search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР
0

«Театр рук» – единственный в Москве

Что такое руки, сколько их и для чего? Всем известно, что их две. Одна правая, другая левая. Руки – это верхняя конечность человека… и, оказывается, театральная бесконечность. В технологическом колледже №34 вот уже 5 лет работает уникальный театр – «Театр рук». Творческий коллектив «Театра рук» постоянный участник и неизменный победитель городских и окружных фестивалей и конкурсов. За плечами театрального студенческого коллектива не одна покоренная вершина с помощью рук!

Я спешу на встречу с творческим коллективом и художественным руководителем «Театра рук». Имею свой небольшой опыт театральной работы со студентами колледжа, и мне очень интересно познакомиться с таким самобытным коллективом. Фантазирую, пытаюсь представить, как вообще может выглядеть выступление такого театра, его руководитель. И вот я в колледже, спешу в актовый зал. Мне навстречу выходит обаятельная, улыбающаяся женщина. За ее спиной на сцене студенты колледжа в черных костюмах и атласных белых перчатках замерли в ожидании. Прежде чем я начала интервью с руководителем театра, мне преподнесли сюрприз от «Театра рук»… Сижу в абсолютно темном зрительском зале. На сцене горят лишь несколько ультрафиолетовых ламп. Звучит ритмичная живая музыка, и тут из темного пространства сцены прямо на моих глазах возникает сначала надпись «Колледж», которая появляется и исчезает в темноте, потом – «Технологический колледж №34», которая тоже тает, а затем, как в калейдоскопе, появляются разные картинки. Одна сменяет другую: рыба, корабль, плывущий по волнам…затем глотка кита…Так началось наше знакомство.Художественный руководитель коллектива – Елена Новокрещенова, педагог дополнительного образования, награждена премией «Национальное достояние» ЮАО в номинации «Связующая нить» (2008 г.).- Театры бывают разные – музыкальные, драматические, академические, молодежные. Ваш театр имеет очень необычное название. Почему «Театр рук»?- Изначально я кукольник. Училась в Екатеринбургском театральном институте на отделении «Театр кукол». У нас был удивительный педагог Сергей Жуков, который был настолько увлечен искусством театра кукол, что свою страсть сумел передать нам – своим ученикам. А для кукольника главное – руки. Ими он должен владеть в совершенстве. Поэтому вся система обучения кукольника строится прежде всего на развитии мелкой моторики и пластической выразительности рук. Правда, наши занятия всегда были больше простого развития рук, рождались образы, сюжеты, этюды, и появился «Театр рук». Семечко этого театра мы посадили здесь, и оно, как видите, проросло.- Неужели все это просто руки? Не верится. Как вам удается с помощью одних только рук передать разные образы, чувства, характеры?- Абсолютно все разнообразие форм и образов можно создать одними только руками, я это утверждаю со всей ответственностью. Все дело в движении. Это уже секреты театрального мастерства. Чувства, эмоции, характер театральных образов передают с помощью ритмических и пластических движений рук. Например, этюды-настроения, вот плавные, мягкие, нежные движения четырех рук в белых перчатках и без них, мужских и женских, под лирическую музыку – так выражена любовь. Или острые, угловатые, нервные рывки, передающие зрителю тревогу, неуверенность. Другой вариант – «рисование» руками. Из рук буквально возникают картинки: «руки – музыка», «руки – персонаж». С помощью рук студенты передают настроение музыки, не иллюстративно, а с помощью точно найденной пластики и ритма. Затем из рук собираются образы… – мельчайшая работа с деталями, тончайшими нюансами движений рук. Огромное значение имеет наполнение каждого этюда живыми эмоциями. Тогда будет настоящее, живое выступление. Эмоции надо пробудить. Без этого ничего не получится, это я знаю точно. Этюд формально будет, но мертвый.- Неужели абсолютно любой студент может этому научиться, постичь секреты мастерства? Расскажите, как строится обучение в театре?- Программа обучения рассчитана на два года. В первый год работаем с образным мышлением, двигательной реакцией рук на музыку, основными движениями рук, общим развитием музыкальности. Обязательным элементом программы первого года стало развитие мелкой моторики, пластичности рук, общей телесной раскрепощенности и мышечной свободы студента. На первых порах студенту еще трудно воплощать сложные, емкие образы, поэтому сначала идет работа в парных этюдах и образных упражнениях, изображении или подражании животным, птицам, позже – явлениям природы. Коллективная игра, где появляется сюжет, позволяет развить у студента образное мышление, умение слушать не только себя, но и других, действовать сообща. Мы много внимания уделяем партнерству, так как один персонаж может быть создан несколькими парами рук, и результат получится только при слаженной коллективной работе. Следовательно, например, два студента должны жить чувствами и эмоциями одного образа, действуя при этом как один человек. Научиться работать в команде – очень непростая задача для студентов и крепкий фундамент театра. Второй год обучения строится через углубление и усложнение изученного. Больше внимания уделяется уже не технике, хотя над ней, конечно же, продолжаем работать, а партнерству, мизансценированию, оформлению этюдов.- А творческий отбор в театр существует?- Все начинается с первых дней нового учебного года. Каждую осень в сентябре у нас проходит большое событие студенческой жизни колледжа – презентация всех направлений и студий дополнительного образования. Мы выступаем, приглашаем в нашу студию и записываем желающих. Берем всех, работаем со всеми, по силе возможностей конечно, это наша принципиальная позиция. Все студенты разные. Одни очень яркие, способные даже в театральный вуз поступить. Кто-то изначально робок и боится сцены, сомневается, получится ли у него вообще. Но ведь театр – творчество коллективное. Спектакль родится только при условии работы всех и вклада каждого, поэтому и важен каждый и от каждого зависит все. Мы всегда стараемся идти от человека, у каждого есть возможность попробовать себя в разном. Но каждый год тем, кто остается с нами, мы говорим: «Спасибо, что пришли. Вы, именно те, кому от учебы в колледже надо больше, чем остальным». И это правда.- Работа театра включена в яркую, интересную жизнь колледжа. Расскажите, как это происходит.- Жизнь колледжа очень насыщенна и интенсивна. Начинается год Днем знаний, затем следует День учителя, Посвящение в студенты, Новый год, колледжные конкурсы, например, наш ежегодный «Мистер и Мисс ТК №34», конкурс чтецов к Дню Победы, затем выпускной и закрытие театрального сезона. Каждое такое событие не обходится без сценария, подготовки, репетиций, декораций… К счастью, я работаю плечом к плечу с моими замечательными коллегами, без которых все это было бы невозможно. Это прежде всего мой коллега, муж, режиссер «Театра студенческих миниатюр» Георгий Новокрещенов; замечательная, тонкая, все понимающая с намека хореограф Мария Бовшик, настоящий театральный декоратор Елена Кононова и, конечно, наш удивительный руководитель блока дополнительного образования Алла Умрихина. У нас прекрасная команда. Мы все вместе придумываем, обсуждаем. К каждому событию жизни колледжа мы пишем сценарий, ищем оригинальную идею. Идем от студентов или событий года, например, выпускной 2008 года прошел под знаком «Аватара», а 2007 год был стилизован под фильм «Стиляги». Это позволяет сделать выпускной незабываемым событием в жизни выпускников. Надо отметить, что и преподаватели, и родители с большим желанием посещают все концерты и праздники, с радостью смотрят на своих детей на сцене, иногда искренне удивляются: «Что вы сделали с моим ребенком? Никогда не думал, что она может…» – выражают благодарность и понимание. Так рождается контакт с родителями.- А как относятся к театру преподаватели и мастера производственного обучения?- Все педагоги нас очень поддерживают. Это проявляется по-разному. С пониманием относятся к студентам, уважают их труд на сцене, но в то же время держат руку на пульсе учебной успеваемости. Идут навстречу студенту, нас информируют о пробелах в учебе наших артистов, если они возникают, консультируют, помогают. Педагоги с радостью приходят на все наши выступления и концерты как зрители, и педагоги – активные участники всех наших театральных затей. Среди наших педагогов есть очень активные театралы, например, Алла Умрихина и Елена Макеева.- Можно только порадоваться такому альянсу. Но все ли педагоги согласны с этим? Не бытует ли в колледже мнение, что дополнительное образование часто мешает студенту учиться?- Я абсолютно убеждена, и наш опыт работы в колледже это подтверждает, что можно все очень хорошо совмещать. Надо просто работать в одной команде. Дополнительное образование нашего колледжа организует досуг студентов, это огромная часть воспитательной работы колледжа. Театр помогает детям учиться. Ведь если у тебя что-то на сцене получилось, значит, крылья выросли, значит, «Я могу!». Надо только умело педагогически это «Я могу!» подхватить и перенести в другие сферы жизни студента. Раз можешь играть на сцене, непременно сможешь хорошо учиться. Это наша педагогическая хитрость такая. Кроме того, контингент обучающихся колледжа сложный – дети-сироты, дети из неполных семей, из неблагополучных семей. Их надо согреть, раскрыть, вернуть доверие к миру, подарить частичку любви, помочь, а иногда просто научить поверить в себя. Вот всем этим и занимается дополнительное образование. Это может мешать учебе?- А если честно, не жалеете, что такой профессионал, а работаете в колледже?- Нет, нисколько. Знаете, мы 12 лет проработали в профессиональном театре. Искали лучшего режиссера, лучшей зарплаты… а потом приехали в Москву – нас пригласили в театр Образцова. Здесь в колледже работал крестный нашего сына, он и позвал нас в колледж. Поначалу было страшно, я никогда до этого с детьми не работала. Начала так робко, постепенно. Затем в колледж пришел Георгий Викторович, нас стало уже двое, получился творческий тандем. Постепенно создавался коллектив единомышленников. Создавалась атмосфера увлеченности, творческой инициативы, азарта, доверия и совместного творчества. Я иногда говорю: «Мы инфицированы вирусом сцены и заражаем этим детей». А вирус сцены – это навсегда. Нет, я нисколько не жалею. Нам нравится это все. Я в профессии. Мы не даем закиснуть своей фантазии и воображению и фантазии и воображению студентов. И мы столько любви получаем от детей! Как можно об этом жалеть!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте