search
Топ 10

«Театр рук» – единственный в Москве

Что такое руки, сколько их и для чего? Всем известно, что их две. Одна правая, другая левая. Руки – это верхняя конечность человека… и, оказывается, театральная бесконечность. В технологическом колледже №34 вот уже 5 лет работает уникальный театр – «Театр рук». Творческий коллектив «Театра рук» постоянный участник и неизменный победитель городских и окружных фестивалей и конкурсов. За плечами театрального студенческого коллектива не одна покоренная вершина с помощью рук!

Я спешу на встречу с творческим коллективом и художественным руководителем «Театра рук». Имею свой небольшой опыт театральной работы со студентами колледжа, и мне очень интересно познакомиться с таким самобытным коллективом. Фантазирую, пытаюсь представить, как вообще может выглядеть выступление такого театра, его руководитель. И вот я в колледже, спешу в актовый зал. Мне навстречу выходит обаятельная, улыбающаяся женщина. За ее спиной на сцене студенты колледжа в черных костюмах и атласных белых перчатках замерли в ожидании. Прежде чем я начала интервью с руководителем театра, мне преподнесли сюрприз от «Театра рук»… Сижу в абсолютно темном зрительском зале. На сцене горят лишь несколько ультрафиолетовых ламп. Звучит ритмичная живая музыка, и тут из темного пространства сцены прямо на моих глазах возникает сначала надпись «Колледж», которая появляется и исчезает в темноте, потом – «Технологический колледж №34», которая тоже тает, а затем, как в калейдоскопе, появляются разные картинки. Одна сменяет другую: рыба, корабль, плывущий по волнам…затем глотка кита…Так началось наше знакомство.Художественный руководитель коллектива – Елена Новокрещенова, педагог дополнительного образования, награждена премией «Национальное достояние» ЮАО в номинации «Связующая нить» (2008 г.).- Театры бывают разные – музыкальные, драматические, академические, молодежные. Ваш театр имеет очень необычное название. Почему «Театр рук»?- Изначально я кукольник. Училась в Екатеринбургском театральном институте на отделении «Театр кукол». У нас был удивительный педагог Сергей Жуков, который был настолько увлечен искусством театра кукол, что свою страсть сумел передать нам – своим ученикам. А для кукольника главное – руки. Ими он должен владеть в совершенстве. Поэтому вся система обучения кукольника строится прежде всего на развитии мелкой моторики и пластической выразительности рук. Правда, наши занятия всегда были больше простого развития рук, рождались образы, сюжеты, этюды, и появился «Театр рук». Семечко этого театра мы посадили здесь, и оно, как видите, проросло.- Неужели все это просто руки? Не верится. Как вам удается с помощью одних только рук передать разные образы, чувства, характеры?- Абсолютно все разнообразие форм и образов можно создать одними только руками, я это утверждаю со всей ответственностью. Все дело в движении. Это уже секреты театрального мастерства. Чувства, эмоции, характер театральных образов передают с помощью ритмических и пластических движений рук. Например, этюды-настроения, вот плавные, мягкие, нежные движения четырех рук в белых перчатках и без них, мужских и женских, под лирическую музыку – так выражена любовь. Или острые, угловатые, нервные рывки, передающие зрителю тревогу, неуверенность. Другой вариант – «рисование» руками. Из рук буквально возникают картинки: «руки – музыка», «руки – персонаж». С помощью рук студенты передают настроение музыки, не иллюстративно, а с помощью точно найденной пластики и ритма. Затем из рук собираются образы… – мельчайшая работа с деталями, тончайшими нюансами движений рук. Огромное значение имеет наполнение каждого этюда живыми эмоциями. Тогда будет настоящее, живое выступление. Эмоции надо пробудить. Без этого ничего не получится, это я знаю точно. Этюд формально будет, но мертвый.- Неужели абсолютно любой студент может этому научиться, постичь секреты мастерства? Расскажите, как строится обучение в театре?- Программа обучения рассчитана на два года. В первый год работаем с образным мышлением, двигательной реакцией рук на музыку, основными движениями рук, общим развитием музыкальности. Обязательным элементом программы первого года стало развитие мелкой моторики, пластичности рук, общей телесной раскрепощенности и мышечной свободы студента. На первых порах студенту еще трудно воплощать сложные, емкие образы, поэтому сначала идет работа в парных этюдах и образных упражнениях, изображении или подражании животным, птицам, позже – явлениям природы. Коллективная игра, где появляется сюжет, позволяет развить у студента образное мышление, умение слушать не только себя, но и других, действовать сообща. Мы много внимания уделяем партнерству, так как один персонаж может быть создан несколькими парами рук, и результат получится только при слаженной коллективной работе. Следовательно, например, два студента должны жить чувствами и эмоциями одного образа, действуя при этом как один человек. Научиться работать в команде – очень непростая задача для студентов и крепкий фундамент театра. Второй год обучения строится через углубление и усложнение изученного. Больше внимания уделяется уже не технике, хотя над ней, конечно же, продолжаем работать, а партнерству, мизансценированию, оформлению этюдов.- А творческий отбор в театр существует?- Все начинается с первых дней нового учебного года. Каждую осень в сентябре у нас проходит большое событие студенческой жизни колледжа – презентация всех направлений и студий дополнительного образования. Мы выступаем, приглашаем в нашу студию и записываем желающих. Берем всех, работаем со всеми, по силе возможностей конечно, это наша принципиальная позиция. Все студенты разные. Одни очень яркие, способные даже в театральный вуз поступить. Кто-то изначально робок и боится сцены, сомневается, получится ли у него вообще. Но ведь театр – творчество коллективное. Спектакль родится только при условии работы всех и вклада каждого, поэтому и важен каждый и от каждого зависит все. Мы всегда стараемся идти от человека, у каждого есть возможность попробовать себя в разном. Но каждый год тем, кто остается с нами, мы говорим: «Спасибо, что пришли. Вы, именно те, кому от учебы в колледже надо больше, чем остальным». И это правда.- Работа театра включена в яркую, интересную жизнь колледжа. Расскажите, как это происходит.- Жизнь колледжа очень насыщенна и интенсивна. Начинается год Днем знаний, затем следует День учителя, Посвящение в студенты, Новый год, колледжные конкурсы, например, наш ежегодный «Мистер и Мисс ТК №34», конкурс чтецов к Дню Победы, затем выпускной и закрытие театрального сезона. Каждое такое событие не обходится без сценария, подготовки, репетиций, декораций… К счастью, я работаю плечом к плечу с моими замечательными коллегами, без которых все это было бы невозможно. Это прежде всего мой коллега, муж, режиссер «Театра студенческих миниатюр» Георгий Новокрещенов; замечательная, тонкая, все понимающая с намека хореограф Мария Бовшик, настоящий театральный декоратор Елена Кононова и, конечно, наш удивительный руководитель блока дополнительного образования Алла Умрихина. У нас прекрасная команда. Мы все вместе придумываем, обсуждаем. К каждому событию жизни колледжа мы пишем сценарий, ищем оригинальную идею. Идем от студентов или событий года, например, выпускной 2008 года прошел под знаком «Аватара», а 2007 год был стилизован под фильм «Стиляги». Это позволяет сделать выпускной незабываемым событием в жизни выпускников. Надо отметить, что и преподаватели, и родители с большим желанием посещают все концерты и праздники, с радостью смотрят на своих детей на сцене, иногда искренне удивляются: «Что вы сделали с моим ребенком? Никогда не думал, что она может…» – выражают благодарность и понимание. Так рождается контакт с родителями.- А как относятся к театру преподаватели и мастера производственного обучения?- Все педагоги нас очень поддерживают. Это проявляется по-разному. С пониманием относятся к студентам, уважают их труд на сцене, но в то же время держат руку на пульсе учебной успеваемости. Идут навстречу студенту, нас информируют о пробелах в учебе наших артистов, если они возникают, консультируют, помогают. Педагоги с радостью приходят на все наши выступления и концерты как зрители, и педагоги – активные участники всех наших театральных затей. Среди наших педагогов есть очень активные театралы, например, Алла Умрихина и Елена Макеева.- Можно только порадоваться такому альянсу. Но все ли педагоги согласны с этим? Не бытует ли в колледже мнение, что дополнительное образование часто мешает студенту учиться?- Я абсолютно убеждена, и наш опыт работы в колледже это подтверждает, что можно все очень хорошо совмещать. Надо просто работать в одной команде. Дополнительное образование нашего колледжа организует досуг студентов, это огромная часть воспитательной работы колледжа. Театр помогает детям учиться. Ведь если у тебя что-то на сцене получилось, значит, крылья выросли, значит, «Я могу!». Надо только умело педагогически это «Я могу!» подхватить и перенести в другие сферы жизни студента. Раз можешь играть на сцене, непременно сможешь хорошо учиться. Это наша педагогическая хитрость такая. Кроме того, контингент обучающихся колледжа сложный – дети-сироты, дети из неполных семей, из неблагополучных семей. Их надо согреть, раскрыть, вернуть доверие к миру, подарить частичку любви, помочь, а иногда просто научить поверить в себя. Вот всем этим и занимается дополнительное образование. Это может мешать учебе?- А если честно, не жалеете, что такой профессионал, а работаете в колледже?- Нет, нисколько. Знаете, мы 12 лет проработали в профессиональном театре. Искали лучшего режиссера, лучшей зарплаты… а потом приехали в Москву – нас пригласили в театр Образцова. Здесь в колледже работал крестный нашего сына, он и позвал нас в колледж. Поначалу было страшно, я никогда до этого с детьми не работала. Начала так робко, постепенно. Затем в колледж пришел Георгий Викторович, нас стало уже двое, получился творческий тандем. Постепенно создавался коллектив единомышленников. Создавалась атмосфера увлеченности, творческой инициативы, азарта, доверия и совместного творчества. Я иногда говорю: «Мы инфицированы вирусом сцены и заражаем этим детей». А вирус сцены – это навсегда. Нет, я нисколько не жалею. Нам нравится это все. Я в профессии. Мы не даем закиснуть своей фантазии и воображению и фантазии и воображению студентов. И мы столько любви получаем от детей! Как можно об этом жалеть!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту