search
main
0

Технологии и социальные практики

Настоящее и будущее цифровой школы

Российское государство, как и все передовые страны мира, переживает смену технологических укладов. Это в значительной степени определяет развитие всей существующей системы социальной политики, и прежде всего образования. Чтобы решить задачи, которые ставит четвертая промышленная революция перед образованием, и в первую очередь перед общим образованием, предстоит пройти через цифровую трансформацию. В ее основе – глубокое преобразование производственных операций, технологических процессов, функций работников и моделей их деятельности, которые в конечном виде кардинально изменят производительность труда и эффективность предприятий в целом. Трансформация не вырастает сама по себе, она развивается в новых технологических укладах, и уклады сегодняшнего дня – это цифровые технологии.

Многоформатные задачи
Как известно, цифровая трансформация в производственной сфере России уже осуществляется с учетом национальных программ развития цифровой экономики. Это объективно приводит к необходимости разрабатывать и распространять новые модели работы образовательных организаций, в которых успешно синтезируются новые высокорезультативные педагогические практики, успешно реализуемые в цифровой образовательной среде с использованием цифровых технологий, происходят постоянное профессиональное развитие педагогов, создание новых цифровых инструментов, информационных источников и сервисов, формирование соответствующего настроя в коллективе школы, поддержка руководителей и педагогов при освоении ими новых ролей и методов работы в цифровом поле.
В какой мере в нашем обществе происходит осознание необходимости трансформации образования в цифровом ключе? Решение такой крайне сложной и многоформатной задачи, как создание цифровой среды в образовательной системе, на мой взгляд, невозможно только за счет государственных ресурсов, без привлечения бизнес-сообщества.
Секрет любого дела в образовании сегодня прост: нужны не только педагогическое мастерство и желание государства сделать образование ведущим фактором прогресса, но и в значительной степени прямое участие в этом процессе крупных компаний, малого и среднего бизнеса, вовлечение в него неравнодушных людей из разных сфер жизни.
Свои размышления о все больше набирающей силу проблеме и перспективе цифровой трансформации образования в России хотелось бы соотнести с впечатлениями, полученными на съезде Российского союза предпринимателей и промышленников. Выступая на нем, Президент РФ В.В.Путин отметил, что бизнес должен стать важнейшим участником реализации национальных проектов, которые определены майским указом «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». «Мы видим стремление ведущих российских компаний инвестировать в программы развития страны, активно, содержательно участвовать в реализации национальной повестки. Рассмотрена почти тысяча таких проектных инициатив. На их основе уже подготовлено 250 инвестиционных заявок общим объемом 12,1 триллиона рублей», – сообщил глава государства.
Для нас, участников съезда, не имеющих отношения к бизнесу, было важно наблюдать, какова реакция в зале так называемых капитанов российского бизнеса, которые, к сожалению, не всегда находятся в фарватере российских нужд, особенно в социальной сфере. Справедливости ради надо сказать, что некоторые ведущие российские компании уже готовы увеличить свои вложения в российскую экономику, ибо национальные проекты затрагивают триллионы рублей; 30 процентов этих средств можно заменить частными вложениями.
Среди национальных проектов сфера образования должна стать своеобразным локомотивом социально-экономического развития, а это не только рост ВВП, но и сильное влияние на повышение качества жизни и уровня благополучия россиян. Есть ли у нас все условия для этого? Обратимся к материалам НИУ ВШЭ, которая, пожалуй, единственная в стране занимается не только анализом сегодняшнего состояния образования, но и ближайшими перспективами, в частности реализацией проекта «Школа цифрового века 2030 года».
Что, по мнению экспертов этого вуза, должна представлять собой система российского образования? Какие результаты и прямые количественные индикаторы их достижения ожидаются к 2030 году? Назовем основные:
1) 100% школьников включены в персонализированный образовательный процесс с использованием современных цифровых учебно-методических комплексов и облачных ресурсов;
2) разработаны, апробированы и внедрены цифровые учебно-методические комплексы по всем предметам общеобразовательной школы (не менее двух ЦУМК по каждому предмету для обеспечения выбора), а также по всем дисциплинам дополнительного и профильного образования в основной и старшей школе (в том числе для поддержки проектной деятельности, объединяющей несколько предметов);
3) разработаны и внедрены цифровые игры и симуляторы для всех предметов общеобразовательной школы (с возможностью их использования еще на этапе применения традиционных учебников);
4) 100% учителей получили сертификаты, подтверждающие квалификацию работы в цифровой образовательной среде; 100% учителей предметов, по которым внедрены ЦУМК, имеют соответствующие квалификации.
Не менее 35% учителей получают дополнительное вознаграждение за разработку элементов цифровых образовательных ресурсов. 80% учителей вовлечены в сетевое взаимодействие в рамках освоения и развития новых ЦУМК, игровых, симуляционных и иных образовательных ресурсов;
5) 100% школьников имеют доступ к открытым онлайн-курсам, соответствующим уровню общеобразовательной школы; 50% школьников 8‑11‑х классов осваивают открытые онлайн-курсы с получением сертификата;
6) у 100% учителей затраты времени на рутинные и бюрократические операции сократились на 30‑70%.
Это, как видим, не простая и не сию­минутная задача. И она не может быть решена без серьезной подготовки школ к успешной реализации проекта. Уже сейчас требуются постепенная подготовка и вхождение всей образовательной сферы в этот процесс. И прежде всего необходимо понимание руководителей образовательных организаций о высокой степени заинтересованности, ответственности за вхождение и работу в новом, цифровом формате.

Ученики – информационная среда – преподаватели
В федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» предполагается уже к 2024 году создание безопасной цифровой образовательной среды для обеспечения высокого качества и доступности образования всех видов и на всех уровнях, а также подключение всех образовательных организаций к высокоскоростному Интернету, внедрение современных цифровых технологий в образовательный процесс.
По информации М.Н.Раковой, замминистра просвещения РФ, до конца 2022 года министерство будет пилотировать цифровую образовательную среду в 13 регионах. Регионы будут отбираться по инициативе самих глав субъектов, а уже с 2023‑го внедрение проекта начнется повсеместно.
Как известно, общий бюджет национального проекта «Образование» составит почти 784,5 млрд рублей. Планируется, что в результате реализации проекта будет обеспечена глобальная конкурентоспособность российского образования, а также вхождение РФ в число десяти ведущих стран по качеству общего образования.
Все ли регионы, даже из этих 13, готовы провести работу по цифровизации образования, суть которой – достижение каждым обучаемым необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровых технологий, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности, развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды, обеспечения общедоступного широкополосного доступа к Интернету, работы с большими данными?
Реализация программы цифрового образования не может быть осуществлена без значительного изменения характера взаимодействия в системе «ученики – информационная среда – преподаватели». Требуются изменение рамки классно-урочной модели и переход к персональному обучению; при этом обучение должно быть ориентировано в обязательном порядке на качественный результат каждого школьника.
Нельзя отрицать, что сегодня существует огромный разрыв, неравенство в доступе к цифровым технологиям в различных образовательных учреждениях. Это прежде всего слабое оснащение их средствами ИКТ, единичное подключение к широкополосному Интернету, отсутствие зон доступа к Глобальной сети, отсутствие сетевых сервисов и т. д.
Как реализовать задуманные проекты и успешно их решать в системе образования?
Пожалуй, только Москва в последнее время целенаправленно и конструктивно решает эту задачу. Причем эта работа осуществляется лично мэром города и непосредственно его заместителем – куратором социального блока вопросов. Именно их профессиональное погружение в эту проблему позволило решить ключевые вопросы реализации программы цифрового образования. Практически ими лично мониторится реализация проекта «Московская электронная школа», который позволил в корне не только обновить технологическую базу школ, но и изменить систему подготовки управленческих кадров и педагогов. «Московская электронная школа» в итоге стала не формальной надстройкой московского образования, а самой сутью реализации образовательной деятельности школы. Цифровые инструменты не просто расширили возможности учителя и ученика, а создали совершенно новые формы обучения. Именно это позволило приблизить решение вопросов индивидуализации обучения каждого школьника путем погружения их в информатизационный процесс.
В результате этого меняются вариации процессов обучения, фиксируются результаты учебы, создаются условия для собственной индивидуальной траектории обучения и развития, моделирования опережающих форм подготовки кадров, управления учебными организациями. Но это только начало, подготовка к более глубокому погружению в цифровое образование московских школ. Москва решает подобные проблемы за счет внутренних ресурсов, ежегодно увеличивая финансирование, что, безусловно, дает свои результаты.

Технопарк «Чжунгуаньцунь»
Обратимся теперь вновь к НИУ ВШЭ, которая совсем недавно провела 2‑ю российско-китайскую конференцию, участники которой обсудили вопросы искусственного интеллекта и цифровую трансформацию.
Не будем подробно анализировать выступления участников конференции. Но на некоторые факты хотелось бы обратить внимание.
Сейчас уже нельзя отрицать, что Китай практически вытесняет многие державы с площадки технологического лидерства. Если, скажем, сегодня центром притяжения самых талантливых инженеров и изобретателей со всего мира является Силиконовая долина, то в ближайшее время это место успешно займет технопарк «Чжунгуаньцунь».
За четверть века в Китае число интернет-пользователей выросло от нескольких сотен тысяч и приближается к миллиарду. Эта страна уже занимает лидирующие позиции в технологиях развития связи пятого поколения. Средняя скорость интернет-соединения за последние пять лет выросла семикратно, а стоимость мобильного Интернета, как считают эксперты, снизилась на 90%; в итоге Интернет стал доступен подавляющему большинству населения страны. По некоторым данным Московского центра Карнеги с мобильных устройств выходят во Всемирную сеть 99% всех китайских пользователей. Этому способствует налаженная инфраструктура. По данным за прошлый год, 98% населения страны проживало в зонах покрытия сетями 4G. Сегодня в Китае 3,7 миллиона базовых станций, высокоскоростной мобильный Интернет стал доступен всем жителям, в том числе в труднодоступных горных районах.
Как известно, по принятой Программе развития искусственного интеллекта нового поколения, к 2030 году Китай должен стать мировым лидером в этой области, а по другой программе – «Сделано в Китае»-2025 – должен занять лидирующие позиции в мире по высокотехнологичному производству, компьютерным чипам, самоуправляемым автомобилям, новым материалам, биотехнологиям.
Успех Китая в технологическом развитии во многом обеспечивается не только государственной поддержкой, но и социально ориентированным бизнесом. Причем это осуществляется в рамках задачи подготовки для бизнес-компаний прежде всего собственных высококомпетентных, творческих кадров, для которых работа будет значить больше, чем зарплата.
Я не случайно привела эти примеры, а исходя из того, что проблему цифровизации экономики (и образования как части этого проекта) невозможно решить без участия бизнеса. Правда, участие бизнеса в национальных проектах запланировано, и в их реализацию планируется направить 7,5 трлн внебюджетных средств. «Эти внебюджетные деньги мы из-под палки никого не заставим дать», – пообещал премьер-министр Дмитрий Медведев в программе «Итоги недели» на телеканале НТВ. «Государственно-частное партнерство интересно бизнесу только тогда, когда он может на этом заработать, поэтому необходимо создавать привлекательные условия», – продолжил премьер-министр. К сожалению, привлекательные условия создаются крайне медленно, неравномерно и без учета происходящих в мире процессов.
Но, на мой взгляд, государство должно обратить самое пристальное внимание на социальное предпринимательство, работу компаний малого и среднего бизнеса, которые могут также участвовать в решении задач цифровизации образования.
Социальная ответственность компаний – один из важнейших трендов мирового бизнеса. Концепция, зародившаяся в 50‑х годах ХХ века, за минувшее время существенно трансформировалась и теперь охватывает все новые сферы взаимоотношений предпринимателей и общества. В России есть примеры лучших предпринимателей-меценатов, благотворительных фондов, которые учреждают и содержат крупные компании, и некоторые из них входят в специальный рейтинг, созданный журналом Forbes, в который вошли благотворительные фонды, учрежденные богатейшими бизнесменами России.
Но это разрозненные проекты, которые зачастую действуют по своему усмотрению, точечно. Дойдут ли эти фонды до проблем трансформации образования в России? В этом плане должна быть продумана система приоритетов. И прежде всего поддержка детей, студентов, ибо учащаяся студенческая молодежь, молодые ученые – это будущее России.

Цифровое образование Башкирии: новый подход
Совсем недавно мне удалось ознакомиться с проектом «Цифровое образование Башкирии», который инициировали башкирские бизнесмены.
Уникальность проекта заключается в системном подходе к созданию цифровой инфраструктуры (технико-технологическом, программном, кадровом), включающем не только поставку, но и разработку контента, а также обучение работе с цифровыми ресурсами, позволяющими командам школ спроектировать образовательную среду для ребенка и сделать ее доступной, результативной, современной и персонифицированной с помощью цифровых технологий, что предусмотрено рамками приоритетного проекта «Россия: современная образовательная цифровая среда».
Данный проект реализуется Фондом цифрового образования при поддержке и участии бизнес-сообщества самой республики. В частности, на первом этапе работы финансовую поддержку осуществляют Мелеузовский и Месягутовский молочно-консервные комбинаты Республики Башкортостан.
На первом этапе работы прошло обучение директоров образовательных организаций Уфы, их управленческих команд путем погружения в вопросы цифрового образования. С этой целью применены несколько новых технологий диагностики, разбора конкретных ситуаций, как руководитель школы, его заместители, педагоги и дети умеют пользоваться и работать с разными информационными ресурсами. Для более детального погружения были отобраны пилотные школы, на базе которых отрабатываются педагогические и управленческие практики, технологии для оценки и развития soft skills, hard skills, digital skills.
Данная работа абсолютно коррелируема с государственными проектами «Компетенции XXI века для цифрового общества: техники и технологии», «Образование в цифровом мире: инструменты для формирования навыков XXI века».
Реализацию проекта «Башкирское цифровое образование» вместе со специалистами из Москвы будут осуществлять подготовленные команды из системы образования Башкирии. В этих целях специально подготовленные тренеры с учетом достижений системы образования Республики Башкортостан подготовят группу тьюторов и наставников для работы в других школах.
В проекте помимо создания цифровой инфраструктуры в образовательных организациях, разработки цифровых платформ для обучения, создания передового цифрового контента для педагогов и обучающихся предусмотрено обучение управленческих и педагогических кадров новым компетенциям для успешной реализации и другие направления работы. Это позволит через вездесущую коммуникацию всех и со всеми независимо от места проживания и своего физического состояния иметь доступ к качественному образованию, к любой информации, связанной с культурой, наукой, своими интересами, и т. д.
Именно такой подход, на мой взгляд, открывает новые возможности для решения амбициозной задачи, поставленной руководством Республики Башкортостан, – войти в число первых из 13 субъектов РФ, которые будут включены в пилотируемый проект «Цифровая образовательная среда».

Реализация программ цифровизации образования – это не только веление времени. Как известно, величие желаемых достижений определяется количеством и качеством тех усилий, которые прикладываются сверх того, что ожидают от образования. У нас никогда не будет больше времени, чем сейчас. Не следует ожидать того, что может произойти в ближайшее будущее, а может быть, еще до того, как наступит завтрашний день. Поэтому важно сосредоточиться на том, чтобы делать что-то полезное сегодня.
​Мария ЛАЗУТОВА, доктор исторических наук, профессор, председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте