Мультимедиаурок по теме «Реки» является частью темы «Гидросфера», которая изучается в курсе географии 6-го класса. Данный мультимедийный продукт может использоваться для повторения в 7-м и 8-м классах («Внутренние воды РФ»).
Цель создания мультимедийного продукта: использование компьютерной презентации для максимально эффективного изучения нового материала, проверки и актуализации знаний школьников, создание зрительных образов и развитие интереса к предмету, отображение информационного ресурса по теме «Реки» в современном виде с использованием новых информационных и педагогических технологий. Данный мультимедиакомпонент используется в течение всего урока, на всех его этапах.Презентация включает в себя учебный текст, вопросы, схемы и рисунки, карты, фото, видеосюжеты. Их использование направлено на формирование системы знаний и умений по теме, актуализацию имеющихся у школьников знаний, необходимых для успешного освоения учебного материала урока.Демонстрация презентации на уроке сопровождается беседой с учащимися. Содержание слайдов способствует постановке комплекса учебных задач. В конспекте и презентации не указана физкультминутка – учитель конкретного класса, наблюдая за работой учеников, самостоятельно определяет ее место в структуре урока. Использование презентации позволяет следовать логике в формировании системы знаний у школьников, делает содержание более наглядным и, следовательно, легче усваиваемым. Опора на содержание отдельных слайдов позволяет создать на уроке комплекс учебных задач, решение которых способствует развитию логического мышления школьников, расширению их кругозора. Отдельные слайды следует использовать для формирования практических навыков (например, определение левых и правых притоков; описание географического положения реки, определение границ водораздела и т. д.). Презентация акцентирует внимание школьников на основных моментах темы, способствует оперативной проверке знаний.Цели урока: – изучить части речной системы; ознакомить учащихся с понятиями: река, исток, устье, приток, речная долина, пойма, речная система, водораздел, бассейн реки, водопад, паводок, половодье, межень;- развивать навыки работы с тематическими картами;- воспитывать любовь к родной природе, ее самобытности и неповторимости; воспитывать культуру учебного труда.Задачи урока:1. Сформировать представления о реке, ее частях.2. Определять исток, устье, притоки правые и левые.3. Сформировать представление о направлении течения и скорости горных и равнинных рек.4. Ознакомить с типами питания и режимами рек.5. Научиться показывать на карте крупнейшие реки мира, ознакомиться с правилами показа реки на карте.6. Научиться описывать географическое положение реки.Форма урока: урок-исследование.Тип урока: изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности.Оборудование: физическая карта мира и России, атлас, модель «Строение речной системы», презентация.Учебник: Летягин А.А. География: начальный курс: 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008. Программа: Летягин А.А. География: начальный курс: 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008.Ход урокаI. Организационный моментII. Проверка домашнего задания (работа в парах)Географическая викторина «Самый, самая, самое…» по теме «Гидросфера. Части Мирового океана».Вопросы:1. Назовите самый большой океан на Земле. (Тихий.)2. Назовите самый маленький океан. (Северный Ледовитый.)3. Какой из океанов самый теплый? (Тихий, температура +26-29 0С.)4. Назовите самый холодный океан. (Северный Ледовитый.)5. Назовите океан самых больших волн. (Тихий океан, в южных сороковых широтах они достигают 15 метров в высоту и до 300 метров в длину.)6. Где находится самое глубокое место на Земле? Какова его глубина? (Тихий океан, Марианский желоб, 11022 м.)7. Назовите самый большой в мире коралловый риф. (Большой Барьерный.)8. Назовите самый широкий пролив на Земле. (Дрейка.)9. Назовите самый длинный пролив. (Мозамбикский.)10. Какое море самое соленое и теплое? (Красное.)11. Назовите самое мелководное море. (Азовское.)12. Какое море считается самым большим по площади? (Филиппинское.)13. Назовите самый большой полуостров на Земле. (Аравийский.)14. Какой остров самый большой на Земле? (Гренландия.)III. Изучение нового материала Учитель: Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок:Течет, течет – не вытечет.Бежит, бежит – не выбежит.Не конь, а бежит.Не лес, а шумит.Между гор, между долБежит белый конь.Ребята отгадывают загадки и записывают тему урока: «Реки». Задание: заполните таблицу (колонки 1, 2). Вопросы: Что вы знаете о реках?Что вы хотите узнать?В результате работы детей на доске формируется план урока.План:1. Что такое река? Части реки.2. Профиль реки.3. Речной бассейн и водораздел.4. Питание рек.5. Режим рек.6. Реки равнинные и горные.7. Пороги и водопады.8. Задание: «Самые, самые… реки» (работа с контурной картой).9. Реки России (видеосюжет).10. Реки Воронежской области (ученический проект).11. Использование рек.12. Практическая работа «Описание географического положения реки».Проблемный вопрос: почему реки текут?1. Что такое река? Части реки. Учитель: Постарайтесь ответить на этот вопрос самостоятельно. (Дети дают определения.) А теперь давайте сравним наши определения с научным и запишем его в тетрадь.Река – это поток воды, текущий в выработанном ею углублении.Река состоит из истока, устья, русла, притоков. Заполним схему реки и напишем ее составные части (заполнение опорного конспекта).Исток – это место, где река берет свое начало.Устье – это место, где река впадает в море, озеро, другую реку. Русло – это углубление, где течет водный поток.2. Профиль реки (заполнение опорного конспекта).Пойма – это часть речной долины, затапливаемая вешними водами.Притоки – это реки, впадающие в главную реку.Главная река + притоки = речная система.Работаем дальше со схемой:1. Как определить, куда течет река?2. Как это узнать по карте?3. Как найти правые и левые притоки?4. Как быть, если притоков много, как их различить? (Притоки 1, 2, 3-го порядка.)Правила показа рек:1. Реки нужно показывать от истока к устью.2. Реки текут в понижение рельефа, то есть с местности, имеющей большую высоту, к местности с меньшей абсолютной высотой.3. На карте от истока к устью увеличивается ширина реки.3. Речной бассейн и водораздел (заполнение опорного конспекта).Работа с учебником. Учитель: Выпишите в тетрадь, что называется бассейном реки и водоразделом.Бассейн реки – это территория, с которой река собирает воду.Водораздел – это граница бассейнов рек.В бассейне какой реки вы живете?Чем отличается речная система от бассейна реки?Что может быть водоразделом? (Горы или возвышенности.)Посмотрите на фрагмент карты в учебнике на с. 58 и найдите границу бассейна реки Лены. Какой хребет является водоразделом рек Лена и Яна? (Верхоянский хребет.)Почему реки не пересыхают? (Участвуют в мировом круговороте воды.)Реки постоянно получают питание. Как вы думаете, от чего зависит питание реки? (От климата.)4. Питание рек (заполнение опорного конспекта).Учащиеся, используя слайд презентации, составляют схему «Питание рек».5. Режим рек (заполнение опорного конспекта).Половодье – ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон года относительно длительное и значительное увеличение водности реки, вызывающее подъем ее уровня.Паводок – сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды в реке, то есть случается в любое время года.Межень – сезонное стояние низких (меженных) уровней воды в реках.6. Реки равнинные и горные. Задание: прочитайте пункт 4 на с. 91-92. Сравните горные и равнинные реки, заполните таблицу.Почему у горной реки течение более быстрое, чем у равнинной? (Большая разница высот между устьем и истоком.)7. Пороги и водопады. Учитель: Изучите рис. 62, 61 учебника и объясните, как образуются пороги и водопады.Пороги – выходы твердых пород, пересекающие русло, и нагромождения камней.Водопады – падение воды с высокого уступа. Задание: найдите на карте водопады, используя их координаты, обозначьте их на контурной карте:1. 420 с. ш., 780 з. д. (Ниагарский).2. 50 с. ш., 620 з. д. (Анхель).3. 180 ю. ш., 260 в. д. (Виктория).Учащиеся заполняют опорный конспект и приводят примеры крупнейших водопадов, используя видеосюжет, сообщения одноклассников, карты атласа.8. Задание: «Самые, самые… реки» (работа с контурной картой). Назовите и покажите крупнейшие реки на каждом материке, нанесите их на контурную карту.9. Реки России (видеосюжет).10. Реки Воронежской области (ученический проект).Заполнение опорного конспекта.11. Использование рек (заполнение опорного конспекта).IV. ЗакреплениеПрактическая работа «Описание географического положения реки».План1. Название.2. На каком материке находится.3. В какой части света находится.4. Исток (где берет начало).5. Устье (куда впадает).6. Вид устья (дельта или эстуарий).7. Направление течения.8. По каким формам рельефа протекает (определяется по цвету с помощью шкалы высот и глубин).Викторина-шуткаНазвание какой реки у тебя во рту? (Десна.)Какая река растет на дереве? (Прут.)Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз.)Я сибирская река,Широка и глубока.Букву «е» на «у» смени – Стану спутником земли.(Лена – Луна)Ты меня, наверное, знаешь,Я сказки Пушкина герой.Но если «л» на «н» сменяешь,Сибирской стану я рекой.(Елисей – Енисей) Домашнее задание: параграф 30.Прим. ред. Презентация, опорный конспект для учащихся, видеоролик «Водопад Игуасу» размещены на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/907 Елена ПОНОМАРЕВА, учитель географии лицея «Воронежский учебно-воспитательный комплекс имени А.П.Киселева»
Комментарии