В Северо-Восточном округе Московский молодежный экспериментальный театр под управлением народного артиста РФ Вячеслава Спесивцева продолжает работу по преподаванию литературы в средних общеобразовательных школах.
Когда-то в Китай Московский молодежный театр Вячеслава Спесивцева привез свой спектакль «Вишневый сад». Во время гастролей однажды актерам не дали сцену и пришлось играть спектакль в обычном классе школы – так возникла идея любопытного проекта «Классика в классе», идея сделать целую серию спектаклей, которые будут проходить в школьных классах перед обычными детьми. Более десяти лет назад театр начал реализовывать театрально-образовательный проект «Классика в классе», суть которого состояла в том, что пьесы Островского, Горького, Чехова рассчитаны не на прочтение, а на просмотр, на театральное воспроизведение. Поскольку школьники стали меньше ходить в театры, режиссеры создали уроки-спектакли, которые с тех пор были показаны не только в школах Москвы, но и в других городах России, Китая, Мексики, Чехии, Армении, Украины и других стран. Театр сделал 12 спектаклей-уроков по таким произведениям российской классической литературы, входящим в обязательную школьную программу, как «Евгений Онегин», «Горе от ума», «Ревизор», причем продолжительность каждого спектакля совпадает со школьным уроком и составляет ровно 45 минут. Завершается этот цикл произведением Льва Толстого «Война и мир». На сегодня это единственная театральная постановка романа, рассчитанная в первую очередь на молодое поколение. Динамичное, яркое действо включает в себя основные сюжетные линии книги. Актеры играют под музыку Владимира Высоцкого. «Так сложилось, что современные школьники не испытывают особого интереса к обязательной литературе, ведь большинство произведений написаны для взрослой аудитории, а ребята просто вынуждены их штудировать, чтобы получить приемлемую оценку по этому предмету. Неудивительно, что при таком подходе подлинный художественный смысл российской драматургии для них так и остается непознанным. Ни один театр не в состоянии объехать все столичные школы, чтобы показать им «Евгения Онегина» за 45 минут, но если школьники не идут в театр, значит, театр должен прийти в школу. Процесс изучения школьной литературы должен быть живым, интересным и не сводиться к литературоведческим формулировкам советских времен вроде тех, что «Онегин – лишний человек», а «декабристы разбудили Герцена». Театр для того и создан, чтобы не оставлять зрителя равнодушным к тому, что происходит на сцене. Классика есть основа воспитания молодого зрителя, мы приезжаем в школы и играем спектакли прямо в классах, – рассказал на форуме, посвященном Году культуры в СВАО, Вячеслав Спесивцев. – Ставим пьесы Островского, Гоголя, Фонвизина, Чехова, таким образом, визуализируем школьную программу. Ребята сейчас почти не читают книги, а вот интерактивные спектакли их очень увлекают. Дети разучивают известные строки из «Горя от ума» вместе с Репетиловым или зачитывают приговор персонажам «Ревизора». На ребят производит впечатление то, что актеры театра старше их всего на несколько лет. Школьники начинают понимать, что классика – живой, актуальный материал, а не скучные книги.Для школьных показов небольшую сцену мы монтируем прямо в учебных кабинетах. Когда в класс входит Чацкий со своим монологом, это производит на ребят потрясающее впечатление. Это живой урок, который им необходим».
Комментарии