подхода обусловлено тем, что технологичность нового поколения ХХI века предусматривает не просто пошаговый алгоритм, а наличие выбора возможных вариантов решения на каждом этапе. Графически сравнительная схема технологий ХХ и ХХI века выглядит следующим образом:- ХХ век: технология – это строгая последовательность действий, приводящая к заранее заданному результату;- ХХI век: технология – это существование вариативной структуры, где каждый шаг – это выбор альтернативных схем и способов действия. (Схемы 2 и 3.)Мы надеемся, что наша технология будет полезна и молодым преподавателям, и маститым педагогам. На сегодняшний день остро актуальны вопросы, связанные со способами проектирования и реализации современного учебного занятия, обладающего богатым развивающим потенциалом и позволяющего учащимся осознавать личностный смысл учения. Признавая ценность научной идеи, но не имея четкого инструментария ее практического воплощения, педагог вынужден опираться на свое вдохновение и талант, которые не всегда приводят к оптимальному результату. Находясь в ситуации неопределенности в процессе создания урока, педагог с трудом может отследить допущенные им методические ошибки, слабо контролирует результаты обучения, нервничает при проверке вышестоящими организациями, не осознавая четко, чего от него ждут. Поэтому для преподавателя технология создания урока, которая позволяет учителю получить четкий алгоритмизированный инструментарий его написания и воплощения, окажется тем необходимым инструментом, который поможет ему в его профессиональном росте.Основные элементы нашей технологии можно образно представить в виде трилистника (схема 4).В основе первого элемента лежит понятие, пришедшее из мира музыки, – лейтмотив урока (от нем. «Leitmotiv» – «ведущий мотив») – постоянный сквозной образ, характеризующий предмет, явление, идею, эмоцию. Это то главное, на что будет работать весь материал урока, его методика, форма проведения. Если не будет лейтмотива, то незачем проводить урок – он становится простым перечислением никому не нужных фактов. Учитывая разную направленность уроков, задач учителя и его индивидуальных склонностей, мы предлагаем веер вариантов лейтмотива урока.Крайне важно понять коренное различие между темой урока и его лейтмотивом. Тема определяется стандартами образования и нужна учителю как этап в продвижении по программе, но для детей тема безлика и неинтересна. Чтобы повернуть ее лицом к детям, необходимо переформулировать ее в лейтмотив, например, тема урока «Наскальная живопись первобытной эпохи». Лейтмотив может быть сформулирован по-разному. Например, отталкиваясь от лично прожитого опыта на уроке: «Чем первобытный человек превосходит современного?» – вопрос, поставленный подобным образом, рождает интерес к теме, дает возможность ребенку рассмотреть материал с другой точки зрения, удивиться и запомнить его. Для того чтобы дети ощутили превосходство первобытного художника, мы предлагаем перед изучением темы выполнить следующее задание: нарисовать по группам мелками различных животных. После проделанной работы детям демонстрируются наскальные рисунки первобытных художников. Ученики ясно осознают преимущество первобытного человека. Под этим углом идет изучение темы.Вторая часть нашей системы связана со структурированием, т. е. выстраиванием материала в определенной последовательности фактов и связей между ними. Продумывая структуру и наполняя ее определенным содержанием, мы получаем жесткий каркас того минимума (оговоренного стандартами образования), который должен быть усвоен учеником. Учитывая многочисленные взаимосвязи фактов темы, мы предлагаем разные виды моделей структурирования. Кроме того, помня о том, что люди делятся на типы по ведущему виду мышления и восприятия на «логиков» и «образников», мы разработали два типа моделей: логическую и метафорическую. Первая модель максимально выявляет взаимосвязь и взаимоподчинение фактов, вторая – порождает яркий образ эпохи, явления, события (например, архитектура Рима запомнится, если все факты уложены в зримую конструкцию триумфальной арки, которая самим своим видом напоминает о Риме). Таким образом, учитель может выбирать структуру, отталкиваясь не только от конкретных задач урока и простраиваемых фактов, но и от собственного типа восприятия мира.Для примера рассмотрим логическую графическую концепцию по теме «Культура первобытного общества». Эта тема рассчитана на несколько уроков, в процессе которых в схему постепенно закладываются ее составные элементы. В результате перед детьми создается четкое графическое представление о культуре первобытной эпохи.Это дает возможность:- цельно и емко сделать записи в тетради;- быстро повторить материал перед контрольной или самостоятельной;- обратиться к записям спустя значительное количество времени для подготовки к зачету или экзаменам. (Схема 5).Логическим завершением системы, когда лейтмотив урока выбран, факты выстроены и уложены в концепцию, будут размышления учителя, в какой форме донести эти знания до детей. Для решения этой проблемы мы разработали блоттер-пособие «Педагогический конструктор». Это уникальное собрание игровых и интерактивных методов, приемов, технологий для проведения уроков разной предметной направленности естественно-гуманитарного цикла. Блоттер-пособие состоит из 155 игр и листа «Искорки мастерства». Непривычное для русского языка английское слово «blotter» имеет несколько смысловых переводов, каждый из которых высвечивает некую грань набора. Это некий реестр, список, перечень, каталог чего-либо, служащий для сопоставления данных, сверки и обработки информации, где каждая единица снабжена уникальным кодом. Также понятие используется в смысле тестера – специальной полоски бумаги для нанесения духов при выборе запаха в магазине парфюмерии, что на уровне ассоциаций идентично тому, как педагог, выбирая из «тестовых бумажек разных запахов» – приемов и методов нашего пособия, – создает индивидуальный аромат своего урока. Упоминается это слово еще и в значении «промокашка», что опять-таки на уровне ассоциативных связей отсылает нас к тому, что этот набор – средство, которое абсорбирует все ненужное: скучное, однообразное, неинтересное, то, что препятствует созданию творческого, искрометного, запоминающегося урока.Таким образом, блоттер-пособие «Педагогический конструктор» дает педагогу набор выверенных практикой игровых и интерактивных приемов, методов и некоторых технологий, создающих широкое поле для его действий. С помощью уникального кода, которым снабжены все карточки, преподаватель имеет возможность варьировать свои подходы, проверять степень воздействия игр, обрабатывать поступающую информацию, тестировать свои уроки, отбрасывая все лишнее. Как элементы в конструкторе, игры пособия взаимозаменяемы, легко трансформируются и могут применяться для разных целей и на различных этапах урока (что указано в вариантах использования практически для каждой игры). Наша разработка уникальна и своей индивидуальностью подхода к личности педагога: те способы действия, которые ему не понравились, легко убираются в дальний угол конструктора, а взамен среди остальных есть еще много вариантов, способов работы, форм организации учащихся, где каждый обязательно найдет интересные, оригинальные, любимые.Таким образом, наша «Технология Креативного Конструирования» (сокращенно – ТКК), будучи новым подходом к созданию уроков ХХI века, предусматривает не просто пошаговый алгоритм, а наличие альтернативного выбора, возможных вариантов решения на каждом выбираемом этапе. Это обеспечивает учителю комфортные условия для взращивания собственной компетенции, так как, с одной стороны, он пользуется четким пошаговым алгоритмом, как и в любой технологии, а с другой стороны, может проявить свои индивидуальные склонности и таланты, осуществляя постоянный целенаправленный выбор на каждом этапе.Е.НОЗДРЯКОВА, преподаватель лицея №1575, разработчик интерактивных методик обучения, автор ТКК;О.ЛОКТЕВА, преподаватель школы №1905, автор ТКК, создатель авторских курсов в контексте МХК, преподаватель кафедры эстетического образования и культурологии МИОО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте