Финал конкурса «Учитель года»-2020 проходил в Волгограде – далеко от Северного полярного круга, давно ставшего для Татьяны Геннадьевны Кудрявцевой своим кругом. И все же она почувствовала, что вернулась домой. Здесь, в братской могиле, ее прадед Степан Иванович Лисицын, основатель педагогической династии, общий стаж которой более четырехсот лет.
– Прадед родился еще при царе, в зажиточной крестьянской семье, получил хорошее образование, стал учителем начальных классов, – рассказывает Татьяна Геннадьевна. – Когда началась Великая Отечественная война, ему было 46. Погиб, но успел передать своим четверым детям любовь к профессии – все они пошли по стопам отца. Горжусь тем, что я тоже частичка Великой Победы, частичка нашего народа.
Дед Татьяны Геннадьевны преподавал физику и математику. Родители – Геннадий Иванович и Тамара Петровна – физику и биологию. Выросла она под учительским столом – с яслями-садиками было трудно, так что люльку мама ей устроила на своем рабочем месте, точнее под ним. Став постарше, Таня принялась изучать заформалиненных лягушек в маминой лаборантской и ассистировать папе при проведении физических опытов. По вечерам, пока родители занимались с нерадивыми учениками, бежала в школьный спортзал.
– Я выросла в школе и даже не знаю, второй это был дом для меня или первый, – улыбается Татьяна Геннадьевна. – Во всяком случае, всей семьей мы точно были больше в школе, чем дома. С детства знала, что нет лучшей профессии, чем учитель. Педагоги казались и тогда, и сейчас людьми, обгоняющими поколение, ведь они наставники будущих мыслителей, ученых, рабочих – мастеров своего дела, которые меняют нашу жизнь.
Казалось бы, вопрос профессионального самоопределения для нее должен был быть не слишком трудным, но Татьяна неожиданно решила прервать династию, став фармацевтом. Судьба распорядилась иначе: в родном Ижевске не было учебного заведения с этой специализацией, родители не рискнули отпустить дочь за тридевять земель. А в старших классах все прояснилось совершенно неожиданным образом благодаря не слишком умелой учительнице технологии.
– В моем детстве было немало очень хороших учителей, профессиональных и человечных, я всех их помню, всем благодарна, – говорит она. – Но учитель по-разному воздействует на подрастающее поколение. В моем случае сработал антипример. В нашей семье очень ценилось умение выполнять работу своими руками. Если кто-то смог, почему не я? Бабушка до глубокой старости рукодельничала. Одну из своих прекрасных вышивок подарила мне – вышивала ее, еще когда ждала рождения папы.
Удивительная, тонкая работа! Я часто показываю ее своим ученицам. Маленькой я летом ездила к бабушке в гости, с удовольствием училась у нее рукоделию. Правда, руки больше лежали к вязанию. Но это же такое дело – стоит только начать, почувствовать в руках силу к творчеству. Сразу рискнула связать себе серьезную вещь – кофточку. Мама опасалась, что неудача меня оттолкнет от этого занятия. Но мне все удалось, и это, конечно, очень мотивировало творить еще и еще. А вот с уроками технологии не задалось – казалось, все, чего не знаю, подскажет педагог, но быстро разочаровалась в учителе. Поэтому решила, что сама стану учителем технологии, чтобы мои уроки были по-настоящему интересны. Сейчас понимаю, что этот педагог все-таки дал мне хороший урок: я поняла, что лучший пример для ребенка – это личный пример.
В Удмуртском государственном университете на отделении технологии и предпринимательства факультета психологии и педагогики сначала было непонятно, пригодятся ли в жизни знания сопромата и механики. Но все стало на свои места, стоило только попасть в школу на практику:
– В начале казалось, что и имена-то всех не смогу запомнить, но через неделю мы уже стали друзьями, – вспоминает Татьяна Геннадьевна. – Дети люди непосредственные, дающие заряд отличного настроения, умеющие удивлять ежедневно. Поняла, что они тоже учат меня – тому, чем сами владеют, – непосредственности, щедрости, открытости. Я ощутила колоссальную ответственность за их воспитание, образование, интересы – за их будущее. А то, что труд учителя не заканчивается уроками, продолжаясь и дома, в постоянной подготовке к следующим занятиям, к внеклассным мероприятиям, я знала и раньше, это меня не пугало.
Устроиться учителем технологии удалось не сразу – мест в ижевских школах не было. Но в школу очень хотелось, и Татьяна Геннадьевна 10 лет преподавала «обеспечение безопасности жизнедеятельности». Только в 2011 году, когда вслед за мужем-вахтовиком решила махнуть на Север с детьми, началась та жизнь, о которой мечталось, – суета, творчество, непредсказуемость. Странный город, куда не ходят поезда, где вместо весны осень, а лета надо ждать годами, принял ее тепло.
– Может быть, оттого что у нас маленький город – чуть больше 20 тысяч населения, – или оттого что мы живем немножко в своем мире и суровый климат заставляет людей быть внимательнее друг к другу, в Нарьян-Маре очень уважительное отношение к педагогам, – рассказывает Татьяна Геннадьевна. – Конечно, и дети разные, и родители, но общий язык всегда находится.
Отношение к детям тоже удивительное. В Ненецком автономном округе, например, частенько возникают перебои с молоком – своих производителей немного, а доставлять очень дорого. Поэтому вся молочная продукция, что есть, первым делом поступает в детские сады и школы, и взрослым не приходит в голову с этим спорить.
В 1965 году, когда была построена средняя школа №3, она стала первым кирпичным зданием в Нарьян-Маре с центральным отоплением. А в 2020‑м для нее воздвигли новое, теперь это современный образовательный комплекс из четырех зданий, соединенных теплыми переходами, из которых можно выйти в большой красивый двор со спортивной площадкой и футбольным полем. Здесь спортивные, тренажерный, гимнастический и хореографический залы, столовая, автокласс, «Точка роста» и кабинеты технологии, оборудованные по последнему слову техники. Мальчики занимаются в столярной и слесарной мастерских, а Татьяна Геннадьевна хозяйка кабинетов технологии обработки ткани и обработки продуктов питания. И поскольку школа действительно социальный центр города, средоточие его жизни, то, собственно, времена года замечать ей некогда, а ее личный год складывается из двух составляющих, как в Бразилии, – то карнавал, то подготовка к нему.
– У меня каждый день праздник, – смеется Татьяна Геннадьевна. – И это мне очень нравится – иду на работу с легким сердцем. Мы не только учимся, но и участвуем в жизни школы, города: костюмы к концертам, мероприятиям – наша забота. Я направляю, делаю самое сложное, девочки мои помогают, выполняют то, что по силам. И на уроке, если это совпадает с программой, и после уроков вызываются. Кто сказал, что современные дети не любят работать, нетерпеливы и неусидчивы? Им просто должно быть интересно. А разве не интересно чувствовать себя частью города, понимать, что он нуждается в твоем труде?
Сама она мастер на все руки. И, как прежде, когда летом училась у бабушки, каждый отпуск, уезжая на большую землю, непременно посещает мастер-классы, чтобы показать детям и коллегам, как делать что-то новое – лепить интерьерных кукол из холодного фарфора, мастерить брошки из фоамирана, шить тильдизеры, клеить открытки в технике «айрис фолдинг»…
– Если стремишься к тому, чтобы ученики знали предмет, сам должен знать его в совершенстве, – считает педагог. – Не надо ставить рамок, ограничивать мысль, наоборот, надо превращать детей из пассивных слушателей в активных участников процесса, делая урок творческим, а школьную жизнь – миром интересных открытий. Это нелегко, требует максимума усилий и собственной увлеченности. Но когда дети чувствуют, что ты горишь, сами зажигаются и учатся с удовольствием, постепенно открывая новое вокруг себя и в себе.
На уроках Татьяна Геннадьевна использует технологию развития критического мышления, считая, что дети вберут в себя знания, только увидев, услышав и сумев воспроизвести.
– Технология – предмет, по которому нет экзаменов, что очень облегчает мою задачу и раскрепощает ребят, – признается Кудрявцева. – Мы творим! Они будто отдыхают на моих уроках, одновременно получая знания и задействуя мелкую моторику, развивая мозг. На самом деле технология – это, конечно, непросто. Одна терминология чего стоит – мы, к примеру, не сшиваем, а стачиваем, не жарим, а пассеризуем. Олимпиады по технологии вообще самые сложные из всех: тут и теория, и изготовление изделия, и исследование с анализом его прототипов, и изучение его себестоимости. Тем не менее ежегодно 3‑4 человека вызываются в них участвовать, много победителей на разных уровнях. Но я сознательно поддерживаю на уроке ощущение легкости. Кулинарию, например, специально оставляю на последнюю четверть. Пусть маленько передохнут от учебной и дополнительной загрузки – пекут блинчики, хворост, заварные пирожные и бисквиты. Работа с тестом – это и удовольствие, и снятие напряжения, и вдохновение. А уж какое счастье для моих хозяюшек угощать потом мальчишек! Если они, конечно, хорошо себя ведут. Выходит, что мой предмет, как и всякий совместный труд во благо, еще и объединяет детей, несмотря на то что мальчики и девочки учатся разному. Только так и можно приучить детей к труду – не заставлять, а находить в нем удовольствие, которое есть в каждой деятельности.
Пятиклассницы шьют фартуки. Казалось бы, ну что тут может быть интересного? Но так они могут думать лишь до тех пор, пока не узнают историю этого аксессуара. Теперь предназначенный для защиты от загрязнений во время работы фартук когда-то был парадной одеждой. По некоторым данным, его год создания – 1208‑й, хотя многие исследователи говорят, что он был известен еще в Древнем Египте. В Средние века женщины непременно украшали нарядными фартуками платья, и лишь позже их взяли на вооружение мужчины, сделав частью униформы кузнеца, повара, ремесленника. Да и сшить его можно по-разному.
– Шестиклассницы в прошлом году смастерили просто изумительные фартучки – стежки ровные, как стрелочки, – гордится своими учениками Татьяна Геннадьевна. – И дома довольны – дарят их мамам, бабушкам. Юбочки, сшитые на уроках, носят сами и гордятся. Вообще я вижу по моим выпускникам, что многие умения очень повышают уверенность в себе. Конечно, рукоделие дано не каждому, как и физика, к примеру. Но аккуратность, точность, желание добиться результата – это можно и нужно воспитывать в детях. Девочки на моих уроках открывают в себе таланты, которые превращаются потом в хобби. Пусть пока они не делают это профессией, но неизвестно ведь, как жизнь повернется, – мои первые ученики только-только окончили школу. К тому же такое хобби очень облегчает жизнь – и материально, и морально. Например, прекрасная актриса Джулия Робертс еще и замечательная вязальщица – каждую свободную минуту между съемками берется за спицы и, между прочим, не случайно считается одной из самых уравновешенных звезд. Жаль только, что уроков технологии так мало – два часа в неделю с пятого по седьмой класс и всего час в восьмом. Ведь это профессионально ориентированный предмет, который непременно пригодится в жизни. Это осознали и родители во время дистанционного обучения – дети делали уборку, готовили, кормили семью, мыли посуду, да еще и пятерки за это получали.
И о Джулии Робертс, и о многом другом говорит со своими учениками Татьяна Геннадьевна. О том, что пищевая сода – это щелочь, о том, что шелк – продукт деятельности тутового шелкопряда, о том, что длину юбки можно вычислить по радиусу окружности, о том, что на деловую встречу не стоит ходить в джинсах. А еще – о несчастных и счастливых, о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви. И это тоже технология – технология отношений.
– Каждому ребенку нужно, чтобы его услышали и поняли, – говорит Татьяна Геннадьевна. – Учитель и ученик – это союз двух поколений, между которыми не должно быть барьера – только взаимное уважение. Знание методик не может заменить искренности и открытости педагога, его мудрости и желания делиться жизненным опытом. Я очень благодарна конкурсу, хоть он и нелегко мне дался, – он еще раз подтвердил, что я на своем месте. Победила в номинации «Педагогические мастерские», получила приз зрительских симпатий от волгоградского сообщества учителей, теперь хочу работать и учиться еще больше. Горжусь тем, что продолжаю дело предков – тоже строю будущее, ведь оно зависит от того, что мы делаем сегодня.
Наталья ЯКОВЛЕВА, Нарьян-Мар, Ненецкий АО
Комментарии