Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Театр – волшебный островок общения

УГ - Москва, №30 от 27 июля 2010. Читать номер
Автор:

С помощью искусства осуществляется передача духовного опыта человечества, несущего в себе то главное, что способствует восстановлению связи между поколениями. Синтез искусств помогает детям построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях, осознать собственную значимость. Как прекрасен этот мир – мир детства. Казалось бы, мы, взрослые, ушли оттуда навсегда, и обратной дороги нет. Но в этот беззаботный мир хочется возвращаться снова и снова, соприкасаться с этим волнующим душу миром. Но возможно ли вернуться лишь на мгновение, открыть эту заветную дверцу? Я думаю, что нам, педагогам, в этом смысле повезло больше, чем другим. Наша работа ежедневно позволяет переживать, чувствовать и видеть не просто маленький мир, а целую планету детства. Детство всегда рядом с нами. Мы каждую минуту видим его широко распахнутые глаза, слышим его звонкий голос и беззаботный, радостный смех.

Ольга КАРМАШЕВА, педагог дополнительного образования прогимназии №1882, высшей квалификационной категории:

Детство – это маленький театр, где ребенок, выходя на сцену, развивается в этом огромном мире. Нужно учить его выходить к зрителям свободно, не боясь и не закрываясь от общества.

В начале своей педагогической деятельности мне, как в детстве, пришлось выходить на «сцену», и это была не группа и не класс. Это был мой театр – театр кукол, сцен, речей.

Я уже много лет занимаюсь с детьми этим волшебным видом искусства. С помощью театрально-игровой деятельности мы успешно решаем множество задач воспитания и развития ребенка, исправляем отклонения в поведении, развиваем коммуникативно-речевые навыки.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Но как научить малыша играть, брать на себя роль и при этом действовать? Этому поможет театрализованная игра. В театре, как и в игре, все происходит «понарошку». Поэтому дети так быстро понимают и принимают придуманный мир, условность театрального спектакля. Малыши так проникаются происходящим на сцене, что не видят актера, который разговаривает за куклу. Когда они сами играют в театр, то становятся полноправными творцами, самовыражаются, раскрепощаются, воплощают свои мечты, постигают социальные отношения. Таким образом, театрализованные игры влияют на развитие личности ребенка и позволяют чувствовать себя более свободно, естественно, раскованно. Мы понимаем, что в современном учебно-воспитательном процессе театр в нашей прогимназии – это не дань моде, а необходимость. Мы не только стремимся приобщить ребенка к театральному искусству, но и решаем психолого-педагогические задачи, воспитываем эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость и рефлексию. Большое внимание отводится театрально-игровой деятельности как средству коммуникативно-речевого развития.

Театр – вид искусства, в котором выразительная, интонационная четкая речь занимает ведущее место. У нас на каждом занятии несколько минут отводится речевым упражнением. Это скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, подвижные игры с рифмовками, короткие диалоги. Театр позволяет нам через частично забытые фольклорные образы понять и почувствовать специальное эмоциональное отношение к различным объектам действительности, формирует отношение детей к разным качествам характера, поступкам и чувствам людей.

Язык художественных произведений помогает научить детей формулировать и выражать свои мысли, развивать коммуникативно-речевые навыки. Одно из выразительных средств языка – сказка. Василий Сухомлинский писал: «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать». С помощью сказки мы формируем языковую культуру личности, помогаем ребенку овладеть богатством народной речи.

Сказка естественным образом сближает взрослого и ребенка, дает нам возможность общаться на одном языке. Работа со сказкой позволяет нам организовать плодотворное общение с ребенком. На эмоциональном подъеме можно обсуждать самые разные темы и даже проживать, высказывать независимые суждения, не боясь неодобрения со стороны взрослого и сверстников. От занятия к занятию формируются коммуникативные таланты детей, когда они подыскивают более точные формулировки, стараются разнообразить свою речь, сделать ее интереснее для всех участников обсуждения. Нестандартные сюжеты позволяют детям припоминать случаи из жизни, фрагменты различных событий. В процессе обсуждения отношение детей к событиям становится более осознанным и может даже изменяться под воздействием мнений сверстников и ненавязчивом управлении педагога. По ходу сказки я часто замечаю, что в группах есть дети, которые застывают в напряженной позе, ничего не замечая вокруг. Такие дети, по словам Сухомлинского, «не переживают борьбу добра и зла, вместо радостных огоньков восхищения у них в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу». Таким детям я предлагаю игру-беседу с куклами-персонажами, это позволяет ребенку проиграть тот или иной характер и увидеть себя со стороны со всеми проблемами заданной педагогом роли, а также увидеть реакцию других детей на героя, обладающего подобными свойствами. Постепенно дети учатся играть со сверстниками в детском коллективе. Сказочный мир замечательно приспособлен для избавления от поведенческих нарушений, отклонений. Постепенно сказка заставляет ребенка сопереживать, и в результате этого переживания у него появляются не только новые представления о людях, предметах, явлениях, но и новые эмоциональные отношения к ним.

Для того чтобы ребенок полностью прочувствовал, прожил сказку, следует повторить сюжет или героев на занятиях: изобразительной деятельности, музыкальной, иностранного языка. Опыт нашей работы показывает, что использование сказочных сюжетов в другой деятельности помогает успешно развивать творческий потенциал детей. В нашем ресурсном центре при обучении детей иностранным языкам мы используем сюжетно-ролевые игры и сказочные сюжеты. Эффективность интеграции театрально-игровой деятельности и иностранного языка положительно влияет на развитие коммуникативно-речевых навыков на родном и иностранных языках. Дети гораздо лучше и быстрее воспринимают, запоминают иностранные слова, вступают в диалог с друг другом и со взрослыми, если это закреплено сказочным сюжетом или театральным перевоплощением. В некоторых своих постановках мы использовали комбинированные тексты, а отдельные постановки были только на иностранном языке, где дети свободно использовали диалогическую речь. На занятиях театрально-игровой деятельности мы развиваем ритмопластику, используя игры: «Назови и покажи», «Изобрази животное», «Картина» и другие на родном и иностранном языках. Их использование способствует лучшему усвоению иностранного языка.

С развитием ребенка развивается и усложняется игра: сначала малые этюдные формы, затем игры-импровизации, инсценировки, драматизации и режиссерская игра. Дети старших групп с удовольствием показывают театрализованные представления младшим детям на родном и иностранном языках. С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Темы ситуаций не только задаются педагогом, но и возникают спонтанно, в процессе эмоционального восприятия сюжетов и фрагментов жизненного опыта, рассказываемых кем-то из присутствующих детей. Успешно формируется диалогическая речь в условиях активного эмоционального общения. Ценность использования в занятиях ситуаций общения заключается в том, что она строится на непрерывной мобилизации детского внимания, активного участия.

Детям приходится следить за ходом беседы, слушать своих собеседников. В этот момент у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, умозаключения, обобщения. Надо внимательно слушать, быстро соображать и отвечать, поэтому от ребенка требуется непрерывная умственная активность. А также необходимо уметь воздерживаться от высказываний, когда говорят другие, удерживать в памяти то, что хотел спросить или сказать. Для некоторых детей участие в такой работе требует волевых усилий, ведь высказать свое мнение в присутствии других не так-то просто, необходимо преодолеть свою застенчивость, неуверенность, робость. Зная индивидуальные особенности детей, стараемся дифференцированно подключать их к активному участию в ситуации общения.

Занятия по театру комплексно воздействуют на развитие детей. Театр как синтетический вид искусства использует не только собственные выразительные средства, но и выразительные средства других искусств: музыки, изобразительного искусства, архитектуры, художественного слова.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту