search
main
0

Театральная педагогика

Перед тем, как вспылить, посчитай до десяти

– Часто ли вам приходилось встречать профессиональных учителей?

– Встречал, но не часто. Там, где я учился, в селе, был учитель физики Лисняк. Жесткий, требовательный, он умел вызвать уважение к своему предмету. Вот это сочетание и есть профессионализм: умение интересно преподнести материал, строго спросить, и не унизить ученика. Профессионализм – очень ценная и редкая штука. У моего сына в школе было только три настоящих профессионала. Один из них – директор. Несмотря на мягкость его обращения с учениками, школа не стала местом разбоя и разрухи. А вот когда моя дочка Маша училась, у нее в школе была “железная” Тамара Павловна, которая гоняла всех, кто курил, не так одевался, не снимал ботинки. Там была палочная дисциплина. В школе же моего сына к ученикам было неизменно доброжелательное отношение.

Если говорить о профессионализме, то в первую очередь нужно сказать о классных руководителях. Понятие классный руководитель как-то стерлось. А он – самый ценный и необходимый в школе человек. Ведь нужно после уроков куда-то с ребятами сходить, собрать в выходные, узнать, у кого какие проблемы. У моего сына с первого по четвертый класс была молодая учительница. Опыта у нее еще не было, но как классный руководитель она была уже профессионал, потому что понимала, что детей нужно держать рядом с собой. Мне кажется, что сейчас классное руководство – самое уязвимое место в школе. Вообще учитель – это тот громоотвод, который собирает все наши недовольства, претензии, злость и обиду. Я, честно говоря, удивляюсь, что кто-то еще выбирает эту профессию.

– Часто ли в вашей жизни были встречи, которые стали для вас большим событием, уроком?

– Я не в состоянии учиться на примере одного человека. Допустим, у моего учителя по ВГИКу – Ильи Вениаминовича Вайсфельда – я учился юмору, мудрости и покою. У Н.Михалкова – быть всегда в хорошем настроении, никогда никому не показывать, что ты растерян, огорчен. Работая с А.Кончаловским над “Курочкой Рябой”, учился не показывать обиду другим, ни в коем случае не демонстрировать свое отношение к кому-то. Г.Чухрай научил меня правильно питаться – никогда не завтракать. Я обедаю и ужинаю, а утром только пью водичку. И живота нет, и очень хорошее настроение… Я работаю со многими и от каждого беру отдельные черты характера.

– Часто, наверное, приходится быть примером для своих детей?

– Я каждого из них учу: не торопись делать выводы, не давай согласия, перед тем, как вспылить и послать кого-то, посчитай до десяти в уме – это даст тебе возможность определить нормальное отношение к человеку или его поступку.

– Традиционные пожелания нашим читателям?

– Наверное, я скажу вещь банальную, но она истинна. Есть талант писателя, артиста, ученого, спортсмена. И есть талант учителя. Он, на мой взгляд, объединяет в себе все. Этот талант редкий, особый и труднозаменимый. Его замечают наши дети. Можно проводить любые конкурсы: “Лучший учитель”, “Худший учитель”, и я бы проводил их, спрашивая об этом детей. Уверяю вас, дети знают, к кому они относятся хорошо и почему: “Она честная, она многое знает, она добрая, она не кричит, она не ругается”…

Ольга БИГИЛЬДИНСКАЯ

Выпуск подготовила Ирина ГРИГОРЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте