Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Технологии и решения: полимедийность начинает играть в образовании все большую роль

Дата: 03 июля 2013, 19:30
Автор:

В этом году Международная научно-практическая педагогическая конференция \”Полимедийные технологии и решения. Применение в образовании, опыт, перспективы развития\” проводится уже в пятый раз. Первый юбилей этого большого мероприятия совпал и с более крупной датой – пятнадцатилетием работы знаменитой в России компании Polymedia, которая является организатором конференции и в этом году проводит её совместно с компаниями Promethean и Pasco, а также сетевым сообществом Edcommunity, Лигой образования и Ассоциацией лучших школ России.

Первый день мероприятия выдался весьма насыщенным: многочисленные презентации новых технологий и устройств, мастер-классы, итоги конкурса \”ИнтерАктивный Учитель\” и, конечно же, знакомство участников конференции друг с другом и целое море профессионального общения, которое всегда полезно и приятно.

Важное слово \”успех\”

Честь принимать конференцию в этом году выпала Суздалю – городу с древней и славной историей. Тем интереснее, что обсуждались почти у самых стен местного Кремля новейшие технологии, и это значит, что история сегодня теснейшим образом связана с современностью.

Открыла конференцию генеральный директор компании Polymedia Елена Новикова. Отметив, что в этом году мероприятие имеет действительно международный состав, ведь здесь собрались педагоги и управленцы в образовании из Великобритании, США, России и стран СНГ, и пожелав всем успехов, Елена Новикова предложила инновационные методы управления ходом самой конференции. В частности, вопросы докладчикам вопреки обыкновению поступали не с помощью записок, а в Твиттере. А оценивать выступления своих коллег и отвечать на вопросы докладчиков оказалось весьма удобно с помощью опросных систем.

\”Сегодня наша страна требует новых кадров, – сформулировал актуальные задачи для педагогов директор Департамента образования Владимирской области Михаил Корешков, – и основные точки роста находятся именно в среде новых информационных технологий. Важно, чтобы опыт, который у нас есть сегодня, был озвучен и получил распространение\”.

К числу мировых трендов, на которые, по словам участников конференции, сегодня надо ориентироваться не только учащимся, но и педагогам – это в первую очередь умение работать с новыми технологиями, обрабатывать с их помощью те огромные объемы информации, которыми мы вынуждены оперировать. Информация умножается ежегодно в разы, многое устаревает, поэтому учиться приходится всю жизнь. Облегчить решение этой задачи могут именно технологии, однако сегодня их надо не только внедрять, но и стараться оценивать, насколько эффективно они работают, потому что, по словам Елены Новиковой, не секрет, что порой оборудования в школах стоит много, но эффект оно дает небольшой.

А ведь с помощью новых технологий можно узнать так много интересного! Почему ток крови идет в одном направлении и что общего у сосудов с обычными трубами? Как распознать в английском языке приметы, которыми и русский человек нередко руководствуется в жизни? Можно ли за пятнадцать минут освоить французский и не чувствовать себя в Париже неуютно? На эти и многие другие вопросы ответили педагоги-финалисты конкурса \”ИнтерАктивный Учитель\”, готовясь к вердикту судей у интерактивной доски. Для них новые технологии – не просто красивая фраза, а рабочий инструмент.

\”Вы видите у меня на доске слово \”success\”. Запомните его, пожалуйста, оно значит \”успех\”, – отметила одна из конкурсанток, педагог английского языка Елена Зарина из Алтайского края, –  Я желаю успеха всем вам. К тому же добиться его уже совсем не сложно, когда на вооружении такие технологии\”.

Управляй технологиями

Технологии сегодня также меняются быстро: еще вчера оборудование класса могло составлять огромный массив устройств, сегодня один дисплей может выполнять функции системного блока, проектора, камеры и т.д. Важно, что многие подобные устройства производятся именно в России.

В образовательном процессе педагогу сегодня помогают интерактивные полы, столы, доски, системы опроса и голосования, все большее распространение имеют мобильные устройства, или так называемая технология BYOD (bringyourowndevice – буквально: \”принеси с собой свое мобильное устройство\”). В такой ситуации суперсовременный мобильный телефон с выходом в Интернет не будет мешать на уроке, а скорее помогать. Надо только решить, какой модели BYOD будут следовать в вашем классе: например, централизованной, когда все ученики получат одинаковые устройства, или ребята смогут приносить в класс свои гаджеты. Будет это ситуация дикого BYOD, когда ребята даже вопреки запретам будут пользоваться ими на уроке или управляемого, – это решать педагогу, но то, что это явление прочно входит в образовательный процесс, похоже, ясно.

А возможности, которые дают виртуальная и дополненная реальность, цифровые лаборатории и облачные сервисы, технологии дистанционного обучения? Их повсеместное внедрение приведет к ликвидации цифрового неравенства и позволит давать в удаленных от центра школах не менее качественное образование, чем в крупных городах. Кроме того, использование новых технологий ведет к трансформации класса как такового: сегодня он ограничивается скорее количеством людей и мобильных устройств, участвующих в данный момент в образовательном процессе, а не четырьмя стенами и партами.

Тем не менее все на так просто: если для детей переход к новым технологиям это один шаг, то для учителей это целый путь, потому что у педагога сильна привычка к традиционным методам обучения. Об этом, в частности, говорил старший образовательный консультант компании Promethean доктор филологических наук Джон Коллик, пояснив на примере своей дочери, что еще в свои школьные годы дома она пользовалась и современным телефоном, и выходила в Интернет, смотрела ролики на Youtube и играла в игры. Школа же оставалась традиционным академическим заведением, где новейшие технологии еще не нашли применения.

Впрочем, определенные трудности здесь сохраняются до сих пор. Несмотря на все темпы роста использования технологий в образовании в России, по словам участников конференции, до сих пор в среднем на 15 школьников страны приходится 1 компьютер. Именно поэтому в последние годы, когда школа взяла курс на инновации, ей оставалось только догонять более продвинутых учащихся, всеми способами стараться обратить внимание детей на себя и стать их проводником в мире Интернета и технологий, тогда как раньше они были предоставлены сами себе и подвержены многочисленным рискам.

Однако подвержены рискам и сами образовательные технологии. По словам Джона Коллика, образование должно управлять технологиями, а не наоборот. В этом смысле весьма показателен пример ряда зарубежных школ, где педагогов заменили… роботы. Интересно, что они стали \”преподавателями\” иностранного языка, что по своей сути противоречит задаче изучения языков – расширению возможностей живой коммуникации.

Тем не менее с помощью разумно используемых технологий сегодня реально обучить действительно всех, поскольку даже самый застенчивый ученик может показать педагогу, что он понимает хорошо и чего пока не усвоил. Этому способствуют например, современные системы опроса. Они становятся по сути \”пультом управления учителем\”, как бы громко это ни звучало. Однако это действительно так: в зависимости от уровня знаний, демонстрируемых детьми в ходе опросов, педагог может отрегулировать темп обучения для каждого класса, для каждого ребенка.

Мастер-ключ к знаниям

Научиться еще лучше учить можно, лишь улучшив собственные знания. Педагогам это удается прекрасно, они привыкли к постоянным повышениям квалификации и всевозможным курсам. В этом году практическая часть конференции была значительно расширена, и большую ее часть заняли мастер-классы разработчиков образовательных технологий. Всех участников мероприятия разбили на четыре потока, и теперь уже педагоги стали учениками, потому что мастер-классы превратились в настоящие интересные уроки. Соответствовала даже продолжительность – строгие 45 минут.

Региональный менеджер по продажам Марк Котляр и главный специалист по обучению компании Pasco Гленн Старки представили свои цифровые датчики и анализаторы. Аудитория с удовольствием измеряла освещенность помещения, насыщенность воздуха СО2, свойства газов и температуру тел, изучая способы применения современных технологий в преподавании естественных наук. Сами педагоги с неподдельным интересом на вытянутых руках поднимали анализатор к осветительным приборам в зале и доказательно спорили о возможном значении, точную цифру которого затем показывал беспристрастный прибор. Подобные приемы могут разнообразить преподавание физики и биологии в старших классах, и, по словам участников мастер-классов, позволят заменить целые страницы теории, которые ребятам приходится заучивать. С такими яркими уроками, где все познается на собственном опыте, знания отпечатаются в сознании надолго.

В мастер-классе компании Promethean, который вели ее образовательный конультант Инна Стивенс, начальник учебного отдела Екатеринбургского дома учителя Валерия Короткова, а также педагог начальных классов Малодубенской школы Елена Чулихина создавали школьную газету с помощью интерактивного стола ActivTable. Этот интуитивно понятный инструмент уже успел покорить британских школьников, особенно тех, для кого английский не родной, но игра и необходимость взаимодействия при работе с задачами ActivTableпомогают им быстрее его освоить.

Редакционно-издательское дело непростое, но несмотря ни на что педагоги вновь ощутили себя увлеченными учениками, склонившись над столом, чтобы подготовить небольшой школьный бюллетень в две страницы. Каждому в рамках проекта была отведена своя должность и свой набор инструментов. Работать со столом одновременно могут до 6 человек, но педагоги справились и втроем, а затем в автоматически сформированных таблицах проанализировали свой вклад в работу. Такой анализ можно проводить по каждому проекту…

В первый день конференции педагогов ждали и другие мастер-классы и мероприятия. Завершился день торжественным ужином, традиционными песнями и развлечениями, например, созданием куколок-оберегов из тканей и природных материалов. Педагоги отдыхали и готовились ко второму дню конференции, который обещал быть не менее насыщенным.

Фото предоставлены компанией Polymedia


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt