На очередном заседании коллегия Министерства образования и науки РФ рассмотрела вопрос «Об итогах реализации программ развития национальных исследовательских университетов в 2009-2010 годах».
Наша страна отличается нынче тем, что практически все идеи по модернизации заимствует из-за рубежа. Чуть-чуть изменим, чуть-чуть покрасим и отлакируем, вот и готова модель, которую можно реализовать, вот только с реализацией порой возникают серьезные проблемы. Как это произошло с национальными исследовательскими университетами, идея не наша – зарубежная, но к реализации принята.Напомню: чтобы победить в конкурсе на присвоение статуса «национальный исследовательский университет», вузу нужно было представить программу, а в ней должным образом прогнозировать и увеличение объемов научной работы, и количество статей, опубликованных за рубежом, и рост индекса цитирования трудов вузовских ученых, и многое другое. Отбор был серьезный – сегодня в России всего 29 НИУ, не так много, потому что бюджетное финансирование предполагалось серьезное, выделяющее НИУ из общего числа российских университетов: на создание таких университетов 2009-2010 годах было выделено 12149,5 млн рублей, в 2011 году предусмотрено выделение из бюджета в объеме 10747,1 млн рублей. Что же касается того, что должны были сделать новые университеты, то в своих программах они определили 106 приоритетных направлений, и НИУ заявили о своих интересах в таких областях, как стратегические информационные технологии, энергоэффективность и энергосбережение, космические технологии, медицинские технологии и ядерные технологии. Главная задача была поставлена так: создать университетские комплексы в сфере наукоемких технологий мирового уровня, которые были бы способны реализовать потенциал российской науки и обеспечить подготовку высококвалифицированных научно-технических кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития Российской Федерации.Наиболее значимыми социально-экономическими эффектами от реализации программ развития НИУ должны стать:- повышение доли выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием по приоритетным направлениям развития вузов от общего числа студентов;- развитие исследовательской активности ученых, повышение их публикационной, патентно-изобретательской, выставочной и грантовой активности;- увеличение числа интегрированных структур, созданных в рамках партнерского взаимодействия на базе технологических платформ с другими вузами, научными организациями, властью и бизнесом;- рост средств из внебюджетных источников вузов, направляемых на исследования и разработки, за счет создания многоканальной системы привлечения финансовых ресурсов и эффективного использования возможностей частно-государственного партнерства;- увеличение числа субъектов инновационного предпринимательства в университетском поясе из малых и средних наукоемких компаний, ориентированных на потребности отечественной и региональной экономик;- интеграция в международное научно-инновационное пространство, содействующая достижению международного уровня результатов научно-технической деятельности ученых вузов, созданию международных научно-исследовательских коллективов для проведения совместных фундаментальных и прикладных исследований, коллективному использованию научно-технического оборудования НИУ в рамках международных связей. Как же справились НИУ со всеми этими задачами? Об этом на коллегии говорила член правления ОАО «Банк ВТБ» Ольга Дергунова, возглавлявшая комиссию по проверке эффективности их деятельности. К сожалению, журналисты, приглашенные на коллегию, не смогли прослушать доклад Дергуновой по причине отключения звука во время ее выступления, вполне вероятно, это произошло потому, что в докладе были критические выводы. Но сначала все же надо сказать, что в работе НИУ были некоторые достижения. Например, объем внебюджетных средств, заработанных ими, в 2009 году был равен 2512,6 млн рублей, а в 2010 – 3071 млн рублей. Невесть какие большие деньги, но все же почти половина по сравнению с выделенными бюджетными, что приятно. Кроме того, университеты выигрывали престижные и денежноемкие гранты Правительства РФ (8 из них получили 14 грантов из 40), реализуя 27 проектов из 112 поддержанных в целом по в стране, побеждали в конкурсном отборе на получение государственной поддержки для развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений (10 НИУ из 14 получили 1349,31 млн рублей). НИУ в 2010 году разработали 1283 образовательные программы. В 2010 году по сравнению с 2009-м на 17% возросло количество бакалавров-очников, на 40% – магистров-очников, на 9% – количество трудоустроенных по специальности выпускников, прошедших обучение по приоритетным направлениям развития НИУ. Да и с наукой дела обстоят на первый взгляд неплохо: объем финансирования научных исследований в НИУ увеличился на 27%, эффективность работы аспирантуры и докторантуры оценивается как 37,7%, на 12% больше было принято в очную аспирантуру и докторантуру из сторонних организаций для подготовки работ по приоритетным направлениям развития. Возросло на 4,2% число докторов и кандидатов наук, более трех тысяч аспирантов и научно-педагогических работников НИУ прошли стажировку в ведущих мировых научных и университетских центрах, увеличилось количество молодых ученых в возрасте до 35 лет, которые прошли в НИУ профессиональную подготовку или повышение квалификации по приоритетным направлениям развития. В 2010 году на 23% увеличилось количество статей преподавателей, научных сотрудников, студентов, аспирантов, докторантов (11927), которые были замечены, отмечены и цитируемы в иностранных и российских организациях. Кроме того, крепли связи НИУ с учеными-соотечественниками, живущими за рубежом, при этом они решали задачи интеграции вузов в наукоемкий сектор мировой экономики. Сегодня НИУ участвуют в программах инновационного развития компаний с государственным участием: МВТУ – 17 компаний, МФТИ – 12 компаний, МАИ – 11 компаний. За счет бюджетных и внебюджетных средств существенно укрепилась материально-техническая база университетов: созданы новые учебные и учебно-научные лаборатории для обеспечения новых образовательных программ и научной работы студентов, магистрантов и аспирантов; модернизированы научные лаборатории по приоритетным направлениям развития; введены в эксплуатацию новые опытно-технологические и научно-производственные участки для отработки инновационных технологий и коммерциализации наукоемких продуктов. Инфраструктурное обеспечение научной деятельности НИУ представлено 107 научными центрами, причем 67 из них были созданы в 2010 году. В МАИ продолжается работа по созданию национальной космической технологической платформы. В МГТУ имени Н.Э.Баумана – технологической платформы «Материалы и технологии металлургии». В РГУ имени И.М.Губкина – технологической платформы «Технологии добычи и использования углеводородов». Специально так подробно перечисляю все успехи для того, чтобы сразу возник вопрос: если все так хорошо, как представлено в справке, подготовленной к коллегии, то почему, завершая совещание, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сказал: «Конечно, пока мы никого наказывать и выводить из списка НИУ не будем, но напомним о строгой ответственности ректоров». Спрашивается, что стоит за этими словами министра? И просто ли технические сбои виной тому, что журналисты, приглашенные на коллегию, не сумели ознакомиться с докладом Дергуновой? Ответ на этот вопрос был отчасти дан в дискуссии ректоров, состоявшейся на коллегии.Дело в том, что многие показатели, установленные изначально для отбора претендентов на статус НИУ, за прошедшее время устарели, потеряли актуальность: с тех пор были приняты разные постановления, поправки в действующие законы, да и деятельность высшей школы видоизменилась. Кроме того, существенно обострились проблемы, решение которых обещали вузы-претенденты. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, если бы Фурсенко не ограничил время его выступления, мог привести множество примеров. Ну, скажем, ВШЭ по формальным показателям не очень хорошо выглядит (и даже серьезно отстает) по части аспирантуры. Что происходит? Университет очень серьезно отбирает аспирантов, обучает их, платит по 30 тысяч в месяц, дает подработку еще на 20 тысяч, чтобы люди не нуждались и серьезно занимались наукой. Но вопреки досужим утверждениям о переподготовке экономистов, они требуются очень остро. Вот и уходят из аспирантуры ребята в структуры, которые платят им по 8-10 тысяч долларов, для них это хорошо, для ВШЭ ухудшает формальные показатели. Многие из них через пять-шесть лет защищают диссертации, остаются в вузе на работу на четверть ставки, потому что им здесь интересно. Еще одна проблема – защита диссертаций теми, кто в аспирантуре остается. В ВШЭ к диссертациям отношение объективное, серьезное и даже строгое. Те, кто не прошел предзащиту, уходят защищать диссертации (и защищают их) в тех вузах, где требования ниже. Для ВШЭ это ухудшение показателей, для других вузов – улучшение. Есть проблемы и с другими показателями, причем Ярослав Кузьминов не обещает их решить, скажем, за полгода. Значит ли это, что ВШЭ нужно по этой причине лишать статуса национального исследовательского университета?
Комментарии