Театр начинается в классе
Во-первых, 3-я школа осуществляет общее эстетическое развитие детей.
Во-вторых, уроки театрального искусства включены в учебный план. А в-третьих, и это самое главное, мир театра прочно обосновался благодаря учителю Галине Михайловне Наумкиной. Что же касается коридора, обьяснение тут вполне прозаическое: администрация посчитала, что при нехватке классных помещений театром можно заниматься и там.
Киржач – городок небольшой, каких в России многие тысячи. Но происхождением своим знатен и именит. Перегнав по древности основания нашу славную столицу, начинался он с монастырских стен, благословенных Сергием Радонежским. А нынче, хоть и включен этот райцентр в любимое туристами “Золотое кольцо”, жизнь течет там размеренно, плавно. Зимой – девственно-белоснежный, весной – благоуханный и свежий, летом – зеленый и пыльный, осенью – хмурый и слякотный – городок неспешно отсчитывает столетия. Племя же “младое, незнакомое” гурьбой бегает в 3-ю школу – получать образование и общее эстетическое развитие. Ближайший к школе книжный магазин тоже вносит в воспитание детишек посильную лепту. По случаю начала учебного года, например, центральный прилавок был оснащен тщательно подобранной витриной на тему “сексуального ликбеза”. Открытки были расставлены с таким мастерством и аккуратностью, что, честное слово, любой младшеклассник-недотепа смог бы почерпнуть жизненно полезную информацию и не доходя до школы.
Приметы нашего времени, скажете вы. Их везде хоть отбавляй: и в отдаленном знойном степном поселке, и на вьюжном северном полустанке, а не только в Киржаче, в полутора часах езды от Москвы. Тем больнее чистым душам этих городков, поселков да полустанков от вторжения далеко не свойственного им чужеродного, грязного…
Профессионального театра в городе нет. Не было и раньше. А народный есть, и очень хороший. Актеры – в основном школьная и рабочая молодежь. Руководит ими в городском Доме культуры та же Галина Михайловна Наумкина. Получив высшее режиссерское образование в знаменитом Театральном училище имени Б.Щукина, она уже много лет заботливо и терпеливо, вдохновенно и мастерски вводит ребят в мир театра. В городе, кажется, ее знают все: здороваются, что называется, и стар и млад.
– Удивительно одаренный мальчик, – отзывается о прошедшем мимо пацане Галина Михайловна.
– Очень, очень способная, – это о другой девочке, только что поздоровавшейся.
И это постоянно. Такое впечатление, что навстречу попадается не обычная ребятня, а сплошь таланты. Но, может быть, так оно и есть? Не удивляется же никто, если в классе у сильного учителя математики вырастают одаренные математики, у прекрасного химика – плеяда химиков… Не будем каждому из встреченных ребят сулить “звездную” театральную судьбу, хотя профессиональные актеры среди питомцев Наумкиной есть. Но, скажите, кому плохо, если в маленьком райцентре подрастает поколение богатых душой, увлеченных искусством подростков?
Галина Михайловна – педагог от Бога, она лишена всякой вычурности, всякого самоафиширования, чем иногда так страдают ее собратья по искусству. Скромная, интеллигентная, поразительно начитанная, она входит в класс (или коридор – неважно) с таким ликом красоты и мудрости, что не полюбить ее учебный предмет просто невозможно! Вот и ходят за ней “хвостиком” ученики, “доставая” и на переменах, и после уроков. А отношения – искренне-доверительные, трепетно-теплые – ближе к настоящей человеческой привязанности, чем к классно-урочным. Никакого панибратства не вижу я и в том, что ребята запросто могут зайти к учительнице домой, говорить о чем-то своем.
Столько мальчишек и девчонок, увлеченных искусством театра, мне не доводилось видеть никогда.
…Мы на уроке театрального искусства. Стоят редкие минуты полной тишины. Ученикам задано придумать и разыграть ситуацию: “Как бы я себя повел, если бы обидели моего лучшего друга?” Мальчишки сопят, в творческом порыве некоторые даже сжали кулаки. Без слов ясно, каково бы сейчас пришлось зловещим обидчикам. Но страшная жажда мести вдруг рассеивается после буквально одной-двух фраз Галины Михайловны. Оказывается, кроме кулаков, есть и другие веские средства. Спокойные словесные доводы, например.
Второклассники отрабатывают артикуляционные упражнения, взахлеб играют в специально подобранные для этого игры. Пятиклассники уже придумывают и ставят этюды. Дети занимаются с такой жадностью, которую просто так не разыграешь. Это подлинно. Кстати, в их речи то и дело мелькают театральные термины. Детское творчество, словно неиссякаемый родник, бьет ключом. Тот, кто видит в этом лишь беспорядок, “отсутствие учебной дисциплины” и слышит гвалт да бездумный детский щебет, – педагогически неграмотный человек. Ибо невозможно втиснуть преподавание такого хрупкого предмета, как искусство, в казенно-традиционные рамки привычного школьного официоза: руки по швам, пишем контрольную, читаем хором…
Но, представьте, дискуссия о нужности того самого эстетического компонента в школе возникает постоянно. Гораздо проще учить детей читать-писать-считать, как в доброе старое время, без всяких там затей, чем переживать неудобства да хлопоты. Старейший враг эстетического воспитания – ее величество Прагма – нет-нет да берет за горло своей “железной логикой”:
– Спортом заниматься полезнее: здоровье укрепляется.
– Пусть лучше задачи решают, в институты готовятся.
– Какой им толк от театра, не актерами же они будут?
Простим некоторым родителям эти суждения. Да и учителям, забывающим, что, кроме физического и умственного здоровья, есть здоровье духовно-нравственное… Что же касается Прагмы, то разве слепой не заметит, как расцветает творческое мышление детей, улучшается качество и образный строй речи, углубляется интерес к чтению, появляется уверенность в себе, умение владеть своими эмоциями и телом. Тем не менее, чтобы не досаждать лишними хлопотами, уроки театрального искусства в старших классах решено от-ме-нить!
И это там, где терпеливо и радостно взращены ростки детских талантов, где уже появились зачатки настоящих классных театральных коллективов… Театр начинается в классе – это ли не прекрасно? Разве лучше, если в классе начнется стремление к наркомании, подростковой преступности, если вырастут циники? Но ведь такое в наше время далеко не редкость!
– Наши занятия очень близки практической психологии, – делится размышлениями Галина Михайловна. – Помните, есть в ней некое понятие “примерка социальных ролей”? Этим, собственно, мы и занимаемся в большой степени. Каков ты как друг, брат, сын? Что у тебя за душой? Это для ребят далеко не праздные вопросы. Для некоторых они как раз самые главные. В то же время искусство театра очень близко детским играм. А Уильям Шекспир вообще считал: “Весь мир – театр, и люди в нем – актеры”…
Неформальному отношению детей к мощному воспитательному потенциалу театральных уроков существует множество свидетельств. Летом, например, к находящейся в отпуске Галине Михайловне пожаловала делегация ребят из близлежащего к школе микрорайона.
– Мы подготовили театральное представление для родителей, – обьяснили актеры. – Посмотрите, пожалуйста, грамотно ли мы сделали?
Сделано было вполне грамотно, но повозиться для наивысшего эффекта все равно пришлось. Пришли сами – уже радость, сделали “грамотно” – радость вдвойне. Благодарные родители засняли театральное представление своих чад на видеопленку. И все это, повторим, летом, когда можно от зари до темноты купаться, играть в футбол, смотреть “до упора” телевизор. Ан нет, без ставшего таким дорогим и необходимым театра ребятишкам уже не прожить!
Другой случай, тоже довольно типичный. В школе на торжественном мероприятии за что-то награждали учеников. Да вот беда: как на грех, одному из мальчишек подарка не хватило. Что ж, неприятно, но ведь бывает. Сам мальчишка к данному факту отнесся без внешних проявлений обиды, а что там в душе у него творилось – трудно сказать. Спасительная идея выхватить из своего портфеля только что купленную – разумеется, для себя – книгу пришла к Галине Михайловне в последний миг. И вот уже мальчишка, моргая от удивления, прижимает к себе срочно “нашедшийся” подарок – книгу о знаменитом русском режиссере. Только что молчавший, не выражавший никаких чувств, пацан вдруг буквально расцвел и закричал что было сил:
– Да это же мой любимый режиссер!!! Как вы об этом узнали?!
Значит, совсем не напрасно зажгла еще одно детское сердце волшебная палочка Галины Михайловны. Театр, оттачивающий умение понимать другого человека, других людей, делать “своими” чужие переживания, – изначально гуманное изобретение человечества. Вот почему он именно теперь так необходим детям и на далеком полустанке, и в южном поселке, и в уютном маленьком Киржаче. Театр, начинающийся в классе, есть крохотный, но вполне реальный приток в русло мощной реки, именуемой отечественной культурой.
Елена ЮДИНА
Москва
Мы звали ее Марьюшкой…
Мы звали ее Марьюшкой…
Сама уже с 33-летним стажем педагогической работы, я с большой теплотой и любовью вспоминаю своих учителей. С уверенностью могу сказать: я счастливая женщина. Меня учили прекрасные педагоги, у меня чудесные ученики. Многие из них пошли по моим стопам. Но зато я, наверное, была не совсем хорошей ученицей, так как редко поздравляла своих учителей с праздниками, не писала писем. Но помнила всегда, вспоминаю и сейчас.
Так уж сложилась судьба, что мне пришлось учиться в трех школах. Мы, балкарцы, были высланы в Среднюю Азию. Ни в детском саду, ни в школах я не замечала к себе плохого отношения из-за того, что я спецпереселенка. Наоборот, всегда чувствовала к себе доброе отношение, даже любовь и уважение со стороны учителей. Возможно, именно это и порождало ответное чувство. Я боготворила их.
Мне бы хотелось через нашу профессиональную газету выразить им свое запоздалое признание в любви.
Что обьединяло их?
Это были честные, трудолюбивые, любящие детей и свою работу люди. Многие из них – высококвалифицированные специалисты. Сколько было оптимизма в них в эти трудные послевоенные годы, сколько тепла и доброты, сердечного сочувствия к детям-сиротам, обездоленным войной, к детям спецпереселенцев, которых считали врагами народа.
С 1-го по 7-й класс мне пришлось учиться в женской школе г.Джалал-Абад Киргизской ССР. В первом классе нас, выпускников детского сада, учила Неля Каримовна, почти еще девочка, относящаяся к нам по-матерински нежно, ласково. Со 2-го по 4- й – Духанова Татьяна Семеновна. У нее родилась дочь, и она обещала назвать ее именем той ученицы, у которой окажется больше пятерок. Назвали Людой, именем моей подружки, у которой оказалось на одну пятерку больше, чем у меня. Было очень обидно и стыдно, потому что Татьяна Семеновна, разговаривая с нами, с большой надеждой смотрела на меня, а я не оправдала ее ожиданий. Но я поняла, что по справедливости так и должно было произойти.
Любви к прекрасному, умению писать сочинения, анализировать произведения, увязывать их с жизнью учили Нелли Павловна Бурная и Мария Михайловна Канунникова. Увлеченная своим предметом, всезнающая Нелли Павловна! Вспоминаю ее сидящей за учительским столом. Щеку подпирает рука. А по кулачку ее прекрасной руки сбегают слезы и капают на стол. А в классе такая тишина, что мой голос начинает звенеть от волнения и восторга. Это я читала наизусть стихотворение Никитина “Утро”.
Дорогая Мария Михайловна! Умная, красивая, добрая, все понимающая. Как мы ее любили! За спиной мы ее называли ласково Марьюшкой. Вы тогда учились заочно. И кто-то нам сказал, что, если вы не сдадите сессию, не будете больше вести уроки в нашем классе. Как мы переживали в течение каникул за вас! Но проходило лето, и вы возвращались к нам. Всю жизнь я пыталась подражать вам.
У нас был поющий класс. На смотрах художественной самодеятельности нам не было равных. А петь на голоса научила нас классная руководительница Клавдия Ефимовна Калько.
В 10-м классе мне пришлось учиться в школе им.Крупской г.Джамбула Казахской ССР. Учителя этой школы приобщали нас к искусству, культуре. Именно здесь я полюбила классическую музыку. Среди любимых учителей – директор школы Анатолий Иванович Козлов, в которого были влюблены все девочки старших классов. Он не был красивым, но от него исходили такое обаяние, такая внутренняя сила и любовь к нам, что они никого не оставляли равнодушным.
Однажды мы всем классом сбежали в кино с последнего урока, естественно, ни у кого не отпрашиваясь. Шел фильм “Карнавальная ночь”, только что вышедший на экраны. На следующий день первым уроком была геометрия. Анатолий Иванович заходит в класс. Мы все сидим, виновато опустив головы. Нам было неловко оттого, что любимый учитель огорчен. Некоторое время он молча смотрел на нас. Мы ожидали взрыва негодования, упреков, ругани, тем более что некоторые из нас сбегали с урока не совсем обычным путем, через дверь, а прыгали со 2-го этажа. И вдруг он шутливо сказал: “Ну что же вы меня с собой не взяли?” Мы все зашумели, облегченно вздохнули, стали извиняться! И только потом он слегка пожурил нас, сказав, что прыгать со второго этажа было не надо. Кто-нибудь мог покалечиться. Он нас понимал во всем. И нелюбимая математика становилась на его уроках интересной.
Василий Авраамович Филько – учитель русского языка и литературы. Какие уроки он давал! Даже не верилось, что такой человек может быть простым рядовым учителем. Он был для нас почти богом! Как много он знал, как увлекал нас! Это были уроки волшебства и мужества, романтики и реальности, любви и патриотизма. И только звонок возвращал нас на землю.
Майя Матвеевна Козулина – учительница химии и классный руководитель нашего поющего 10-го “Г”. Маленькая, миниатюрная – наша старшая подруга. Заботливая, внимательная, с нежным чистым голоском, по-матерински опекавшая нас.
…Прошло 38 лет, как мы окончили школу. Но память все чаще и чаще возвращает в прошлое. И оно кажется таким прекрасным.
Сейчас я сама мать троих взрослых детей, имею внука и внучку, но чудесные школьные и университетские годы всегда в памяти.
Дорогие мои учителя, великие наставники! Нет слов, чтобы выразить всю полноту чувств к вам. Думаю, что под этим письмом подписались бы все мои одноклассники, выпускники 1957 года бывшей женской школы города Джалал-Абад Киргизской ССР и школы им. Н.К.Крупской г.Джамбул Казахской ССР. Знайте, что мы вас всегда помним и любим. Если в нас есть что-то хорошее, то это от вас, от вашей душевной щедрости, мудрости и чистоты. Многих, наверное, уже нет в живых. Пусть эти мои слова благодарности будут прощальным венком на их могилы.
Лидия ЖАНТУДУЕВА
(ныне ТЕМИРКАНОВА), отличник народного образования РФ, заслуженный учитель Кабардино-Балкарской республики
Комментарии